После череды резонансных падений башенных кранов осенью 2015 года, в том числе и в Омске, Ростехнадзор намерен ужесточить контроль за строительными компаниями.
По информации газеты «Известия», глава Ростехнадзора Алексей Алешин предложил правительству перевести башенные краны из IV в более высокий, III класс опасности — тогда ведомство сможет включить такие объекты в свои плановые проверки, которые дисциплинируют девелоперов. Есть и другой вариант — разрешить ведомству проводить рейды на объектах.
Отметим, что сейчас у Ростехнадзора нет прав проверять башенные краны (грузоподъемные, краны-манипуляторы, а также строительные подъемники) до того, как с ними произошла авария, — только постфактум либо на основе чьей-либо жалобы, так как они относятся к наименее опасному, IV классу опасности, в отношении объектов этого класса плановых проверок не ведется.
Деление на четыре класса опасности было введено с начала 2014 года. Такое разделение учитывает степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Объекты IV класса опасности являются единственными, в отношении которых не проводятся превентивные проверки.
«Так как разделения по классам не было, то и проверок было больше. Если говорить о статистике, по сравнению с 2013 годом у нас сократилось число плановых проверок на 57%, суммарно плановых и внеплановых — на 27%. Мы тогда выступили за риск-ориентированный подход, оставив качество подъемной техники на совести собственника (при аварии собственник несет ответственность вплоть до уголовной), но мы столкнулись с тем, что они, напротив, безответственно стали к этому относиться», - сказал Алешин.
Отметим, в последние дни октября 2015 года — с 26-го по 28-е число произошло сразу пять резонансных аварий — в Омске, Краснодаре, Анапе и Таганроге. Всего с января по октябрь 2015 года произошло 13 аварий с башенными кранами, что на 30% выше, чем за аналогичный период 2014 года.
«Без постоянных проверок эксплуатанты башенных кранов, конечно, разбаловались. То, что произошло, особенно в октябре, нельзя списывать на погодные условия, это на 100% человеческий фактор», — уверен глава Ростехнадзора Алешин.
Напомним, башенный кран упал на стоящие автомобили по проспекту Маршала Жукова в Омске в конце октября. В результате погибли четыре человека: семья Богдановых — двое взрослых и маленький ребенок, а также водитель микроавтобус «Соболь».
Следственными органами регионального СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении Константина Иванова, госинспектора межрегионального отдела по государственному строительному надзору и надзору за СРО и подъемными механизмами сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Мужчина подозревается в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Помимо Иванова в качестве подозреваемых по делу о крушении крана привлечены еще три человека: учредитель компании «Джаст Фит Лайф» Виктор Полукаров, генеральный директор этой же компании Константин Семенов, а также мастер строительного участка Сергей Масленкин.