Традиционно накануне нового года начинаются гадания аналитиков «что будет, что случится, чем дело кончится». На основании новых законодательных инициатив, политико-экономических трендов, высказываний политиков, параметров бюджета и внешнеполитической конъюнктуры экспертно-аналитический совет «СуперОмска» предлагает нашей аудитории прогноз трендов, рискующих стать резонансными в 2016 году.
КАК ЖИТЬ БУДЕМ
Традиционно самое большое количество прогнозов касается развития в грядущем году социально-экономической ситуации. При этом авторы прогнозов на сей раз разделились на диаметрально противоположные группы.
Пессимисты ожидаемо пророчат россиянам серьезные экономические трудности и значительное ухудшение уровня жизни. В качестве аргументов приводятся параметры «кризисного» бюджета, имеющего большой дефицит. Но и его удастся исполнить при определенных условиях: цена на нефть установится на уровне 50 долларов, а стоимость американской валюты составит не более 63 рублей.
Правда, уже сейчас эти показатели далеки от запланированных. Более того, в самом начале следующего года практически все рядовые россияне почувствуют рост цен на товары всех групп, повышение стоимости услуг ЖКХ, дефицит некоторых видов товаров, попавших под санкции. Несладко придется бюджетникам и пенсионерам. Регионы больше не в состоянии выполнять «майские» указы Путина, а работающие пенсионеры не могут отныне рассчитывать на индексацию пенсий.
Все это, по мнению «пессимистичного крыла» экспертов, обеспечит победу «холодильника над телевизором», чем создаст серьезные проблемы властям всех уровней.
Оптимисты, среди которых довольно часто фигурируют федеральные чиновники, заявляют, что фаза острого кризиса прошла, что экономика достигла «дна» и ей теперь ничего не остается, как только пойти в рост. По мнению оптимистов, Россия научилась жить в условиях санкций и низких цен на нефть, и нам почти полностью и безболезненно удалось заместить импорт на основные группы санкционных товаров.
А самые замечтавшиеся и вовсе прогнозируют отмену санкций уже к середине лета, что якобы опять же послужит катализатором экономического роста.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: хотелось бы, конечно, быть оптимистами, но предпосылок улучшения ситуации пока нет. Более того, на следующий год придется так называемое отсроченное влияние кризиса на население, когда падение экономических показателей через снижение уровня жизни начинают в полном объеме ощущать рядовые жители.
Но, как это часто бывает с Россией, все может решить случай. Колебания цен на нефть, связанные с какой-нибудь очередной региональной войной, договоренности по еще одному газопроводу, пересмотр усталыми от нашего невнимания европейцами санкций, как и другие относительно «случайные» факторы, могут повлиять на ситуацию очень существенно.
Словом, надежда на русское «авось» сохраняется.
Что касается Омской области, то к общефедеральному тренду на ухудшение ситуации у нас добавляются местные проблемы: достижение предельно допустимых размеров госдолга, паническое бегство налогоплательщиков, снижение доходов «Газпромнефти», резко проступающие дорожные и транспортные проблемы. Несколько скрасит ситуацию празднование юбилея, когда город подчистят по пути следования президентского кортежа, но принципиально ни одной серьезной проблемы решить, вероятнее всего, не удастся.
«ПЛАТОН» – ПОВЕЛИТЕЛЬ ФУР
Пока дорожная любовь «окормленных» федеральных фондов к дальнобойщикам развивается по «платоническому» сценарию, но все же в целом процесс идет по федеральному плану. Попытка сразу взять водителей фур в «ежовые рукавицы» наткнулась на волну протестов, и Владимир Путин, по «многочисленным просьбам трудящихся», кратно снизил штрафы и попросил правительство обойтись с решительно настроенными водителями как-нибудь помягче. В результате грамотно организованной федеральными чиновниками манипуляции акции протеста стали постепенно сходить на нет. Вместе с тем, стало окончательно очевидно, что от идеи «Платона» правительство не откажется, как и не откажется от последовательного курса на поэтапное ужесточение правил его использования и штрафов за нарушения.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: «Платон» – своего рода поводок (который в любой момент можно использовать как удавку), позволяющий контролировать сферу дальнемагистральных перевозок. Ведь не секрет, что в ней высок процент предпринимателей, всячески избегающих налоговых взысканий. Под предлогом сбора средств на дороги фактически делается уступка крупным перевозчикам, давно мечтающим вытеснить с рынка мелких игроков, и РЖД, мечтающей экономически уничтожить самих крупных автоперевозчиков. Федеральные власти в следующем году будут ужесточать требования к перевозчикам до тех пор, пока «Платон» не выполнит свою главную миссию. И это явно будет не избавление от одной из двух главных российских бед.
НОВЫЕ КАНДИДАТЫ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
С нового года многим россиянам придется существенно изменить привычный образ жизни.
Во-первых, нужно будет скорректировать запланированные весенне-летние отпуска. Если раньше уже с января начиналось раннее бронирование Турции и Египта, то как минимум в этом году теперь придется искать альтернативные варианты. Восточная Азия и Израиль, Индия и Крым станут основными местами отдыха россиян.
Во-вторых, придется распрощаться с продукцией Турции и Украины. Несмотря на то что эти страны находятся от Омска далеко, в ассортименте наших ритейлеров, не говоря уже о бутиках и рынках, товары из них играют существенную роль. Тот же турецкий текстиль, да и многие другие виды продукции, котируются у нас значительно выше китайского ширпотреба. Но импортозамещать санкционные товары, видимо, будут в основном как раз продукцией из Поднебесной.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: отношения с Турцией и Украиной с нового года усложнятся еще сильнее. Турция решила позлить Россию поддержкой крымско-татарского политического воинства под руководством одного из инициаторов блокады Крыма, Ленура Ислямова. Украина планирует полностью отказаться от уплаты суверенного долга. По всей вероятности, введенные ограничения на ввоз их продукции – только самое начало противостояния. Количество санкций будет расти, поэтому украинские и турецкие товары в основном исчезнут с прилавков уже через полгода. Адекватной замены этой недорогой, но качественной продукции пока не видно.
Что касается туризма, то шанс на отмену запрета на выезд в Египет, а возможно и в Турцию, уже к купальному сезону, остается. С Египтом, судя по всему, в ближайшее время удастся договориться и ужесточить меры безопасности в отношении российских рейсов. Что качается Турции, то туризм, наряду с поддержкой Сирии и курдов остается в отношении данной страны эффективным внешнеполитическим «оружием» России. И вероятность открытия этого направления гораздо меньше, чем у египетского.
ДРЕССУРА НАСЕЛЕНИЯ МЕТОДОМ КНУТА И ПРЯНИКА
Следующий год пройдет под эгидой выработки у россиян платежной дисциплины. Помимо запланированного роста цен на услуги ЖКХ для граждан России увеличится пеня за просрочку коммунальных платежей. Причем рост штрафов ускоряется в зависимости от продолжительности просрочки. Помимо кнута в некоторых сферах предоставляется и пряник. Так, нарушители некоторых из ПДД за досрочную оплату штрафа могут сэкономить до 50% от суммы взыскания, а пожилым россиянам вдвое снизят оплату одного из самых тяжелых «налогов на воздух» в виде побора на капремонт.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: в сложившихся условиях кризис неплатежей может добить и без того слабую финансовую систему страны. Главным фактором риска как всегда является не слишком богатое население, среди которого в следующем году неизбежно увеличится доля живущих за чертой бедности. Рост пени – первое из череды спецмероприятий, направленных на увеличение поступления платежей от населения. Пока неясно, повысит ли указанная мера платежную дисциплину, но недовольство граждан от дополнительных штрафов уже обеспечено.
МАШИНА – РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО...
Еще одним неприятным сюрпризом станет рост цен на автомобили. Этому будет способствовать повышение утилизационного сбора. О намерении повысить цену своих авто заявили практически все мировые бренды, производящие или поставляющие автомобили в Россию. Недолго ждать роста цен и на продукцию отечественного автопрома, который в этом вопросе на редкость шагает в ногу с мировыми автопроизводителями.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: базовые ставки нового платежа одинаковы как для отечественных автопроизводителей, так и для концернов, автомобили которых ввозятся на территорию России из-за рубежа. Как подсчитали в Минпромторге, за счет пересмотра суммы утилизационного сбора налоговые поступления увеличатся с 54 млрд рублей до суммы, превышающей 200 млрд рублей.
По мнению ряда экспертов, новый налог необходим, чтобы компенсировать субсидирование отечественных автопроизводителей, на которые у государства будет уходить около 100 млрд рублей в год.
Как всегда оплата утилизационного сбора ляжет на плечи россиян, которые после нового года вынуждены будут покупать автомобили с 5-7%-ной наценкой.
НА ОМСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН...
Россиян в новом году ожидает непривычно конкурентная избирательная кампания. Все возможные обещания уже были даны на прошлых выборах, поэтому для победы будет избрана стратегия «внешнего врага». В СМИ уже появляются сообщения, что США и западные силы ищут в России усиленную замену Навальному. По всей вероятности, парламентские партии будут обзывать вновь появившиеся политические силы «агентами запада, жаждущими организовать в России цветную революцию» и разделят каждый свою нишу. Омичей ждет приятный бонус в виде выборов в Заксобрание. Традиционно региональные выборы сопровождаются точечными ремонтами, массовыми праздниками от более богатых кандидатов и благоустройством территорий и субботниками от тех кандидатов, что победнее.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: в Омске ожидается весьма конкурентная избирательная кампания. Если на одномандатных округах к явным фаворитам уже на берегу можно отнести как единороссов (Виктора Шрейдера), так и представителей оппозиции (Олега Смолина), то по партспискам количество проходных мест у «партии власти» и КПРФ может оказаться весьма неожиданным.
Еще более ожесточенная борьба ожидает нас на выборах в Заксобрание, постепенно переходящих затем в выборы депутатов городского совета. Креатурам Компанейщикова здесь будут противостоять команды бизнесменов, решивших, что они уже всего добились в своем деле, а потому им нужно развивать свое влияние на власть, чтобы увеличивать объемы прибыли за счет госбюджета или шантажа представителей конкурирующего бизнеса. Кроме того, свою карту захотят разыграть предприниматели, пытающиеся сегодня приватизировать ОНФ, а с ними поиграть на отдельной поляне попытается и вечно плавающий на поверхности Александр Артемов. Все эти переплетения обещают конкурентную кампанию с обилием скандалов, интриг и взаимного компромата.
ТОЧЕЧНЫЕ РЕМОНТНЫЕ БОМБЕЖКИ РАЗВАЛИНОМСКИХ АВТОДОРОГ
Очевидный кризис ждет омичей в дорожной сфере. Накануне трехсотлетия областные органы власти фактически расписались в неспособности решить в регионе дорожную проблему. Мэрия и вовсе решила выставить дорожную тему на голосование, выбрав из тысячи нуждающихся одну-две дороги, достойные ремонта. А главный дорожник региона Богдан Масан и вовсе назвал выделенные на омские магистрали деньги в объеме пяти с хвостиком миллиардов рублей «каплей в море» и искренне понадеялся в следующем году хотя бы не потерять омские дороги совсем.
К сожалению, все эти телодвижения с народными голосованиями и печально-траурные высказывания выглядят как заблаговременная подготовка аргументов для того, чтобы в будущем оправдаться за мизерные объемы дорожно-ремонтных работ.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: в целом Богдан Масан прав. На сегодняшний день пяти миллиардов, учитывая запущенность дорожной проблемы, хватит только на самые необходимые работы, но и их готовят не на основе изучения логистики и развития транспортного костяка региона и города, а в тишине кабинетов. Главный вопрос в другом: что делало руководство региона и города несколько последних лет, когда дороги приходили в окончательную негодность? Ведь раньше, когда план текущего ремонта выполнялся, аналогичных сумм «за глаза» хватало, чтобы не допускать износа магистралей, который мы наблюдаем в этом году.
КОМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Своего апогея достигнут транспортные проблемы города Омска. К тарифам, которые, как говорят, не покрывают себестоимости перевозок, прибавится фатальное устаревание автобусного парка, требующего скорой замены. Простым экстенсивным путем повышения стоимости проезда ситуацию уже не решить. Возможно, последним «подарком» от никак не решающегося уйти мэра станет либерализация рынка автоперевозок, при которой большинство муниципальных маршрутов будет передано в руки частных перевозчиков.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: очевидно, что муниципальный транспорт вошел в полосу длительного кризиса. Еще Олег Осинский, пытавшийся реформировать ПАТП и завести турок на омский пассажирский рынок, с большой точностью предсказывал подобные следствия. Мэрия постепенно расписывается в своей неспособности управлять данным рынком. И с определенного момента частные автоперевозчики просто перестанут слушать рассуждения транспортных чиновников о планах их «урегулировать» и попросту начнут диктовать свои условия, увеличивая цены на проезд по собственному усмотрению – благо, новые нормы федерального законодательства вполне этому способствуют.
ПОДАЧКА С ЦАРСКОГО ПЛЕЧА НА «НИЩИЙ» ЮБИЛЕЙ
Светом в темном царстве рискует стать саммит ЕАЭС. Как минимум центр города, а также дороги от аэропорта до места его заседаний явно будут капитально отремонтированы, недострои завешены красивыми плакатами, а вдоль маршрутов передвижения официальных лиц высажены декоративные культуры. Для многих городов мероприятия подобного уровня являются шансом сделать экономический и инфраструктурный рывок.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»: с большой долей вероятности, евразийский саммит особых дивидендов Омску не принесет. Власти так и не удосужились проработать хотя бы несколько проектов до уровня «нужны только деньги, чтобы он заработал», подменяя реальную работу созданием всевозможных стратегий развития. Все опять ограничится общими фразами – «инвестируйте в город, инвестируйте в сельское хозяйство».
А за примером омским чиновникам стоило бы сходить в соседний Новосибирск, Уфу или на Урал, где в обмен на инвестиции предлагаются разработанные проекты с подведенной инфраструктурой и расчетами периода самоокупаемости.