Итоги недели: «контрактники» в облправительстве, обходительный Ростехнадзор, дело Соболева и кастинг в минстрое

В конце января стало известно, что областные власти распорядились создать в правительстве новое Главное управление контрактной системы (ГУКС). Предусматривается, что к ГУКС от минэкономики перейдет часть полномочий по организации закупок по таким направлениям, как общегражданское и специализированное строительство зданий и сооружений, услуги в области архитектуры и инженерного проектирования, технических испытаний, исследований и анализа.

Важно то, что теперь муниципалитеты Омской области для получения из областной казны субсидий на закупки по вышеупомянутым направлениям стоимостью более 1 млн рублей должны будут передать право на проведение этих закупок в ГУКС. Проще говоря, местные власти должны либо расстаться с правом распоряжаться средствами на закупку угля и строительство, либо останутся без областных денег на эти же цели.

Кто возглавит ГУ, пока неизвестно – ожидается, что имя руководителя станет известно на ближайшем заседании правительства в среду, 3 февраля.

Эксперты «СуперОмска» высказали мнение о том, что подобная схема чревата существенными коррупционными издержками. Характерно, что ГУКС, деятельность которого будет курировать неумолимо усиливающий свои аппаратные позиции Андрей Новоселов, первоначально должен был заниматься и закупками угля для муниципалитетов. Однако в окончательном варианте постановления правительства этот пункт почему-то убрали.

Тем самым можно предположить, что Новоселов, создавая новое ведомство при поддержке Станислава Гребенщикова (про «топливные» интересы которого неоднократно говорилось) в итоге все же решил избавиться от подозрений в лоббировании интересов крупных игроков угольного рынка, прекрасно понимая, чем для него чреваты подобные ассоциативные связи. Между тем, по информации источников в облправительстве, Новоселов даже лично звонил спикерам районных советов с настойчивым предложением повысить тарифы до вступления в силу моратория, введенного федералами с 1 января.

Очевидным остается нивелирование полномочий местного самоуправления: после закона об отмене прямых выборов у глав муниципалитетов «увяз коготок», а теперь «пропала птичка» в виде урезания прав на управления бюджетными субсидиями. Проблема в том, что новое ведомство переходит дорогу сразу нескольким серьезным структурам, прежде всего антимонопольной службе, и меняет всю сложившуюся структуру госзакупок региона. А в пределах самого правительства очевидным образом происходит ослабление министерств экономики, финансов и сельского хозяйства, при этом резко усиливается «ручное» управление и влияние первого зампреда правительства.

Как уже говорилось, начальник ГУКС будет известен в среду, а с 15 февраля и с 1 апреля должны вступить в силу все положения, регламентирующие порядок работы этой структуры. Последняя создается в довольно спешном порядке и, вероятно, с явным прицелом на освоение госзаказа уже в этом строительном сезоне, пока муниципалитеты не «очухались» и не распределили подряды самостоятельно.

Можно предположить, что в правительстве сделали выводы из прошлогодних бесконечных тяжб Гребенщикова с мэрией по поводу ремонта городских дорог, и ошибок повторять не намерены. Сейчас на кону более 5 миллиардов регионального дорожного фонда, на кусок которого  начало было рассчитывать окружение Двораковского, а также неплохой куш в виде федеральных средств на «Омскую крепость» и на ряд других проектов.

Как и в истории с выборами глав муниципалитетов, на руководство региона вместе с полномочиями ляжет и дополнительная ответственность за ситуацию в строительной сфере. А вот готовы ли областные власти нести эти издержки – пока вопрос открытый, судя по следующему сюжету «Итогов недели».

 

Обходительный Ростехнадзор

Неоднозначная ситуация сложилась вокруг Западного обхода, который в конце прошлого года был с помпой открыт областными дорожниками. Как известно, начинал строительство дороги еще «Мостовик», ну а после известных событий доделывать трассу пришлось новому генподрядчику - ДРСУ-6 из Калачинска. Каждый километр дороги в среднем обошелся бюджету в 78 млн рублей.

К тому времени, как фанфары по случаю открытия важной магистрали давно затихли, собственную партию решил сыграть Ростехнадзор. Ведомство отказалось выдать заключение о том, что дорога соответствует требованиям технических регламентов и не преминуло сообщить об этом на официальном сайте.

Как установили инспекторы, отсутствовало должным образом оформленное разрешение на строительство. Конструкция дорожной «одежды» не соответствовала требованиям проекта, с нарушением были построены водопропускные железобетонные трубы транспортной развязки. Кроме того, асфальтобетонная смесь укладывалась при отрицательных температурах ниже минус 5 градусов. Ростехнадзор выписал УДХ штраф суммой 200 тыс. рублей, а должностное лицо ДРСУ-6 оштрафовали на 250 тысяч. Остаётся непонятным, где Ростехнадзор был раньше, когда выявленные нарушения можно было устранить по ходу строительства и избежать скандала.

Областные власти с претензиями федеральных контролёров не согласились и в резкой форме заявили, что при строительстве все нормативы были соблюдены, а допущенные нарушения, по сути, являются техническими моментами, а не чем-то ужасающим. Действия Ростехнадзора дорожники намерены обжаловать в суде, где будут доказывать свою добросовестную работу.

Экспертный совет «СуперОмска» отмечает, что Ростехнадзор - обычно не слишком медийная федеральная структура - весьма продуманно выбрал нужный момент. А именно он совпал с «володинским» итоговым рейтингом ФоРГО за 2015 год, в котором Виктор Назаров является одним из главных аутсайдеров (74-76-е места из 85, падение на 3 позиции). Губернатору не помогло даже то, что он согласился принять участие в одобренной Путиным реформе государственного управления и по собственной инициативе сократить 10% региональных госслужащих.

Параллельно в еще одном федеральном СМИ размещена информация об уголовном деле на экс-министра имущественных отношений Виктора Соболева, который недавно экстренно поменял кресло в правительстве на должность регионального директора бизнес-инкубатора. По данным LifeNews, его подозревают в деяниях, совершенных в бытность заместителем директора департамента имущественных отношений, возглавляемого в ту пору Юрием Гамбургом. Вновь была поднята старая добрая тема «теплосетей Амура»: якобы Соболев подписал бумаги на перечисление 80 млн рублей в счет оплаты обслуживания коммуникаций в посёлке, на деле же никаких работ частная компания не проводила.

Безусловно, все перечисленные темы сами по себе не столь опасны для политической жизни Виктора Назарова, как поднятые неделей раньше «группой влияния» Каплуната обвинения в злоупотреблениях, происходивших в «Газпром межрегионгазе Омск». Однако стоит отметить, что все рассматриваемые обвинения опубликованы почти синхронно, с расчетом на максимальное распространение информационной волны. Кампания спроектирована таким образом, что все «вбросы» дополняют друг друга, создавая иллюзию того, что в команде Назарова происходят сплошные и грубые нарушения во всех ключевых сферах. Учитывая, что за всеми источниками фактически маячат уши одних и тех же заказчиков, можно предположить, что, на публику хваля омского губернатора, они тем не менее продолжают его «сливать».

 

Кастинг на неоднозначную должность

После внезапной отставки Богдана Масана вопрос о новом министре строительства завис в воздухе. Ожидаемого назначения так и не состоялось, вместо этого губернатор Виктор Назаров выступил с достаточно неожиданной инициативой.

«Мы объявили конкурс на кандидатуру министра строительства и ЖКХ. При этом я хотел бы дополнить, что мы обратились ко всем партиям, которые сегодня присутствуют в Законодательном собрании, что мы готовы работать совместно и ждём от них предложений, кого они могут выдвинуть на эту должность. Прежде всего мы акцентируем внимание на том, что будущий министр будет профессионален. Он должен принимать решения и нести за них ответственность, ну и конечно, работать в команде для достижения общей цели. К какой партии он принадлежит на сегодня – не главное», - заявил глава региона, пояснив, что нового министра можно будет определить уже к марту.

В феврале будет назначена комиссия по выбору руководителя минстроя и начнут рассматриваться заявки от кандидатов.

Совершенно непонятно, на взгляд экспертов «СуперОмска», почему губернатор не хочет просто утвердить в должности и.о. министра Александра Бирюкова либо еще кого-то из действующей команды. Более того, в нынешнем составе правительства пока еще не было ни одного успешного конкурсного вхождения в должность. Стоит вспомнить неудачный опыт Алексея Гладенко в роли министра промышленности, а совсем недавно также выбранного по конкурсу директора регионального фонда капремонта Александра Рудюка уже готовы увольнять.

Большинство политических обозревателей и журналистов посчитали, что действия Виктора Назарова обусловлены безысходностью и неспособностью найти готового профессионала на эту «расстрельную» должность на фоне стремительно тающего, оставшегося до 300-летия времени. Только вот в случае создания могущественного ГУКС власти, напротив, оказались весьма решительны — ни о каком конкурсе или хотя бы предварительном обнародовании персоны руководителя с целью «проверки публичностью» даже и речи не шло.

Еще более примечательно в данной ситуации то, что Назаров обратился в официальном письме ко всем партиям, представленным в областном парламенте, предложил им выдвигать свои кандидатуры. По мнению аналитиков «СуперОмска», таким образом губернатор хочет решить и еще одну проблему – разделить с политической оппозицией ответственность за подготовку к празднованию юбилея, а также выбить из рук тех же коммунистов (если они согласятся играть по предлагаемым правилам) козыри, которые они неизбежно получат как раз на фоне выборов в Госдуму и Заксобрание. Все это рискует обернуться последствиями, по сравнению с которыми споры с Ростехнадзором по поводу Западного обхода покажутся лёгкой прогулкой.

Перейти на полную версию сайта