Итоги недели – визит министра обороны, кампания против Компанейщикова, борьба с коллекторами и самостроем

В понедельник в Омск прибыл министр обороны Сергей Шойгу – как и полагается военному, в режиме секретности. О встрече не сообщалось заранее, и дата визита появлялась в СМИ только благодаря сообщению анонимных источников. Аккредитации на поездку по понятным причинам также не удостоилось ни одно из местных СМИ.

В прессе проскальзывала информация о том, что одной из целей приезда являлась подготовка к проведению в Омске состязаний по танковому биатлону, благо наличие полигона и единственного в своем роде Автобронетанкового института предоставляет для этого широкие возможности. Впрочем, и тут Минобороны открестилось от этой информации, обвинив журналистов в использовании генератора случайных чисел при указании суммы затрат в 13 млрд рублей.

Визит Шойгу приобрел легкий оттенок скандальности благодаря некому «задержанию» фотокорреспондентки одного из омских сайтов. Издание заявило, что журналистку якобы незаконно задержали вне территории 242 учебного центра ВДВ и не давали покинуть КПП до отъезда Шойгу, якобы применив физическое воздействие. По версии же военных, девушку взяли в оборот «до выяснения» и отпустили, объяснив армейские порядки.

По мнению экспертов «СуперОмска», главной целью прибытия Шойгу была инспекция строительства новых казарм в поселке Светлом, где предусматривается разместить новую десантную дивизию. Летняя катастрофа с обрушением здания и гибелью 24 солдат очень сильно помешала этим планам. Остальные версии – от соревнований ремонтных батальонов до танкового биатлона – не более чем фон. Не исключено, что в неофициальном режиме обсуждались вопросы ремонта фасадов зданий объектов Минобороны и передачи городу ненужных военному министерству земель.

Режим информационной закрытости объясняется статусом Шойгу, который, в том числе в силу происходящих на Ближнем Востоке событий, даже выше, чем у премьера Медведева. В общем-то лишние упоминания в СМИ министру обороны ни к чему просто потому, что проблем с имиджем у него нет совсем.

Инцидент с девушкой-фотокорром вряд ли является провокацией, скорей всего, посылать своего сотрудника на территорию части было проколом редакции, которая легкомысленно не захотела учесть происходящее в мире и режим безопасности, которым окружен сам Шойгу. Впрочем, зная министра обороны, если бы там действительно была допущена грубость, он наверняка заставил бы офицеров за это извиниться.

 

Кампания против Компанейщикова

 

Несколько омских СМИ синхронно разместили озвученную на сайте Олега Денисенко информацию о зампреде правительства Владимире Компанейщикове, которая, впрочем, не отличалась особой свежестью – в ней были использованы материалы «СуперОмска» почти годичной давности. Примечательно, что вброс был растиражирован на десятках малоизвестных сайтов с очевидной целью - продвинуть тему с использованием технологии формирования сюжетов в «Яндекс. Новостях».

По всей видимости, атака была рассчитана на то, чтобы выйти в том числе и из ситуации со скандалом, раздутым спонсором губернаторской кампании Денисенко – Дмитрием Передельским. Напомним, он потребовал от маркетингового центра «Интервью» вернуть миллион рублей за масштабное социологическое исследование, проделанное для подготовки предвыборной агитации Денисенко – якобы работа не была выполнена, а деньги перечислялись по ошибке.

Главное для несостоявшегося губернатора сейчас - выйти из-под критики по этому судебному делу (в котором он выглядит вовсе не тем бравым боевым офицером, которым привык себя выставлять), перехватить инициативу и сделать «связку» как для Компанейщикова, так и для «СуперОмска» - в этом чувствуется признание роли обоих в постепенном ослаблении позиций самого Денисенко.

Не исключено, что идет отработка определенной технологии, которая после «полевых испытаний» может быть применена против любой мишени. Следует отметить, что прогубернаторские ресурсы продолжают функционировать в режиме мирного времени, никакой мобилизации и координации усилий между ними и дружественными внешними медиа не проводится. При существенно большем потенциале эти СМИ его никак не используют, выставляя отдельных «бойцов» против превосходящих сил противника.

 

Московский «антисамострой» -  casus belli для омских властей?
 

В этом выпуске «Итогов недели» сложно было удержаться от искушения затронуть тему войны против самостроев, развязанной мэрией Москвы. К слову, и тут частично не обошлось без омичей – бывший заместитель Полежаева Андрей Бесштанько в качестве замруководителя департамента социальной защиты столицы пообещал взяться за трудоустройство тысяч работников, потерявших свои места в результате уничтожения коммерческих площадей.

Спецоперация, проведенная собянинским войском, расколола медиасообщество – одни приветствовали уничтожение построек, годами уродовавших архитектурный облик Москвы, другие отмечали, что ранее чиновники сами выдали все необходимые бумаги, и считали, что происходящее является наглым преступлением против права частной собственности.

Как полагает экспертный совет «СуперОмска», снос одно- и двухэтажных зданий в Москве - продолжение тенденции оттеснения частного бизнеса от метрополитена. Несколько лет назад так же были оттеснены от выходов из подземки ларьки и лавочки, мотивацией назывались санитарно-гигиенические требования. Теперь использована новая логика - расчистка коридоров для инженерных отводов, а на самом деле идет во многом борьба за торговый бизнес, связанный с метро: параллельно объявлен конкурс на установку на станциях еще 74 торговых автоматов.

Фактически, в Омске и других городах уже подражали столичным властям в сносе ларьков, при этом особенно не утруждаясь с мотивировками. Однако демонтаж, подобный нынешнему, в Омске случился лишь единожды 10 лет назад. Тогда в районе остановки «Дом туриста» уничтожили комплекс «Торговый дом «Мемфис», принадлежащий известному бизнесмену (и впоследствии министру экономики Омской области) Александру Третьякову. В дальнейшем это позволило возвести там давно нужный дорожный съезд. Сейчас масштаб московских событий можно достигнуть только разрушением «Летура», «Планеты обуви» и других подобных объектов, явно нарушающих градостроительное законодательство и заходящих за красные линии.

Вписать в требования запрет на нахождение на коммуникациях совсем не сложно - и тогда можно будет, например, снести очень многие объекты, построенные в парковых зонах, но по факту - возведенные на линиях электропередачи, водопровода или канализационных коллекторах. Фактически московский прецедент развязывает омским властям руки в борьбе за земельные участки, застроенные по «актам выбора» и другим схемам вывода муниципального имущества. Воспользуются ли они этим подарком судьбы, будет видно уже очень скоро.

 

Где родился – там и остался?
 

И без того запутанная ситуация в омском транспорте стянулась в еще более тугой узел. Во-первых, прокуратура дала резкий отпор маршрутчикам, взвинтившим цены до 20 рублей сразу после вступления в силу 220-ФЗ. Надзорное ведомство указало, что для пользования «свободным тарифом» перевозчики должны были выполнить ряд условий, и предписало вернуть 18-рублевый проезд до устранения нарушений. Вместе с тем департамент транспорта заявил о планах повышения стоимости билета весной до 22 рублей.

Этот же 220-ФЗ может фактически отрезать жителей многих сел Омской области друг от друга и от областного центра. По плану регулярных перевозок до 2019 года, принятому правительством, с июля резко урезается бюджетное субсидирование. На «самоокупаемость» перейдут более 100 межмуниципальных и более 300 муниципальных (между селами и райцентрами) маршрутов. Право перевозчиков с «коммерческим» тарифом устанавливать любую стоимость рискует сделать поездки в пределах региона неподъемными для селян. Даже сейчас поездка из северных райцентров в Омск обходится в существенную даже по меркам города сумму в 1000-1500 рублей. А перевод подавляющего большинства маршрутов на свободную стоимость дает широкие возможности картельного сговора областных перевозчиков.

Как считают эксперты «СуперОмска», транспортный кризис будет этой весной и в начале лета носить все более драматический характер. Ни одной старой проблемы в сфере пассажирских перевозок не решено, новый федеральный закон ФЗ-220 на уровне Законодательного собрания никто не спешит адаптировать в виде региональной правовой базы. Областные ведомства сбросили с себя межмуниципальные перевозки, а ставшие абсолютно бесправными главы районов не рискуют даже публично комментировать сложившуюся ситуацию.

Причиной, по которой прокуратура во второй раз снизила тариф для маршруток, стала именно бессистемность в организации перевозок на региональном и городском уровне, а также жадность самих маршрутчиков, желающих и возить людей по регулируемым маршрутам, и получать компенсацию из регионального бюджета. Скорее всего, среагировал именно областной минфин, экономящий на этих издержках.

Понятно, что если город поднимет стоимость проезда до 22 рублей, маршрутчики начнут возить на нерегулируемых маршрутах по 25. Все это произойдет на фоне резкого обнищания населения, в итоге и городской дептранс не выкарабкается из ямы, и население подойдет к осенним выборам в очень раздраженном состоянии.

 

Коллекторы для слива недовольства
 

На федеральный уровень вышел скандал с коллектором-женщиной, устроившей моральный прессинг омскому общественнику Сергею Скрипалю. Сборщица долгов договорилась до намеков взорвать школу, где учатся его дети. Происходило это всё на фоне всероссийского возмущения после случая с ребенком, пострадавшим в Ульяновске от зажигательной смеси, закинутой коллектором в окно.

В частности, Валентина Матвиенко потребовала полностью приостановить деятельность коллекторских агентств, не имеющих банковской лицензии. В Омске требования спикера Совета Федерации поддержали активисты общественной организации «Оплот». На протяжении нескольких дней волонтеры проводили сбор подписей под призывом ввести лицензирование подобного вида деятельности и прекратить произвол в отношении людей, попавших в сложную финансовую ситуацию. За пять дней акция «Оплота» собрала более 2500 подписей горожан. 

Очевидно, по мнению экспертного совета «СуперОмска», что кампания по борьбе с коллекторами носит комплексный характер. Дело не в том, что поведение последних носит зачастую бандитский характер – подобные случаи «беспредела» в сфере выбивания долгов происходили и ранее. Суть  в другом - население столкнулось с очень сложной ситуацией по выплате долгов: доходы падают, кредиты выплачивать нужно (при этом закон позволяет банкам пересматривать ставки в одностороннем порядке, чем они с удовольствием пользуются), люди для перекредитовки начинают брать «быстрые займы», которые окончательно загоняют в угол.

Можно расценивать коллекторов как прямых конкурентов судебных приставов, а монополия на насилие при любых обстоятельствах должна оставаться за государством. Разумеется, не коллекторы породили экономический кризис, не они приняли драконовские законы о штрафах и других санкциях, но они зарабатывают на ситуации, в которой все остальные проигрывают. Недовольство населения, направленное на финансовую и силовую систему государство, сейчас исподволь перенаправляется на частников, благо поводов «отдать на растерзание» сами коллекторы предоставляют с избытком.

То, что именно в Омске неоднократно происходили в последнее время связанные с этой темой случаи - симптом того, насколько именно омичи «доведены до ручки». Например, 10% всех случаев банкротства физических лиц на настоящий день зафиксировано именно в нашем регионе, и в дальнейшем можно ожидать эскалации событий.

Перейти на полную версию сайта