Как стало известно «СуперОмску», в конце января помощница депутата Заксобрания Анатолия Лучко Нина Подкопаева написала серию заявлений в правоохранительные органы. Обвинения в них были весьма серьезные.
Подкопаева подозревает «омско-питерских» бизнесменов, братьев Френцелей, причастных к провалившейся стройке «юбилейной» поликлиники на Левобережье, в целой серии преступлений.
По ее предположению, речь идет о мошенничестве, невыплате зарплаты, фальсификации доказательств, обналичке, масштабном уклонении от уплаты налогов. На определенных этапах при совершении преступлений помощь им мог оказывать не кто иной, как Станислав Мацелевич.
Вкратце проблемная ситуация выглядит так. Как известно, подрядчиком на строительство левобережной поликлиники на тысячу мест (проект хотели приурочить к 300-летию Омска) выбрали «Современные технологии строительства» («СТС»). Заказчиком выступало региональное правительство, субподрядчиком – питерская фирма «Ленпромстрой». Прошлой зимой «СТС» неожиданно заявили: субподрядчик получил, но не освоил больше 150 миллионов рублей. При этом «Омскоблстройзаказчик» все спорные работы принял, деньги перечислил – вопреки этому в течение полугода «СТС» акты выполненных работ субподрядчику не подписывала.
Здесь и сейчас, как известно, поликлиника не достроена, упомянутые структуры - фигуранты общего уголовного дела «о пропаже денег при строительстве объектов к 300-летию Омска». «СТС» и «Ленпромстрой» вовсю судятся в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области по поводу якобы зря выплаченной суммы (около 150 миллионов рублей). Валентин Френцель, руководитель субподрядчика, активно дает интервью: мол, без вмешательства областных властей омичи уже бы посещали новую поликлинику.
«СуперОмск» выяснял, кем на самом деле был субподрядчик, по вине которого в том числе, возможно, накрылся очередной юбилейный объект ценой около полумиллиарда рублей.
Братья по несчастью
Пока в Санкт-Петербурге шел грандиозный процесс между строителями, в омском арбитраже рассматривали менее известное для прессы дело, но – с не менее скандальными фактами. Омское предприятие «СФ «Рассвет» (руководитель – Алексей Френцель, брат бизнесмена Валентина Френцеля) подало в суд на налоговую службу. Минувшей весной фискалы насчитали «Рассвету» больше 10 миллионов рублей непогашенных обязательств – неуплаченного НДС, пеней и штрафов. Ключевая претензия ФНС – «Рассвет» получал налоговые вычеты, предъявляя документы о взаимодействии с питерскими фирмами «СтройСистема» и «СпецСтрой». По факту между компаниями прогоняли деньги, никакой хозяйственной деятельности последние предприятия не вели. Сказать проще – они выполняли роль фирм-однодневок.
В процессе «Рассвет» просил признать незаконным постановление ФНС о привлечении к налоговой ответственности – дескать, реальное взаимодействие между фирмами было. Арбитражный суд оценил большую работу фискалов и в удовлетворении иска отказал в полном объеме.
Куда более интригующими, впрочем, выглядят топ-менеджеры этих компаний. Сегодня руководитель предполагаемой фирмы-помойки «СпецСтрой» - Валентин Френцель, то есть глава субподрядчика, строившего здание на Левобережье. Ранее, в период обналички денег, директором фирмы под тем же брендом был Евгений Стасенко, который позже сменил на посту руководителя ООО «Юридическая фирма «Просто» не кого иного, как Станислава Мацелевича. Оба – и Мацелевич, и Стасенко – проходят фигурантами уголовного дела по обвинению в поддержке преступной группировки по обналичиванию денежных средств.
Новый рассвет
Еще менее известное гражданское дело с еще большим объемом скандальных нюансов – иск омского прораба Александра Сторожева к компании «Рассвет» в Советском райсуде Омска. Примерно в то время, когда «СпецСтрой» участвовал в обналичке, в Омске возводилась «юбилейная» поликлиника, «Ленпромстрой» снова завоевал грандиозный контракт. Речь шла о капремонте фасада для здания госучреждения «Востсиблеспроект» в Красноярске. Цена объявленного госконтракта – 88 миллионов. Субподрядчиком выступил тот же «Рассвет». То есть в новой «стройке века» фигурировали все те же структуры, подконтрольные Мацелевичу, Стасенко, братьям Френцелям.
Здание в Красноярске, отремонтированное "без оплаты"
В Советском райсуде Сторожев просил заплатить 6 миллионов рублей, бригада которого, судя по его словам, и ремонтировала фасад. В бригаде были 11 человек. При этом денег от Френцелей они не увидели.
«Чтобы рассчитаться с набранной бригадой, я продал квартиру, машину», - возмущался Сторожев в процессе.
Проблема в том, что Френцели, видимо, участвуя в массе схем по обналичке, официально Сторожева и его работников не трудоустроили. То есть трудовых договоров не было. При этом в деле фигурировали подписанные обеими сторонами расписки, из которых следовало: «Рассвет» обязывался платить Александру Сторожеву и его подчиненным. Сама компания-ответчик предъявила документы, согласно которым весь фасад по факту отремонтировал упомянутый «СпецСтрой». Этого хватило суду, чтобы отказать Сторожеву в полном объеме.
Другой интересный момент – согласно официальной смете расходов на капремонт ушло около 59 миллионов рублей. Стоимость материалов и произведенных работ в договоре подряда оценили в сумму порядка 12 миллионов.
«Это говорит о том, что 47 миллионов бюджетных денег могли быть похищены Френцелями», - говорит помощница депутата Нина Подкопаева.
Сегодня «Ленпромстрой» в Омске по-прежнему считают компанией знаковой. Компания благополучно застраивает микрорайон «Московка-2» (доподлинно неизвестно, при помощи каких финансовых схем). Не исключено, что она же вслед за «СТС» будет пытать счастья в новых торгах по выбору генподрядчика для завершения строительных работ в поликлинике на Левобережье.
Силовики уже изучают документы, предоставленные Подкопаевой, но, видимо, ввиду сложности финансовых схем пока занимают выжидательную позицию, уголовное дело против Френцелей не возбуждают.