У контролирующего органа просто нет на это законных полномочий.
Сегодня в мэрии прошло заседание секции по вопросам развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Координационного общественного Совета.
В рамках встречи выступила начальник отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Ольга Екимова. Сотрудница контролирующего органа рассказала, что проблема коллекторских агентств возникла с 2013 года, когда банки активно стали передавать долги граждан третьим лицам. Ранее можно было привлечь банковские организации к ответственности за отсутствие полной информации – каким именно лицам передаются персональные данные клиентов.
По словам Екимовой, судебная практика складывалась положительно, но 1 июля 2014 года вступил в силу закон о потребительском кредите, и кредиторы получили право осуществлять передачу долгов третьим лицам, то есть коллекторским агентствам. А у тех в свою очередь возникают все права и обязанности как у кредитора. Хотя коллекторских агентства кредитными организациями не являются и соответствующих лицензий не имеют.
«Люди жалуются на оскорбительные моменты, на непрекращающиеся звонки не только самому должнику, но и родственникам, близким, коллегам. Жалуются на угрозы жизни, здоровью, вреда имущества. Спектр методов у коллекторских агентств широкий», - рассказала начальник отдела защиты прав потребителей.
Но, судя по всему, омичи пытаются защититься самостоятельно и в тот же Роспотребнадзор обращаться не спешат. В 2014 году было зафиксировано 27 обращений, в 2015 году – 38, в этом году поступило уже пять жалоб от омичей. Над каждым обращением работают специалисты, но привлечь к ответственности коллекторские агентства практически невозможно.
«Если ранее мы привлекали банк к ответственности за неуказание, каким третьим лицам они передают персональные данные должника, то сейчас мы можем привлечь только в том случае, если в договоре гражданина с банком заранее была прописана «галочка», что заемщик якобы был согласен на возможность передачи долга третьим лицам», - пояснила Ольга Екимова.
Резюмируя, начальник отдела защиты прав потребителей убедительно попросила омичей внимательно изучать мелкий шрифт в заключаемом с банком договоре.