Протестные настроения растут, а выборы близятся. Денег у населения все меньше: цены на ЖКХ, транспорт, еду все выше. Народ брюзжит, и это брюзжание вечно недовольного населения не слишком донимает власть, но только до того момента, пока население не становится электоратом. Конечно, решить проблему легитимности власти можно, не слишком учитывая мнение толпы, старый добрый «вброс» еще никто не отменял. Но для местных баронов появилась в этой связи другая напасть – Москва стала чутко отслеживать, как голосует провинция. Голос пресловутого «Васи Пупкина» стал не просто мнением, но верным индикатором для федералов, как работают их ставленники на местах. Федеральная власть если и учитывает официальные отчеты местечковой элиты, то в последнюю очередь. Административный ресурс существует – только выборным процентам, натянутым с его помощью, доверия все меньше. Активно «вбрасывая», региональные власти демонстрируют сугубо личную преданность вертикали. Однако, на фоне кризиса и растущего недовольства населения в регионах все более востребованным становится молодой талантливый менеджер. Несменяемые аппаратные бойцы, живущие по принципу: «Я люблю тебя, вертикаль, но не требуй от меня оригинального взгляда на быстро меняющуюся жизнь», – сходят на нет. Как в старом анекдоте про чукчей, «мала-мала подыхай». Кстати, этот неистребимый консерватизм старой элиты иногда является дополнительным фактором роста протестных настроений, которые сегодня дуумвирату совсем не нужны. Своими соображениями на этот счет с редакцией «СуперОмска» поделилась Оксана Гончаренко, политолог, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России.
Вопрос: Рост протестных настроений в России уже трудно игнорировать. Протестуют против повышения цен, губернаторов, мэров, даже против Санта-Клауса как забугорного эмиссара сформировалось протестное движение. В Калининградской, Барнаульской, Томской, Омской областях – голодовки и пикеты. Лидер «партии власти» требует от однопартийцев на местах быстрых и четких решений. Местные единороссы торопятся отчитаться о проделанной работе, ищут кандидатов на заклание – главное, отвести удар от себя. Шлют «наверх» шедевры мифологии, имеющие мало общего с реальным положением дел. Такое мифотворчество может оказать медвежью услугу «Единой России», когда устраняется информация о протесте, а не повод, его вызвавший?
– Есть, конечно, задача – снизить уровень протестных настроений. И важна эта задача, прежде всего, для «Единой России». В тех регионах, где предстоят выборы в региональные парламенты, создаются программы с учетом недовольства людей. Региональные выборы – четкий индикатор состояния дел в России в целом. Традиционные поводы для недовольства сегодня обострились, в первую очередь, вопросы ЖКХ, и здесь задача, скорее, разъяснительная, ведь партийным указом цены не снизить. Что касается Омской и Томской областей, в них региональные лидеры относятся к политическим долгожителям, и независимо от ситуации с протестными настроениями в этих регионах срок их пребывания у власти завершается. При самом благоприятном раскладе и Виктор Кресс, и Леонид Полежаев занимают свои посты только до окончания их сроков полномочий. А потом эти области ждет серьезная ротация власти.
Вопрос: Насколько замалчивание местных проблем муниципальными и региональными властями может вызвать экстраполяцию недовольства на власть вообще? По русской традиции, если в кране нет воды, виновато мировое закулисье, или президент, или губернатор, а на сантехника уже лексикон исчерпан?
– В протестных настроениях нельзя исключать ничего, даже сезонного фактора. Да, такое сезонное обострение протеста, сезонное снижение социального оптимизма. А то, что информация замалчивается, – это вполне обыденное явление, так было всегда. В период выборов региональные лидеры стремятся усилить по максимуму контроль за СМИ. Это раздражает. Но в данном случае это раздражение, скорее всего, остается в регионе и не распространяется на федеральную власть. Наоборот, на нее смотрят как на силу, способную разобраться с зарвавшимися регионалами. За правдой люди идут в Москву, а уровень поддержки населения для федерального центра сейчас становится приоритетом. И слишком лихо рапортующие региональные лидеры рискуют нарваться не только на недовольство населения, но и на серьезное недовольство федерального центра. Если не устранять причины недовольства, а только врать, что все хорошо, сегодня это может повлечь за собой немедленную смену региональной власти... Понимаете, ни один рапорт проблемы не решит, он ее в лучшем случае отложит. На любом уровне власти сегодня нужны люди, принимающие быстрые и эффективные решения.
Вопрос: Существует масса случаев очковтирательства, о существовании которых знают все. Но, увы, судебных перспектив эта ложь, как правило, не имеет. Например, вызывают в мэрию города N владельцев пяти-шести торговых сетей и требуют – в такой-то день на два часа резко, на 20-25%, снизить цены, будем определять стоимость продовольственной корзины. Или региональный минсельхоз шлет директиву владельцам сельхозпредприятий и фермерам с требованием показывать большее поголовье, чем есть на самом деле и на бумаге увеличивать литры надоев. Вроде мелочи, но суммарно эти мелочи, приходя в виде официальных данных в Правительство РФ, могут существенно заретушировать реальную картину в регионе?
– Такое искажение в сторону повышения в федеральных органах власти уже никого не впечатляет. Вызывает, скорее, досаду и недовольство. Это, собственно, и привело к тому, что уже никто не оценивает ситуацию в регионах по официальным отчетам региональной власти. У федерального центра есть свои каналы получения достоверной информации, и перекрыть их не сможет ни один «региональный мифотворец».