Криптовалюты

Доллар - 102,34

Евро - 106,54

Тенге - 0,19

Интервью4217

Ректор Омской гуманитарной академии Александр Еремеев

Ректор Омской гуманитарной академии Александр Еремеев

«Нищий учитель не может воспитать успешного, богатого человека! Когда наш министр Фурсенко заявляет, что не может повлиять на размер учительского жалования, хочется ему сказать: «Господин министр, научитесь защищать интересы учителя».

«Эпоха тупых исполнителей! Мы воспитываем поколение манкуртов! Убийца образования!» – вот далеко не самые сильные выражения, которые неравнодушные люди отпускают в адрес министра образования Андрея Фурсенко и инициированных им реформ. В буре словесного гнева, испепеляющего негодования и едкого сарказма высказываются, впрочем, и совсем неожиданные мысли. Они таковы: может, министр просто выполняет госзаказ на образование? Может, мы слишком умны для предполагаемой модели российского государства и нас надо порядком оглупить? Не нас, так наших детей. Управленцы и их дети, которые впоследствии тоже станут управленцами, получат хорошее разностороннее образование за границей. Здесь беспокоиться не о чем. Заграничное образование для избранных – это тоже хорошо, их сознание не будет отягощено гуманистическими принципами русской культуры. Без этих комплексов, замешанных на «слезинке ребенка», проще руководить безликой для управленца «россиянской» толпой. Это народ – единство, а толпа – множество. Планктон лишен личного, это так, кормовая база. И что самое печальное, такая эсхатологическая картина не лишена оснований.

В США политик не может выбраться в сенат, конгресс и стать депутатом местного муниципального собрания, если его дети обучаются или живут за границей. У нас сегодня молодой губернатор Кировской области, а в прошлом лидер «Союза правых сил», молодой перспективный политик Никита Белых отправляет своего старшего сына учиться в Англию, и трон губернатора под ним не дрогнул. О внуках Анатолия Чубайса и Бориса Ельцина тоже известно всем. Однако, первый рулит нанотехнологиями, по сути, будущим российской науки, другому открывают памятники как первому в истории России президенту. Воспитанные за «железным занавесом» пережили очарование Западом, которого не знали и разочаровались, дети разочарованных никогда не видели другой жизни, они наивно думают, что так и надо. Своей точкой зрения на реформы образования и просто жизнь в России третьего тысячелетия с редакцией «СуперОмска» поделился профессор, доктор филологических наук, ректор Омской гуманитарной академии Александр Еремеев.

Вопрос: Все властьпредержащие как будто дружно забыли, в каких школах и по каким стандартам получали образование. Чиновники от образования вдруг разом записались в оголтелые западники. Российские школы реформируют непрерывно – по европейским и штатовским образцам. Не успели отгреметь баталии по ЕГЭ, неутомимый Андрей Фурсенко продвигает новые реформы: то Болонскую систему для высшей школы, то профильные классы для средней, в итоге открытые письма педагогического сообщества страны к руководителям России – «спасите от Фурсенко и его реформ». Что это – борьба ретроградов с отважным преобразователем, косные бояре против Петра I?

– Боязнь реформ – удел ретроградов. Но и забывать о том, что «лучшее – враг хорошего», тоже не стоит. Я вспоминаю свое школьничество: в 60-70-е годы активно создавались специальные школы при крупных научных центрах для одаренных детей. Такая селекция казалось тогда революцией. Небогатое, в сущности, государство вкладывало гигантские ресурсы в талантливых детей. Пестовало будущую научную элиту с пеленок. И, конечно, не все из детей-вундеркиндов становились крупными учеными, но те десятки выращенных талантов с лихвой окупали затраты на сотни тысяч учеников специализированных школ. Любая общеобразовательная школа тогда, по сути, выполняла государственный заказ на обучение и воспитание высокообразованных людей. Преобразования сегодня тоже подсказаны жизнью, той жизнью, которой мы все живем. Сегодня идет нивелирование и примитивизация учебного процесса. К чему это все приведет? Талантливые ребята так и останутся потенциально талантливыми, не раскроются. И современная школа не сможет им помочь. Сами? У подлинного таланта, как правило, мало пробивной силы. Знаете, современная реформа образования напоминает подборку благих намерений, дорога которыми вымощена сами знаете куда. Поэтому я не буду говорить, плохо это или хорошо, ничего не буду говорить о нашем министре Фурсенко, ему и так достается. Нет, это не значит, что я чего-то боюсь. Просто вполне возможно, что в данном случае мы обрушиваем свой «праведный гнев» на исполнителя... Мне иногда кажется, что за спиной у Фурсенко стоит какой-то злой гений, нашептывающий ему разрушительные идеи.

Вопрос: В современной российской журналистике очень модно следовать неким обобщенным западным образцам. Редакторы, особенно из молодых, требуют от журналистов какой-то почти «аглицкой» лапидарности, не учитывая при этом, что писать на английском с его односложными словами – это не то, что на русском с его длинными предложениями и словами. Не «талантливо – бездарно», а «формат – не формат» стали определять содержание медийного продукта. Интересно, куда послал бы Достоевский автора, который попытался бы в его журналах «Эпоха» или «Время» писать по этим стандартам? Может, в образовании происходят те же процессы?

– Если следовать поверхностной, «трибунной», логике, то, конечно, это тупое желание «задрав штаны» бежать за Западом вызывает стойкую идиосинкразию. Если оценивать реформу средней и высшей школы в России, без учета существования некой скрытой сверхзадачи, а просто как бюрократическую суетню, желание понравиться начальнику, то возникает масса аргументов «contra». Не нужно самостоятельному государству с великой историей, с потрясающим культурным наследием, с замечательными педагогическими традициями тупо калькировать чужой опыт. Это как переделывать русский язык под английский стандарт. Наша словесность отличается от любой другой обилием эпитетов, длинными синонимическими рядами, многосложностью – эти особенности языка формируют и свой оригинальный, национальный, если угодно, способ мыслить, формируют мировоззрение и мироощущение человека. И укладывать все это в прокрустово ложе чужого стандарта... И этическая составляющая – почему революционный зуд провоцирует нас ломать то, что нам оставили предки, это не только наше наследие.

Вопрос: Мы ломаем то, продуктом чего, по сути, являемся. В итоге риск получить «усмешку горькую обманутого сына над промотавшимся отцом»?

– Когда я слушал выступление министра Фурсенко в парламенте и возражение в его адрес со стороны ученых, депутатов – первая мысль «Нельзя»! Нельзя так подобострастно перенимать этот Болонский опыт. Ведь он не является обязательной даже для Европы! А тут, нате вам, внедряем Болонскую систему и под эту сурдинку закрываем вузы, оставляем только 150 высших школ. Кто сказал Фурсенко, что России необходимо именно это количество высших учебных заведений? Что это за позиция – подготовка профессионалов? Кто-то стремится получить профессию, кто-то хочет получить образование. Утверждаю, что если фрезеровщик или шофер стремится получить образование искусствоведа – он должен иметь на это право, и пусть он никогда не напишет ни одной рецензии – это его способ саморазвития, расширение кругозора, познание нового, наконец. Почему вполне резонное человека «я хочу получить образование» должно натыкаться на бюрократическое «нам не надо»? Но для этого и необходимо серьезное базовое образование. Только фундаментальные знания дают человеку возможность осознанного выбора. Ведь наш президент и премьер-министр получили советское образование, стали благодаря, в том числе, и этому руководителями крупнейшего государства. Вот «свежие» Нобелевские лауреаты по физике – 52-летний Андрей Гейм и 36-летний Константин Новоселов – получили и среднее, и высшее образование в России, и это только частный пример из огромного научного потенциала, генерированного нашей системой образования. А эта американская рейтинговая система в образовании?.. Набираю баллы за парикмахерские или визажистские навыки? Нет, я не против парикмахеров и визажистов, но человек должен получать набор базовых знаний, и эти предметы никогда ни в коем случае нельзя сокращать! Чего проще – сделать пусть десять базовых школьных предметов, знание которых, собственно, и формирует базисную основу необходимых человеку знаний.

Вопрос: Ребенок в песочнице может запросто наесться песка или вторичного продукта, и задача родителя – запретить и объяснить дитяти, почему этого делать нельзя. Вырастая, ребенок уже может отличить, вкусно или нет, но весьма редко точно знает, чего хочет. Юность – время великих возможностей, но еще не определенных целей. И в этом возрасте нормально менять симпатии и увлечения и уж, тем более, нет постоянства в выборе профессии: сегодня хочу быть артистом, завтра офицером, вчера хотел в машинисты башенного крана. Но и в этом сумбуре желаний универсальность полученных школьных знаний значительно расширяет для молодого человека возможность выбора?

– Я с детства знал, что буду филологом, повезло, определился, но ведь те школьные знания, которые я получил по физике, химии, математике, не просто расширили мой кругозор, но реально пригодились в жизни. То, что мы уже договорились до того, что нужно изучать или литературу, или математику, или что-то еще, – это ужас! В результате не будет толком изучаться ничего! Вы правы, еще не знает человек в 16 лет, какую он выберет стезю. Мощная базовая многопредметная школьная подготовка давала ему возможность маневра, гарантировала выбор. А получится, как в антиутопии Оруэлла: в этом цеху у нас выращивают токарей, а в этом – врачей. Мрачная перспектива. Никола Тесла был гениальным физиком, но при этом прекрасно разбирался в музыке, литературе, говорил на нескольких языках. Универсальные знания стимулируют пытливость ума. И ведь все эти реформы прикрываются заботой о ребенке. Да, пожалуй, 46 часов в неделю – это многовато. Но эту проблему можно решить без радикализма. Но ведь не случайно, что традиционно уровень успеваемости ученика определялся его успехами в математике и русском языке. Это, извините за каламбур, дисциплины, дисциплинирующие ум. И не надо переводить дискуссию о реформе образования в плоскость борьбы между западниками и славянофилами. Это надуманная дилемма «Чаадаев против Хомякова». Русская цивилизация уникальна – это даже не механический синтез культур, это своя абсолютно оригинальная цивилизация, и поведенческим эталоном для нас должен стать свой собственный исторический опыт! Русский мир! Он уже создан, существует и нельзя в революционном порыве реформ бить по собственному национальному сознанию. Фурсенко и иже с ним необходимо помнить об этом при условии, конечно, что их целью является благо России. Сегодня посредственности везде – на телевидении, в СМИ. Все ориентировано на вкус посредственностей. Идеал творца, ученого, воина вдруг оказался невостребованным. Как ни смешно это прозвучит, из тех мальчишек 60-х единицы стали космонавтами, но то, что мечтали о космосе миллионы, позволило СССР стать сверхдержавой. Образованные и пытливые люди нужны, если страна ставит перед собой великие цели, а если нет – то нет...

Вопрос: Тема «Зарплата учителя как денежный эквивалент престижа профессии» давно перешла в категорию «проклятых вопросов». Что самое интересное, руководители образования на федеральном и местном уровне как будто не знают, сколько на самом деле зарабатывают педагоги. Похоже, такие суммы – в пять тысяч рублей – для них просто не представимы, они по-человечески не могут понять, как можно прожить на такие деньги, и пропускают эту информацию мимо сознания. Голодуют у нас в Омской области учителя в Верхнем Карбуше, не могут жить на 5 тысяч, такая жизнь все равно голодовка, а министр образования Омской области Ирина Прозорова говорит, что пять учительских тысяч – это неправда. Два мира – две правды на одной территории?

Нищий учитель не может воспитать успешного, богатого человека! Когда наш министр Фурсенко заявляет, что не может повлиять на размер учительского жалования, хочется ему сказать: «Господин министр, научитесь защищать интересы учителя, не слагайте с себя ответственность, не заявляйте, что содержание учителя – это обязанность губернатора. Вы – министр образования, и то, как живет сегодня учитель, на вашей совести! Вам врут, не верьте статистике, что учитель получает 15-18 тысяч! В сельских школах зарплата учителя едва ли 5 тысяч!» Нищий не может научить, как стать богатым! Нищий думает о хлебе насущном! Знаете, интеллектуальный уровень нации, возможно, и определяют, как раньше говорили, рядовые врачи, учителя, инженеры – главные потребители интеллектуального продукта. Центрами интеллектуализма всегда были вузы – провинциальные или столичные. Я защищал докторскую и приглашался на работу в МГУ, но всю жизнь проработал в провинциальных вузах. И вот сегодня провинциалов хотят лишить права защищать диссертации в «своих» институтах. Хотят создать такого монстра с головным вузом в Москве или Питере и филиалами по России. И вот соискатель ученой степени должен ехать в Москву, вести свою работу, ждать очереди на защиту. Ученый превращается в гастарбайтера со столичного вокзала.

Вопрос: Вы можете сравнивать «качество» абитуриентов до введения ЕГЭ и после. Старшее поколение привыкло, что уровень знаний определяется в диалоге «учитель – ученик». Любой экзамен становился проверкой знаний учащегося и тестом для педагога, как он умеет эти знания преподать. Сегодня безликий ученик – безликий лист с вопросами. И экзамен, по большому счету, угадайка, барабан на «Поле чудес». Итак, по вашему мнению ЕГЭ – это добро или зло?

– Отвечу совсем коротко. Это по ту сторону добра и зла. ЕГЭ не должно быть совсем. Во всяком случае в виде экзамена по гуманитарным дисциплинам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!