Ловить, но не сажать омских алиментщиков намерено духовенство Омско-Тарской епархии. В четком соответствии с социальной концепцией РПЦ, омские батюшки совместно с УФССП по Омской области намерены воспитать в злостных неплательщиках чувство ответственности перед брошенными детьми. Об этой духовно-судебно-приставной инновации «СуперОмск» уже рассказал в новостной ленте, но, на наш взгляд, это событие симптоматично и требует более подробного исследования.
Широко простирает духовенство руки свои в дела мирские. Без батюшки, муллы или раввина уже не режутся в России красные ленточки при открытии новых производств, без молебна не начинаются строительства и спортивные состязания. Словом, фольклорное изречение «Без Бога не до порога» становится руководством к действию. И это хорошо. Догматическая миссия христианства – спасение рода человеческого. Глобальная задача требует множества инструментов, и это не только фронтальная проповедь, ее успех слишком зависит от таланта проповедника, но и вполне мирские дела, способные улучшить нравственное и материальное состояние окружающего мира. И здесь прямое взаимодействие церковных и государственных институтов не только возможно, но и желательно.
Согласно решению Архирейского Собора РПЦ от 2005 года, церковь «вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой». Следовательно, по логике этого решения, для христиан нет «пропащих людей» и «пропащих» мирских организаций, практика благого дела способна подвигнуть человека или целое государство к принятию «Бога истинна». И социальная активность церкви не обусловлена «прямой задачей» обращения всех своих мирских компаньонов в Православие в качестве условия сотрудничества. Согласно решению того же Собора РПЦ, «церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание».
О том, насколько эффективны будут душеспасительные беседы с людьми, бросившими своих детей, свое мнение в интервью «СуперОмску» высказал известный проповедник, миссионер, протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев.
Вопрос: Судебные приставы обращаются к духовенству с призывом воздействовать на злостных алиментщиков, следовательно, только карательных рычагов уже не хватает, принимается попытка духовно воздействовать на горе-родителей. Насколько эффективна будет церковная проповедь родительской ответственности людям, забывшим о собственных детях?
– Это повод для встречи чиновников двух систем, РПЦ и Федеральной службы судебных приставов. В данном случае это не гражданская активность духовенства, а повод для совместных пьянок двух чиновничьих систем, не более. Обе системы браво отчитываются – мы работаем! До людей ничего этого не дойдет.
Вопрос: Насколько священство должно вмешиваться в мирские дела?
– На эту тему есть документ про основы социальной политики Русской Православной Церкви, там все написано (документ с названием «Основы социальной политики» принят Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 12 сентября 2005 года, он излагает базовые положения церковного учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. В документе говорится, что «церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие»).
Вопрос: То есть такие самочинные инициативы недопустимы?
– Это едва ли самочинные инициативы батюшек, просто какое-то государственное учреждение снимает пени с этого формально проводимого мероприятия.
Вопрос: Витает в воздухе столичных редакций мнение о том, что новая Россия рассталась с химерой – «государство без идеологии». И какую-то государственную идею будет вырабатывать на фундаменте традиционных религиозных ценностей, в частности, православных? Это полный бред или какое-то рацио в этом есть?
– Я в этом смысле марксист и слово «идеология» считаю ругательным, матерным. У раннего Маркса слово «идеология» означало – «ложная идея». С ним, с этим словом, нужно поаккуратнее обходиться...
Вопрос: Вы известны как миссионер, однако в Ваших оценках активной общественной позиции Церкви сквозит некоторый скепсис, а ведь, возможно, социально-политическая активность священства – это и есть новая форма миссионерства?
– Знаете, самая короткая форма миссионерства – это подойти к человеку и сказать: «Дай деньги!» Взаимодействие духовенства со светскими властями может быть, но не надо священников в полицейских превращать. Особенность современного миссионерства в том, что проповедовать надо среди номинально крещенных, но богословски невежественных людей. Миссионерствовать нужно неоглашенным...
Вопрос: Проблема «номинального православия» по-прежнему остра. Сегодня многие называют себя, цитирую буквально, «как бы» православными. Согласно соцопросам, 70% населения России назвали себя приверженцами РПЦ, и вместе с ростом религиозного сознания в обществе растет преступность, коррумпированность, наркомания, алкоголизм. Социальные язвы требуют длительной духовной терапии?
– В этом вашем тезисе лишнее слово «сегодня». Еще апостол Павел говорил: «Бедный человек: доброго, которого хочет не делает, а злое, которого не хочет, делает»... Это вопрос не религиозный, а скорее – антропологический. Как писал Иммануил Кант: «Из того кривого дерева, из которого выструган человек, не выстругать ничего прямого». И Церковь в этом смысле вполне реалистична...
Вопрос: Неким очень жеманным «разочарованием в Православии» сегодня представители интеллигенции объясняют свое увлечение духовными практиками Индии, Китая или возвращение к славянскому многобожию. Чем объяснить такое увлечение «неоязычеством» и отчасти экзотическими для России восточными культами?
– Для меня ответ очевиден – такие люди ищут, что полегче. Им очень не хочется себя менять, поэтому проще придумать религию под свой размер, вкусы, симпатии. Берется какая-нибудь бесписьменная религия, а может, и вообще с ноля выдуманная, и в эту религию закладывается то, что желает ее создатель. Моды на Православие никогда не было, была мода говорить о моде на Православие...
Биографическая справка:
Андрей Вячеславович Кураев родился 15 февраля 1963 года в Москве.
Протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, писатель, богослов, философ, автор официального учебника по «Основам православной культуры», клирик храма Архангела Михаила в Тропареве.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Фото www.livelib.ru