Депутат Госдумы Сергей Марков

Сенатором может быть даже конь. Кому это утверждение кажется слишком смелым, пусть вспомнит римского императора Калигулу и его любимого коня Инцитата. По хотению Калигулы, Инцитат стал сначала полноправным гражданином Рима (отметим, что это несбыточная мечта миллионов людей I века нашей эры), потом сенатором, затем кандидатом в консулы. И ничего – лошадь в тоге с красной каймой заседала в сенате, голосовала и дискутировала, возможно, ржанием. Весело заржет любимый сенатор императора – согласен, возмущенно – решение не принято... Надеемся, что маленький экскурс в историю не должен обидеть наших теперешних российских сенаторов. Тем более, что и коней, в смысле с копытами, гривой и хвостом, среди членов Совета Федерации нет. Но учитывая, какой запутанный, сложный и отчасти противоречивый механизм усаживает подчас случайных людей в сенаторское кресло, невольно задумаешься о прецедентах.

Российский сенат сегодня потенциально мог бы стать идеальным инструментом регионального лоббирования, чем, собственно, и являются верхние палаты парламента во всем мире. Но, пожалуй, при одном условии – если он будет состоять из отставных политических тяжеловесов губернаторского уровня, а не из бывших футболистов, актеров, жен покойных госдеятелей и телеведущих... Как-то, согласитесь, сложно лоббировать интересы региона, который не можешь показать на карте. Чего такого омского пролоббировал в Совете Федерации бывший московский футболист Дмитрий Аленичев?

О том, каким должен быть настоящий сенатор, «СуперОмску» рассказал депутат Государственной Думы РФ фракции «ЕР» директор Института политических исследований Сергей Марков.

Вопрос: Совет Федерации РФ в его настоящем виде – это почетная ссылка для отставников, биржа по продаже думской неприкосновенности, хлебное место для любимчиков власти или пенсионный фонд для отставных губернаторов? Если про губернаторов все более или менее понятно – они способны отстаивать интересы делегировавшего их региона, то чем занимаются все остальные?

– Что касается губернаторов, в принципе такое положение сената является относительно нормальным. По аналогии, например, с итальянским сенатом: в нем большинство сенаторов являются отставными министрами или крупными общественными деятелями. Так что наш российский сенат – это не какое-то экзотическое явление в государственном устройстве. И то, что у нас сенат превращается в клуб отставных губернаторов, это неплохо. Такое положение, во-первых, дает губернаторам уверенность в завтрашнем дне, а во-вторых, продляет их политическую жизнь и позволяет лоббировать интересы региона, который они возглавляли. Одно условие – свой пост губернатор не должен занимать более двух сроков, необходима сменяемость. Должен губернатор уходить после двух сроков. И не потому что он плохой – просто больше нельзя, по целому ряду причин, которые, впрочем, всем известны. А если есть желание служить региону, то вот для этого и существует институт Совета Федерации.

Вопрос: Но почему тогда законодательно не изменить механизм назначения сенаторов, четко обговорив, кто может претендовать на этот пост? Исключить фактор случайных людей?

– Механизм назначения сенаторов достаточно запутанный, поэтому в Совет Федерации попадают случайные люди. Чтобы этого избежать, сам механизм назначения должен быть очень точно отработан. В условиях, когда Законодательное собрание региона является весьма управляемым органом, на первый план выходят симпатии и антипатии губернаторов – личные отношения, и вот вам фактор случайности! В существующих условиях губернатор может назначить сенатором собственную любовницу!

Вопрос: А если увеличить роль избирателей в назначении сенаторов, сделать эту должность объектом открытой политической конкуренции, чтобы можно было решить из предложенных кандидатами в сенаторы программ, кто сможет по-настоящему защитить интересы рядового жителя региона? Для столичного назначенца мы – безликий электорат, для «своего» – мы хотя бы отчасти «свои»?

– Да, увеличить роль избирателей необходимо. Может быть, не напрямую избирать кандидатов в сенаторы, но предоставить возможность выставлять кандидатуры сенаторов мэру, губернатору, фракциям Законодательного собрания региона. В этом случае возникает здоровая политическая конкуренция, и губернатору уже невозможно сделать своего фаворита или, как я уже говорил, например, любовницу – сенатором. За такие креатуры просто-напросто не проголосуют!

Вопрос: Сергей Александрович, предложенные вами изменения логичны и резонны, но пока, увы, остаются только политологическими гипотезами. Но как сделать Совет Федерации в его настоящем виде более эффективным, как выжать из него максимум пользы для регионов?

– Сам по себе сенат в его теперешнем виде не слишком эффективен – очень эффективны отдельные сенаторы, как правило, из экс-губернаторов. Вот они работают с исключительной эффективностью, их связи, их политический вес приносят ощутимую пользу регионам. Вот поэтому в сенате должны быть отставные политики, а не «однодневки» без имени и влияния, любовницы губернаторов и те кто, лоббирует исключительно интересы корпораций.

Перейти на полную версию сайта