09:57, 18 марта 2011Интервью5115
Рейдерство – враждебное поглощение, перехват оперативного управления или собственности предприятия с помощью специально индуцированного бизнес-конфликта. Такое новое значение приобрело в современной России минимум 400 лет известное слово – рейдер. Значение новое, но смысл старый, рейд (raid) в переводе с английского – налет, набег. Так что любой бандюган-налетчик может смело именовать себя рейдером. Впрочем, настоящее рейдерство – это не по карманам мелочь тырить, это явление крупного масштаба – банки, заводы, газеты, пароходы. И методы сегодня далеки от классического «кошелек или жизнь». А «индуцировать бизнес-конфликт» сегодня может не только конкурент с целью поглощения, а например, крупный чиновник с банальной целью отобрать, выжать «бабло» по максимуму и забыть. Но это так, прелюдия, а теперь о деле. Как уже писал «СуперОмск», Западно-Сибирское следственное управление на транспорте обвинило депутата Омского горсовета Сергея Овчинникова в том, что он купил семь речных судов по завышенным ценам. В общем ему инкриминирована схема «товар – завышенная цена – «откат» покупателю». Однако депутат Овчинников уверен, что подобное обвинение ничем не обосновано, а возбуждение дела – это рейдерский заказ. И есть в регионе «заинтересованные лица», желающие отстранить Овчинникова от руководства Омским речным портом.
Сергей Овчинников возглавляет «Обь-Иртышводпуть» – федеральное предприятие, которое подчиняется Росморречфлоту. Напасть на федеральную структуру региональные рейдеры открыто не решаются, а вот «Омский речной порт», в совете директоров которого также находится Сергей Овчинников, – это акционерное общество, значит оно практически беззащитно для «охотников за собственностью», особенно при наличии административного ресурса. Свое видение ситуации «СуперОмску» рассказал главный герой «истории с рейдерским душком» Сергей Овчинников.
Вопрос: У каждого крупного и не только крупного бизнеса есть своя философия. Каких принципов придерживается в своей работе генеральный директор ОАО «Омский речной порт» Сергей Овчинников?
– Порт – это транспортный узел! Это не новомодный логистический центр – это транспортный узел и, согласно канонам традиционной советской или российской экономики, это по определению перспективное предприятие. Здесь все пересекается – водные, железнодорожные, автомобильные пути, мы на протяжении десятков лет осуществляем перевалку грузов. Любой порт – это богатство страны! Не города или региона – страны. Мы ведь на протяжении многих лет входили в систему стратегических объектов. И такие узлы должны контролироваться только федеральным центром – это слишком важно. И поддерживаться как узловая точка транспортной инфраструктуры государства. Да, такие предприятия рентабельны и востребованы сегодня. И когда читаешь недобросовестные публикации о том, что это нерентабельные производства, то… мое мнение – рентабельными или нерентабельными предприятия делают руководители. Необходимо быть хозяйственником, а не менеджером. И не ради кармана руководить, а во имя коллектива, людей, работника! В этом, если угодно, честь управленца.
Слово руководителя должно стоить очень дорого – не подписанные в банях и обмытые виски договоры, а слово ответственного человека, которое определяет эффективность предприятия. Сегодня подписанный договор зачастую является изощренной формой обмана, поводом потянуть своего партнера в суд. Слово обесценилось, и в этом трагедия! Вот мне на жизнь всегда хватало по одной простой причине – я не сидел без дела никогда. Школьником, студентом – я всегда работал. И все мои однокашники знали: в моей тумбочке есть деньги, значит можно обратиться за помощью именно ко мне. В девять лет я уже работал, а в четырнадцать руководил бригадой, в которой были взрослые люди!
Вопрос: Понятно, что против предприятия в состоянии стагнации, упадка рейдерствовать никто не будет . Насколько возглавляемые вами предприятия сегодня рентабельны? Как начинались проблемы, так скажем, взаимодействия с местной властью?
– Речной порт я возглавляю с 1994 года, с того момента, когда порт находился в состоянии банкротства. И обанкротили порт городские и областные властные структуры, а за 5-6 лет мы его буквально вытащили из состояния банкротства. Как банкротили? Просто: работу порт сделал, налоги заплатил, а с ним за работу не рассчитались, обычная история для того времени. И вот за это время мы приобрели краны, технику, создали строительное управление, не бросили социалку, пережили дефолт 1998 года!
Когда мне руководство Омской области в 2003 году предложило возглавить вот эту службу (ФГУ «Обь-Иртышводпуть»), в этой структуре уже полностью прекратилось управление. Задолженность дебиторско-кредиторская составляла десятки миллионов! Задолженность по зарплате достигала 5-6 месяцев! Отпускных людям не выплачивали по три года! В 2003 году руководитель этой службы – Лисничий – был убит! Просто увезли прямо с территории предприятия, а тело обнаружили через несколько месяцев, виновных не нашли до сих пор... Хотя кому это было нужно, догадываются все... А что касается рейдерской атаки на наше предприятие – она многопланова. От, так сказать, работы правоохранительных органов, контрольных органов до угроз со стороны бандитов, которые приходили ко мне. Еще в 1997 году мне была подстроена автокатастрофа, после которой я стал инвалидом. Звонки ночные были с угрозами
Вопрос: Это и сегодня продолжается?
– Грубо, да, и сегодня продолжается... Только в отличие от лихих 90-х бандитов нет, но остались государственные структуры... Они «проверяют», и «проверки» эти идут годами, заводятся уголовные дела неизвестно на что и против кого. И вот последнее дело с нашим участием. Простая сделка, и если бы в ней присутствовало хищение или присвоение средств, взятки, то товарищи следователи давно бы меня упекли. Я одно могу сказать – если предприятие купило товар по низкой цене – это супер! Если рыночная цена этого флота – десятки миллионов рублей, а мы купили в разы дешевле, это во всем мире считается замечательным и эффективным! Рентабельность, прибыль не в мою в пользу, а в пользу государственного предприятия!
Тем более, эта покупка была сделана на заработанные предприятием деньги, а не на транши от государства! Я ищу работу на стороне, зарабатываю, чтобы принести пользу госпредприятию! Покупаю флот, строю цеха, котельные, вкладываю эти заработанные деньги в водные пути и получаю в итоге уголовное дело... Вот уничтожен в Омске судоремонтный завод – и что делать? Строить и развивать у себя ремонтную базу, иначе все – с флотом можно проститься. И стоимость этого судостроительного и ремонтного производства больше миллиарда рублей! За что нас «мочить»? Мы самые крупные налогоплательщики в городе Омске, работающие «на реке».
Вопрос: Так за что «мочат»?
– Мы сегодня «бельмо на глазу». У кого? Я честно скажу – у губернатора! На протяжении многих лет мы испытываем постоянное давление! У нас изъят Речной вокзал из программы приватизации – это единственный прецедент в России! Вот так просто – вокзал изъят и отдан частным структурам! Мы, речники, строили этот вокзал вместе с городом, поэтому нам больно видеть, что с ним стало! Казино, развлекательные центры, я не был в помещении вокзала, наверное, три года... Не могу... Это же была визитная карточка Омска и наша, речфлота... И все это годами длится, это давление – десятки, сотни проверок в год! Разных уровней! Инициируют эти проверки люди, которым, так скажем, интересны наши предприятия, речной порт! Конечно, сегодня, когда мы сделали эти предприятия рентабельными, «чистыми» от долгов, приносящими прибыль, у кого-то возникает сильное желание ими «порулить», хапнуть! В результате такой политики сегодня никто не работает на перспективу, все живут одним днем! И что дальше-то – вот главный вопрос! Ведь мы не нужны в Майами или Калькутте, нам жить здесь, в этом городе, регионе, стране, и в этой связи разве можно уничтожать дело, рассчитанное на века! Ведь из того, чем мы гордились еще двадцать лет назад, в области уже почти ничего не осталось! Вот по этой сделке с покупкой судов, по которой меня подвели под следствие, ведь в это вложены и мои деньги, и заплачены налоги, и – внимание! – сделка признана всеми арбитражными судами совершенно законной. И вдруг следственный комитет прокуратуры по Омской области начинает расследование! Это позор, это «заказное» дело!
А транспортная прокуратура преследует нас уже, наверное, десяток лет: убрали одного прокурора, назначили следующего, тот, убранный, слишком далеко зашел в своих действиях не только по нам, речпорту, но и по другим транспортным предприятиям. И все это знают – и производственники, и органы, и власть. И что меня поражает сегодня – это молчание городского Совета и его председателя, молчание общественности города и здоровых сил, если такие в Омске остались. Этот поток грязный, который льется из уст Казанина и Кобзева, бывшего следователя транспортной прокуратуры, который благодаря порту получил трехкомнатную квартиру в хорошем доме, дачный участок, гаражик. А так бы откуда это все взялось? Не знаю, зачем его позвали на экран, наверное, чтобы лить грязь! И он, Кобзев, знает, что за это он не понесет ответственности, но, если мы подадим иск о моральном ущербе, ему присудят 3-5 тысяч рублей, а это для него не сумма. Мы ведь уже массу таких судов выиграли, десятки! За честь и достоинство я не проиграл ни одного суда! Ведь до этой кампании давления мы ни с кем не судились, не имели долгов, но... Собственность, имущество, предприятия, земля! Этим все сказано, и эти процессы идут не только вокруг нас, вокруг других предприятий города и области. Нас это тоже, увы, не обошло... Это просто цинизм сегодняшней политики и политиков – делать вид, что не замечают, что произошло с экономикой города и региона. Я много лет в горсовете, в комитете по экономике и собственности, и прекрасно знаю, что на самом деле произошло с экономикой региона и что нас ждет еще впереди... Моя оценка? На сегодняшний день отсутствует промышленность, переработка, снижается покупательская способность населения, просто нет по-настоящему «заработанных» денег – они зарабатываются в реальном секторе экономике, а не на перепродаже китайского ширпотреба... И за все отвечает руководитель... Ведь руководитель – это тот, кто думает о завтрашнем дне для всех, кем руководит!
Вопрос: Несмотря на прессинг, сибиряк с волжскими корнями Сергей Овчинников сдаваться, похоже, не собирается. Чего бы пожелали рейдерам – поискать себе жертву по зубам, а в порт не соваться?
– Знаете, эта оголтелая пропаганда на меня не действует, вот сегодня говорят: ты будешь баллотироваться на предстоящих выборах, я говорю – буду! А участвовать в торгах при покупке пакета акций омского речного порта (25% госакций будут выставлены на продажу) – буду! И заниматься строительством, и укреплять предприятие – буду! И обеспечивать равные условия судоходства для всех в Обь-Иртышском бассейне – буду! И рейдерам скажу просто – мы, как работали, так и будем работать, потому что единственный способ не бояться рейдеров – это работать честно, что мы и делаем все эти годы!
Биографическая справка:
Овчинников Сергей Александрович родился в 1952 году. Образование высшее. В 1974 году после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта по распределению направлен в Омск, где прошел трудовой путь от механика до генерального директора ОАО «Омский речной порт». С 2004 года занимает пост руководителя федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей судоходства». Награжден Орденом Почета, медалью ордена за «Заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За трудовую доблесть», нагрудными знаками «Почетный работник речного флота» и «Отличник речного флота», «Почетный работник транспорта РФ», Почетной грамотой Министерства транспорта РФ. Депутат Омского городского Совета.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Интервью»Читать все последние новости Омска
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!