Путин повелел нам быть спокойными, «не возбуждаться», как будто проблема, кто станет будущим президентом России, касается строго ограниченного круга лиц. Им возбуждаться даже рекомендуется, а пипл может отдохнуть. В премьерском успокоительном посыле, возможно, есть парадоксальная логика. Она в следующем: мы, то есть пипл, будем жить, как жили при любой власти. Телевизор будет привычно читать мантры, в которых главное не смысл, а интонация, допущенные к «распилу» будут «пилить», допущенные к «распилу» и власти будут «пилить» и властвовать, не допущенные ни до чего будут и дальше спокойно прозябать. Благостная пасторалька по имени РФ. Но все-таки президент в России больше, чем президент, каким бы номинальным он ни был. Психология азиатского раболепия автоматом делает носителя высшего титула полубогом. В контексте российской действительности – главным «распиловщиком» одной седьмой части планеты, а может, и того главнее – тем, кто раздает пилы. Поэтому борьба за звание полубога будет хоть и невидимой миру, как все тайные операции, но суровой. И хоть стоят они, Дмитрий с супругой и Владимир с супругой, вместе на Пасхальной литургии, в публичных выступлениях уже проскальзывают легкие отзвуки сражения за власть на русском Олимпе.
«Возможно, у нас просто разные взгляды на методы и пути достижения процветания в России. Мой курс – это модернизация экономики и политической жизни. Мы не должны отвергать все хорошее, что мы сделали за прошедшие двадцать лет, и особенно за последние десять лет, но мы должны смотреть вперед», – заявляет Дмитрий Медведев Центральному телевидению Китая.
«России нужны десятилетия экономического роста без плохо продуманных экспериментов», – подчеркивает Владимир Путин в своем выступлении перед думцами.
Внешне антагонизма вроде не наблюдается, но Путин создал работающую на него систему – классическую аппаратную иерархию, действующую в рамках предложенной ей, системе, парадигмы. Такие системы не модернизируются, потому что каждый занимает строго отведенное ему место. А модернизация по Медведеву означает перемены, новых людей, которых придется рассаживать на уже занятые места. И потом, какой бы огромной ни была «распильная» территория, возможности «пилить» все же ограничены. Так что подспудная война не просто вероятна, а, скорее всего, неизбежна, а вот нам, электорату, возбуждаться действительно не стоит. Мы в таких войнах всего лишь добыча.
Своим видением ситуации с «СуперОмском» делится политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Вопрос: Не покидает ощущение суеты, труднообъяснимых и оттого волнующих телодвижений внутри тандема. Кто-то, например Дугин, открыто говорит о расколе дуумвирата. Кто-то, например Белковский, о согласованном маневре с целью имитации противоречий. И здесь хочется разобраться с первичностью – это конфликт между главными персонами страны или их свитами, ведь часто бывало, что халифов ссорили пронырливые евнухи, которым других радостей, кроме интриг, не осталось?
Сейчас наблюдается крайняя нервозность и в правящей партии, и в окружениях Путина и Медведева. Этим, собственно, и объясняются резкие заявления ньюсмейкеров, приближенных к властному тандему. Поэтому и последовала просьба или приказ, это кому как, премьера Путина соблюдать спокойствие, «не возбуждаться». По сути, Путин призвал всех сосредоточиться на парламентских выборах. И это оправданно – это возвращает виртуальных конфликтологов в зону реальной политики. Вот этот сигнал Владимир Путин, собственно, и подал.
Вопрос: А какому-то «пулисту» хочется межтандемной драки?
Конечно, такая «драчливая» тенденция выражена в обеих командах, и в команде Медведева, сориентированной на внешние группы влияния, прежде всего Вашингтона, и в команде Путина (это так называемая «партия третьего срока», уснувшая в 2008 году и проснувшаяся в 2011-м), этой команде необходимо принудить Владимира Путина к президентству, как Грузию к миру. И конфликт, конечно, есть, но он не персональный, он между этими партиями. По моей информации, Путин и Медведев 30% рабочего времени тратят на взаимные консультации.
Вопрос: А кто конкретно эти злокозненные люди в окружении участников властного тандема?
Нет, имен я озвучить не могу – это прямой удар по определенным персоналиям. Я знаю, кто пытается инициировать конфликт между полюсами власти, но сказать этого, к сожалению, не могу.
Вопрос: До президентских еще дожить надо, а парламентские выборы на носу. И в этой связи, например, депутат ГД Николай Харитонов говорит о неких электоральных потерях «ЕдРа», которые могут обернуться провалом партии власти на предстоящем плебисците? Мы дожили до здоровой политической конкуренции?
Здоровая конкуренция невозможна, скажу сразу. Слухи о серьезных потерях на региональных выборах накануне парламентских распускаются партийными политтехнологами для мобилизации «Единой России». Метод «от противного». «ЕдРо» действует по принципу танка: если танк завелся, то его не остановишь... И тут главное, чтобы партийный танк вовремя завелся и не заглох... И такое бронетанковое сравнение связанно не только с силой «ЕдРа», но и с очевидной слабостью ее конкурентов. «Справедливая Россия» испытывает серьезный внутрипартийный кризис, ЛДПР, КПРФ переживают то же самое. И на фоне тактического как будто отступления «партии власти» их положение начинает выглядеть более радужным, но это не так. Но электоральный потенциал этих партий крайне низок и точно так же зависит от административного ресурса. И это удручает, в такой атмосфере о здоровой конкуренции не может быть и речи.
Вопрос: А если помечтать... В России появляется партия с мощной идеологической и ресурсной базой неважно под какими лозунгами, от ультралиберальных до крайне националистических, и сражается с супермонстром «Единой Россией» на равных? Это совсем утопия или …?
Такой партии просто не позволят появиться по двум, как минимум, причинам. Во-первых, «Единая Россия» заинтересована в зачистке политического поля и не допустит появления серьезного конкурента. Во-вторых, остальные парламентские партии «оттягивают» на себя электоральные группы, которые могли бы сформировать такую партию. Эти партии в своей псевдоконкуренции с «Единой Россией» получают свой минимум парламентских мест. И появление любой мощной силы для них равносильно отходу в политическое небытие. Не само «ЕдРо», именно его оппоненты не заинтересованы в появлении мощного конкурента для партии власти.
Вопрос: Парадокс – самодержавная «Единая Россия» выгодна для ее слабых конкурентов?
Да, именно так.
Вопрос: Ладно, если конкурентов на партийном поле не видно, может, «Единая Россия» схлестнется с бюрократическим аппаратом – не он ее, а она его наконец подомнет, а то как-то даже неловко, национальный лидер Путин рулит партией власти, а эта партия в регионах оказывается «карманной» для губернаторов? Способно «ЕдРо» поколебать власть бюрократической машины?
Нет, не способно. Знаете, теленка не отнимешь от вымени матери, отнимешь – он умрет. Поэтому теленок будет тянуться к этому вымени всегда, а того, кто встанет на пути к заветному молоку, теленок будет копытцами больно бить. Бюрократический аппарат и партия власти – это близнецы-братья...
Вопрос: Чисто омский интерес – у нас тут в провинции разные мнения по одному вопросу: списочники или мажоритарии? Но ведь и вы, московские политологи, нам однозначного ответа не даете: Кынев за одномандатчиков, Харитонов за партсписки... Ваше мнение на этот счет?
Воздержусь от голосования на этот счет, так как и та, и другая системы имеют очевидные достоинства и недостатки. Хрен, знаете ли, не слаще редьки. И в этих инициативах об отмене мажоритарных округов я вижу желание дестабилизировать и запутать ситуацию перед выборами прежде всего со стороны правящей партии. Мутная вода отлично подходит для политической рыбалки. Почему именно сейчас понадобилось отменять мажоритарные округа? Почему не раньше? Мутно...