День Победы мы встречаем советскими фильмами и советскими песнями. В этот день мы вспоминаем, кто мы и откуда. Из великой красной империи, победившей всех своих врагов, но просто не вынесшей тяжести возложенной на нее исторической миссии. Очень точно о советской эпохе сказал писатель Михаил Елизаров, сравнив СССР с «хорошим человеком, лучшие качества которого не сумели раскрыться в силу обстоятельств». В той страшной войне наши лучшие качества как раз раскрылись. И сколько бы инсинуаторы от истории не муссировали цифры потерь, жестокость режима и просчеты советских военачальников, в 45-м мы были в Берлине и слова победителей на Рейхстаге тоже написаны по-русски. А что до потерь и просчетов – великие победы всегда оплачиваются кровью победителей и позором побежденных. СССР, красная империя, хочется верить, и в той «холодной войне» не потерпел поражение, а просто погиб, не дожив до победы. Как бы ни менялись эпохи, вкусы и приоритеты, пока с нами солдаты Великой войны, трогательные старички с очень серьезными боевыми наградами на потертых пиджаках и кофтах, чувство победителя будет присуще каждому, для кого России – это Родина, а День Победы – персональный праздник и одна самая ценная награда на всех.
Парадоксальное свойство побед – у них есть не только творцы, но и наследники. И наследниками той Победы являемся мы все без учета материальных и социальных цензов и даже политических и прочих ориентаций.
Сегодня интервью «СуперОмску» дает известный политик Григорий Явлинский. «Умный и порядочный человек», – так сказал про Явлинского один из его ярых оппонентов, согласитесь, такая оценка из уст противника стоит многого...
Вопрос: День Победы – праздник, который не сможет уже никто и никогда отнять у нас хотя бы еще и потому, что люди, подарившие нам этот праздник, уходят. Но насколько этот праздник естественен для современной России, живущей под флагом РОА?
– Великую Отечественную войну выиграл русский народ или, если угодно, советский народ, и поэтому День Победы для всех: России, Украины, Азербайджана, Армении – словом, всех, кто воевал с нацизмом.
Это Победа народа, не власти, режима, политической системы, а народа.
Вопрос: «Закон о ветеранах» – замечательный закон. Но суть системы в том, что она самый благородный, альтруистический порыв сумеет популистски извратить или пошло разворовать деньги, отпущенные на его реализацию. Ведь даже один факт самоубийства ветерана, не дождавшегося обещанной президентом квартиры, сводит на нет все усилия власти и напрочь обесценивает все возвышенные декларации? Фактически уничтожает авторитет власти не только региональной, но власти вообще?
– Смысл жизни бюрократии в том, чтобы имитировать заботу о народе, служение обществу. У нас, к сожалению, это так, страна бюрократии...
Вопрос: Россия – страна победившей бюрократии?
– Просто режим сегодня держится на бюрократии. Советский режим держался на армии и КГБ. А этот режим держится на бюрократии.
Вопрос: Две идеи особенно ярко выявляются на фоне истории – имперская, ее олицетворяет сегодня известно кто, и либеральная, с попыткой интегрироваться в мировой либеральный мейнстрим, ее тоже ясно кто символизирует. Какая ставка выиграет и что в том или ином случае выиграем мы? Империя, пусть и «красная», выиграла Великую войну, история либерализма в новейшей России пока история поражений и отступлений?
– Проясню свою позицию на этот счет. В 17-м году в России была прервана естественная преемственность власти. Это необходимо понять и осмыслить. Нельзя быть одновременно преемником Российской и Советской империй. Необходим выбор. Пока он не сделан, мы так и не осознаем своего места в истории и мире. Досоветскую, советскую и постсоветскую Россию можно объединить только ложью. И тогда получится то, что мы сегодня имеем – конъюнктурщину, ложь и невнятную конструкцию, которую по невежеству называют государством. Нельзя петь «Боже, царя храни» и «О Сталине мудром, родном и любимом» одновременно. Государство с таким репертуаром превращается в корпоративно-бюрократический синдикат.
Вопрос: День Победы уже постоянно становится поводом вспомнить противоречивую и неоднозначную фигуру Сталина. Ну, собственно, все великие тираны в человеческой истории такими и были, Сталин не исключение. Но если еще десяток лет назад воспоминания о нем звучали в контексте «победили вопреки тирану», то сегодня «вопреки» почти исчезло, и все настойчивей звучит «благодаря»... Может, это заслуженная благодарность, в этом пересмотре критериев заключена историческая справедливость?
– Пересмотр оценок всегда кому-то выгоден. Такая легитимизация Сталина как позитивной исторической фигуры делается сознательно для того, чтобы поддерживать в обществе идею «вождизма». Мы должны принимать априори, что в России без «вождя» никуда. «Вождь» может быть более суровым или менее, но он, «вождь», необходим. Нас пытаются в очередной раз убедить, что мы не народ, а племя, которое не может жить без вождей...
Вопрос: Культ личности без личности?
– Был бы культ, а личность подыщем...
Вопрос: С какими словами Вы, известный политик, обратитесь к ветеранам в День Победы, чего пожелаете им в этот великий, святой праздник?
– Во-первых, я хочу высказать ветеранам свою глубочайшую благодарность. Во-вторых, от имени всего своего поколения я хочу поклониться и попросить прощения за то, что мое поколение в том числе не смогло сделать для ветеранов Великой Отечественной всего того, чего они заслуживают, они свой долг перед нами выполнили, мы перед ними – нет... В-третьих, я очень хочу, чтобы в День Победы дети и внуки были рядом с ними, с солдатами-победителями... Спасибо Вам, ветераны, и простите нас...