Бизнес-тренер Игорь Вагин

Обычно в России рекламе предпринимательства уделяется большое количество эфирного времени, несмотря на заявления президента Медведева и премьер-министра Путина о том, что стране необходимы «синие воротнички». На деле оказывается, что человека заманить в профессию одними только социальными бонусами крайне сложно, зато образ успешного предпринимателя тиражируется повсеместно, постепенно превращаясь в отдельную профессию, которой даже начинают обучать.

Помимо профессиональных сообществ в Омске существует несколько общественных объединений предпринимателей, перед каждым из которых стоит определенный набор задач, а также используются различные способы достижения своих целей. Одни встречаются с мэром города, чтобы «в конструктивном диалоге» пожаловаться на проблемы и предложить пути их решения. Отличительная особенность других — воспитание предпринимательской жилки в студентах и школьниках. Третьи креативят на митингах и ставят золотые памятники нерадивым чиновникам.

В преддверии дня российского предпринимательства о том, как изменились люди в Омске за последние годы, о том, как «у них» и как «у нас» работают школы предпринимательства, о том, почему люди уходят в бизнес «СуперОмску» рассказал известный российский бизнес-тренер, автор 47 книг, преподаватель MBA (Высшей школы международного бизнеса при правительстве РФ)  Игорь Вагин.

Вопрос: Насколько известно, Омск вы посещаете второй раз, первый ваш визит был в 2004 году. Получается, вы можете сравнить омичей двух периодов — до и после культивирования предпринимательства. Что изменилось?

- Действительно, я посещал Омск с лекциями семь лет назад. Отмечу сразу, что мне приходилось общаться исключительно с активной частью населения, ведь именно такие люди приходят на тренинги. Люди периферии, которые не знают ничего, кроме своей улицы, для меня безлики. С 2004 изменилось отношение людей к процессу обучения. Раньше люди на тренингах акцентировали внимание на том материале, который дает тренер, теперь люди стремятся больше общаться, и материал тренера, скорее, направление. То есть люди стали более грамотными в плане бизнеса.

Вопрос: Почему в России, в частности у нас в Омске, так много предпринимателей? Люди делают сознательный выбор не в пользу полученных профессий, а уходят в частный бизнес?

- Это дань времени. Не моде, а времени. Сейчас такой период, когда реализовываться в профессии очень тяжело. И, конечно, заработок. Многие люди не смогли нормально зарабатывать, будучи врачом, педагогом, инженером. Но, когда обстановка в стране стабилизируется, все из такого бизнеса уйдут обратно в профессию. То, что человек умеет прекрасно делать, к чему у него есть навык и знания, туда он и вернется.

Вопрос: У нас в городе есть общественная организация малого и среднего предпринимательства, которая реализует программы по обучению азам ведения собственного бизнеса. Сначала они обучали людей, которые хотели бы открыть свое дело, потом начали обучать студентов, теперь и вовсе перешли на школьников. Разработана специальная программа  «Азбука предпринимательства», призванная развить в ребенке коммерческую жилку. Со скольки лет можно обучать детей бизнесу, к чему это приведет?

- Тут главное — детей заинтересовать. Если ребенку нравится то, чему его учат или во что он играет, он легко усвоит материал. Я не знаю, что за программа «Азбука предпринимательства», но сама по себе деятельность бизнесмена подразумевает наличие некоторых черт характера, развивать которые лучше с детства. Это, конечно, лидерство, уверенность в себе, умение уважать и ценить труд людей и так далее. С другой стороны, это как со спортом. Вот я занимался плаванием и сдал норматив на КМС. Я не стал олимпийским чемпионом, великим спортсменом, но не будь таких плавательных школ — не было бы Сальникова, Попова, лучших олимпийских чемпионов. Поэтому, думаю, данная общественная организация правильно делает, что занимается детьми, это правильный путь.

Вопрос: Хорошо, а можно ли считать «правильным путем» креативную акцию протеста. В двух словах: омские предприниматели поставили золотой памятник чиновнику, ответственному за кадастровую оценку земли в регионе, по результатам которой земля стала практически «золотой». Вообще противостояние бизнеса и власти — это исключительно русское явление, по крайней мере в том качестве, в котором оно есть сейчас?

- Речь, видимо, идет о малом и среднем бизнесе, потому как большой бизнес имеет совсем другие отношения с властью в нашей стране. Вообще считать, что в других странах отношения власти и бизнеса строятся иначе, чем у нас, было бы ошибкой. В Германии, например, государственная система настолько забюрократизирована, что открыть свое дело тяжелее, чем в России. Безусловно, есть моменты, которые нам кажутся полегче, а есть и свои трудности. И так везде. Другое дело, что там люди не особенно стремятся в бизнес. В Великобритании, я знаю, есть несколько бизнес-инкубаторов, которые не могут осуществить полный набор молодых, стремящихся создать свое дело людей. Потому как работать в какой-нибудь крупной корпорации за пару тысяч фунтов для них предпочтительнее. Поэтому можно говорить о том, что у нас предпринимательство более активно, чем в той же Англии. Отсюда и такой необычный подход к решению проблем, как золотой памятник. Вряд ли это действенный способ, однако внимание общественности привлекает.

Перейти на полную версию сайта