18:50, 29 июля 2011Интервью3888
Алексей Никишин, главный редактор популярной омской газеты, рассуждает о смене правящего архиерея Омской и Тарской епархии.
Вниз по лестнице
Прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее. Смена омского архиерея стала не единственной перестановкой, утвержденной на выездном заседании Синода РПЦ в Киеве. Более того, среди принятых церковным руководством в этот день решений, есть одно по-настоящему сенсационное. Это перевод Екатеринбургского и Верхотурского архиепископа Викентия (Мораря) с Урала в Среднюю Азию – в ту самую Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию, откуда в Омск откомандирован митрополит Владимир.
Даже с учетом учреждения в Средней Азии митрополичьего округа, который, по идее, повышает статус епархии, объединяющей приходы РПЦ в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, для владыки Викентия это явное понижение, если не ссылка.
Экономика у епархии в промышленно развитой Свердловской области сложилась сильная и вполне самостоятельная.
Екатеринбургская и Верхотурская епархия долгие годы считалась одной из самых мощных в России. Одних только отдельно стоящих храмов (не приходов, которые могут существовать при больницах, колониях, интернатах и домах престарелых, располагаться в различных пристройках, комнатках и даже строительных вагончиках, а именно храмов со своей инфраструктурой и постоянным клиром) здесь по состоянию на начало июля было более двухсот.
Экономика у епархии в промышленно развитой Свердловской области сложилась сильная и вполне самостоятельная. Уральцы создали крупный паломнический центр, организующий пользующиеся популярностью поездки к местам памяти расстрелянной в Екатеринбурге царской семьи, запустили несколько медиапроектов, в том числе собственный православный телеканал. Активность екатеринбургских прихожан в общественно-политической жизни региона также была весьма высокой. Возможно, по этой причине у архиепископа Викентия в свое время даже возник конфликт с теперь уже бывшим мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким.
Теперь же преосвященному Викентию предстоит отправиться на задворки канонической территории РПЦ. Ташкентская и Среднеазиатская епархия даже в статусе митрополичьего округа едва ли имеет перспективы роста количества приходов (сейчас их около ста). Да и увеличения числа прихожан на территории иностранных государств с приоритетным положением ислама и относительно небольшой численностью славянского населения ждать едва ли приходится.
Таким образом, в распоряжении бывшего уральского владыки теперь будет сосредоточен значительно меньший объем ресурсов. И продвижением по церковной карьерной лестнице его переезд в Ташкент можно назвать лишь с явной натяжкой.
Иерарх ищет работу
О причинах своеобразной ссылки архиепископа Викентия можно пока только догадываться. Однако, по всей видимости, именно из-за нее и лишился своей кафедры митрополит Феодосий. Отправив екатеринбургского архиерея в далекий и проблемный Ташкент, Синод должен был подобрать подходящее место освободившемуся митрополиту Владимиру – человеку уже тоже немолодому (сейчас владыке 71 год), не слишком заметному среди правящей элиты РПЦ, но, по отзывам, вполне качественно справлявшемуся с работой в Средней Азии.
В Омске же пока не столько ожидают приезда нового архиерея, сколько обсуждают уход прежнего.
На богатую кафедру неподалеку от столицы ташкентский митрополит рассчитывать не мог. Поэтому, определяясь с его дальнейшим трудоустройством, Синод выбирал из не слишком крупных и не слишком экономически мощных епархий в восточной части страны. Выбор на Омскую и Тарскую епархию пал, скорее всего, из-за преклонного возраста митрополита Феодосия. Он был едва ли не последним действующим представителем старшего поколения архиереев за Уралом.
Предпоследний – митрополит Иов (Тывонюк) – был отправлен на покой с челябинской кафедры весной текущего года не только по состоянию здоровья, как сообщалось в заявлении Синода, но и для того, чтобы освободить место более молодому коллеге – архиепископу Феофану (Ашуркову), переведенному из Ставрополя.
Спасибо, вы свободны
В Омске же пока не столько ожидают приезда нового архиерея, сколько обсуждают уход прежнего. Определенные вопросы вызывает, например, формулировка, с которой Синод отправил владыку Феодосия на покой. В сообщении пресс-службы Московского Патриархата говорится: “Синод поблагодарил митрополита Омского и Тарского Феодосия за многолетние труды по возрождению омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей, и удовлетворил прошение о почислении на покой, которое было представлено к заседанию Священного синода от 12-13 марта 2002 года владыкой Феодосием по достижении ими 75-летнего возраста”.
Действительно, благодарность, выраженная омскому митрополиту в первой части сообщения, выглядит неоднозначно. Синод как будто намекает на то, что труды владыки ограничивались лишь открытием новых храмов и монастырей, не упоминая других аспектов его работы: восстановления разрушенных храмов, канонизации местных святых, организации духовного образования, социальной и катехизаторской деятельности.
Ссылка же на прошение о почислении на покой от 2002 года, которое митрополит Феодосий, как и положено по уставу, направил в Синод, когда ему исполнилось 75 лет, и вовсе представляется откровенным проявлением формализма. Высший орган церковного управления не затрудняет себя дополнительными дипломатичными формулировками и практически признается в том, что припрятал прошение архиерея в ящик стола и воспользовался им, когда этого потребовали сиюминутные политические интересы. Трудно не согласиться тем, что, по крайней мере, с мирской точки зрения архипастырь, посвятивший служению церкви всю сознательную жизнь, заслуживал более деликатных проводов.
Осень митрополита
Отставка владыки Феодосия должна была сопровождаться большими почестями хотя бы потому, что сам митрополит в “трудах на благо епархии и Матери-Церкви” жертвовал порой даже собственным имиджем. В частности, митрополита неоднократно упрекали в демонстративной близости к омской областной власти и даже неуместном заискивании перед губернатором Леонидом Полежаевым. Однако, так или иначе, архиерей сумел значительно увеличить влияние епархии в регионе и развернуть просто беспрецедентное по объемам храмостроительство.
При энергичном же Кирилле от иерархов требуется не столько Богу молиться, сколько самим не плошать.
Предстоятельство на Омской кафедре вообще стало своеобразной “болдинской осенью” владыки Феодосия. На последние двадцать пять лет пришлось и открытие многочисленных приходов, и возобновление работы местного духовного училища, и рукоположение сотен новых священнослужителей. Именно во время архиерейства теперь уже бывшего омского архипастыря на территории области была массово возобновлена регулярная литургическая практика, что в церковных кругах и принято называть возрождением православия.
Конечно, в последние годы темп церковной жизни в епархии пошел вниз и принял несколько закрытый, “корпоративный” характер. Митрополит Феодосий явно предпочитал церковную службу современным формам проповеди, хотя многочасовые богослужения даже в свои 84 года проводил исправно и регулярно.
В таком режиме при патриархе Алексие Втором можно было руководить епархией не один год. При энергичном же Кирилле от иерархов требуется не столько Богу молиться, сколько самим не плошать. Нынешний предстоятель РПЦ вместе со своим ближайшим окружением озаботился и активизацией миссионерской работы, и продвижением церкви в СМИ и Интернете, и модернизацией духовного образования, и оптимизацией церковного управления.
В этих условиях владыке Феодосию было непросто удержаться на кафедре. Его вообще было сложно представить пишущим в твиттере или проповедующим в социальных сетях. И по модели поведения и стилю управления он – пастырь, а не менеджер. Поэтому технологического и информационного прорыва в Омской и Тарской епархии при сохранении за ним кафедры ждать не приходилось.
По образу и подобию
Проблема теперь в том, стоит ли ждать прорывов при новом архиерее. Если бы на место Феодосия назначили молодого епископа, которых сейчас регулярно рукополагают из тридцати – сорокалетних игуменов и архимандритов, на обновление православной жизни в Омске еще можно было бы рассчитывать. Митрополит же Владимир может быть более или менее успешным омским архиереем, но радикально иным он не сумеет стать в принципе. Против этого говорит и его возраст, и двадцатилетнее пребывание во главе откровенно периферийной епархии с еще меньшими, чем у Омской кафедры, ресурсами и еще более вялотекущим ритмом жизни.
Это еще раз подтверждает тот факт, что отставка митрополита Феодосия стала не реакцией Синода на качество его работы, а результатом действия механизмов церковной бюрократии. Через четыре года владыке Владимиру исполнится 75 лет и он также должен будет подать прошение о почислении на покой. Ему остается только надеяться, что аппарат Московской Патриархии отнесется к нему с большим уважением, чем к его незаслуженно и впопыхах снятому с кафедры предшественнику.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Интервью»Читать все новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!


