Криптовалюты

Доллар - 97,54

Евро - 106,14

Тенге - 0,19

Интервью5560

Киновед, доцент кафедры режиссуры ОмГУ им.Ф. М. Достоевского Виктор Ставицкий

Киновед, доцент кафедры режиссуры ОмГУ им.Ф. М. Достоевского Виктор Ставицкий

«В Омске пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов. У нас есть только набор телекомпаний, по-разному обслуживающих то власть, то деньги…»

27 августа в России отмечается День кино. Накануне праздника мы побеседовали о состоянии дел в отечественном кинематографе, а также о фильмах омского производства с киноведом, доцентом кафедры режиссуры ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Виктором Ставицким. Он рассказал о российском кинематографе вообще и о том, почему в нем фактически отсутствует такое понятие, как «омская школа».

Вопрос:
Виктор Григорьевич, кто и почему считает этот день «своим» праздником?

День российского, а ранее – советского, кино берет свое начало еще с 1919 года. Именно 27 августа  Ленин подписал декрет о национализации кинопроизводства.

Праздник принадлежит тем, кто работает в кинематографе. А он, напомню, состоит из двух важных частей: производство кинопродукции и ее прокат. Все люди, которые относятся ко второй части – киномеханики, директора кинотеатров, методисты по рекламе, продавцы билетов, администраторы зрительных залов – честь им и хвала! Хочу поздравить их особенно, многих я знаю лично. Они трудятся в стране, где кинообслуживание было и остается не на высоком уровне.

Вопрос:  А российское кино какое место занимает в мировой структуре?


Еще до революции мы двигались в правильном направлении развития, кинематограф у нас начался практически  одновременно с французами. Мы первые сняли самый большой полнометражный фильм по тем временам, «Оборона Севастополя» по рассказам Толстого. Многие забывают, что российское кино принесло мировому кинематографу очень много. Мы – первые мультипликаторы, мы первыми сделали цветное изображение, но нас перехватывали. Не успевали мы получить патент на свои открытия. Мы сделали первые звуковые аппараты, да и прообраз современного 3D тоже создан российскими инженерами. Не поверите, но даже «скоростной монтаж» был еще у Дзиги Вертова в его советских киносагах. Многие забывают, что российское кино принесло мировому кинематографу очень много. Мы – первые мультипликаторы, мы первыми сделали цветное изображение, но нас перехватывали. Я считаю, что надо вообще почаще вспоминать то, что было. И чаще это показывать. Ведь репертуар современных кинотеатров – это в основном пустая американская «киножвачка» или подражание. Не надо открывать Америку!
В любой французской киношколе изучается российское дореволюционное кино и весь советский период. А ведь это страна – родоначальница киноискусства.

Вопрос:  Каковы основные тенденции развития отечественного кино?

Это сложный процесс. Разрыв между тем, что можно посмотреть и что предлагают посмотреть, – огромен. Виноваты все, кто занимается киноделом. Зачастую логика такова: «Я снял фильм… и гори он огнем!!!».

Действительно большие мастера  вынуждены сами возить свои картины по фестивалям, предлагать их прокатчикам. В эти дни губернатор Иркутской области лично пригласил Александра Сокурова с его очень непростыми картинами (в Ангарске, Иркутске и других городах области пройдет ретроспективный показ «Ковчег Александра Сокурова»). То же касается Соловьева, Михалкова… Нет движения картин к тем, для кого они создаются. Прокатчики ориентируются на другое кино – либо зарубежное, либо неудачные пародии.

Я часто вижу на фестивалях внятные отечественные фильмы, но попадут ли они в Омск – большой вопрос…



Вопрос:  Сформировался ли уже  «омский кинематограф», что и кого он в себя включает?

Я всегда своих студентов спрашиваю: «Какие кинотеатры вы знаете?» Вспоминать можно даже по названиям  остановок. «Октябрь» – его нет, «22 декабря», «Кристалл», «Спутник», «Пионер» – все их давно закрыли. Практически вся киносистема в городе ослаблена. Она подтягивает людей сходить в кинотеатр максимум три раза в год. А я помню времена, когда в кино ходили регулярно, как на праздник, даже наряжались специально для этого.

В нашем городе пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов. У нас есть нормальный набор телекомпаний, по-разному обслуживающих то власть, то деньги…  Кстати, могу сказать, что положение с телевидением у нас «аховое», неинтересное. На экранах почему-то не отображается культурная жизнь региона.
В нашем городе пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов. На базе тех же телеканалов у нас может создаваться документальное кино – но его не делают. Невыгодно.
Есть у нас в Омске хорошие документалисты. Например, Владимир Головнев, Андрей Соколов. В игровом кино все сложнее. Есть Денис Павленко с уклоном в мистику и ирреальный мир. Скоро, кстати, премьера его четвертой картины.

Есть Алексей Савчинский, которому близок видеоарт.  Есть Андрей Кудрявцев, Илья Барановский, Владимир Булдашев. Перспективы в Омске есть, талантливых и грамотных людей хватает.

Кроме того, у нас проходят крепкие фестивали, которые имеют всероссийский резонанс. Например, «Любительское кино + profi». Там  мы «испытываем» местную кинопродукцию.

Вопрос:  Вы часто бываете на фестивалях, можете выделить какие-то новые имена, достойные картины?

Прошел Московский кинофестиваль – попасть было невозможно, три сеанса устроили очень спорной, но интересной картине «Елена» Андрея Звягинцева (известного по фильмам «Возвращение», «Изгнание»). Люди попасть не могли на конкурсную картину от России «Шапито-шоу» Сергея Лобана – комедия, которую просто надо показывать. Привезут ли их в Омск? Не знаю.

Любого спроси – что бы ты хотел увидеть сегодня на экране? Кто-то ответит – «Пилу-98» или «Трансформеры-57». Я понимаю эту публику, это все пройдет, хотя и дурно влияет. А многим, и мне в том числе, хочется, чтобы с экрана была видна Душа, Россия, Сибирь, Человек.

Алексей Герман-младший запомнился мне своим новым документальным проектом «Из Токио». Это 10-минутная лента о российских спасателях, которые за свои деньги поехали помогать пострадавшим в японской катастрофе. Она сейчас едет на Венецианский фестиваль. Германа, кстати, тоже спрашивали – а какова судьба картины, народ тоже хочет ее увидеть. Он ответил – нет, скорее всего,  только в интернете можно будет ее посмотреть. Очень жаль.

Анастасия Смагина

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!