Омский художник Дамир Муратов
Власть нужно любить! Страстно, нежно, беззаветно. И лучше за деньги. Бескорыстная любовь подозрительна. Но и ценники лучше не вывешивать. Из деликатности, чтобы все знали, что за деньги, но и на любовь похоже. Поэтому мы не узнаем никогда, сколько получили создатели клипа о «бате – не комбате». Но, в конце концов, цена в любви не главное, главное – искренность и протяженность…
Не надо быть оракулом, чтобы предсказать ошеломительный успех новому творению Алексея Гализдры. Под удалое «Батя, ей-богу, придет на подмогу» теперь будут проходить все региональные политтусовки. И даже конкретные сроки популярности этого «хита» можно определить. Скорее всего, актуальность произведения будет исчерпана весной следующего года…
И вообще искусство в Омской области уже давно здорово теснит наглядную агитацию: метромост построили – песню грянули, Собор построили – грянули фильм. Одно печалит: живет такое наглядно-агитационное искусство в честь одной персоны, как правило, не больше самой пошлой агитки, до первых майских дождей…
Собственно, нет смысла делать преамбулу длиннее, сегодня у автора рубрики с интервьюируемым полное совпадение мнений о предмете разговора. Итак, об искусстве, власти и видеоклипах рассуждает известный омский художник Дамир Муратов.
«СуперОмск»: Насколько власть и искусство влияют друг на друга?
Дамир Муратов: Искусство больше власти.
«СуперОмск»: Большее обслуживает меньшее, кушать сильно захотелось?
Дамир Муратов: Искусство больше власти, и власть это прекрасно понимает. Особенно в те моменты, когда власть остро чувствует свою немощь, когда трон под властным седалищем начинает скрипеть и разваливаться. Вот в эти моменты власть и обращается к искусству, пытается прислониться к чему-то большему, чем она сама. Тут два пути: если власть себя ощущает незыблемой цитаделью, ощущает свою правоту и непоколебимость, то в этой ситуации искусство развивается само по себе и никак с властью не пересекается, превращается, по Константину Леонтьеву, «в цветущую сложность». И тогда искусство и власть сосуществуют в некой гармонии при условии, что власть просвещенная. Сильного и просвещенного не пугают комариные укусы эпатажного искусства, он их просто не замечает. Слабая власть ведет себя совершенно иначе – сначала создает для искусства невыносимые условия, а потом становится защитницей при соблюдении искусством полной лояльности по отношению к себе. Знаешь, как в 37-м году, власть создала атмосферу страха, а потом те, кто хотели элементарно жить, стали сотрудничать с властью. Методология власти, конечно, корректируется, в зависимости от эпохи, но принципиально не меняется никогда. Не будешь играть нам «мурку» – мы твою семью «посадим» или с голоду уморим. Правда, многое зависит от персон, Дмитрий Шостакович сотрудничал с властью, но он был гением. И на фоне его гениальности власть просто была не видна.
«СуперОмск»: Вернемся к клипу. Если я правильно понимаю, тут о гениальности говорить как-то неуместно или у тебя другое мнение?
Дамир Муратов: Если о клипе… Довольно заурядная тема, малобюджетная, что меня даже несколько оскорбило (маэстро иронизирует). Малобюджетность сквозит прямо в каждом кадре. Все чуть-чуть убого... Конечно, если бы бюджет был мощным, то и актеры были бы, наверно, другие – губернатора сыграл бы Сергей Безруков, например. И сам клип сняли бы в 3D и показали во всех омских кинотеатрах через красно-зеленые очки…
«СуперОмск»: Твое первое ощущение после просмотра клипа, если таковое было?
Дамир Муратов: Ощущение легкой грусти, но не Болдинской грусти, не осенней «пышного природы увяданья». Тут увядает нечто большее, увядает здравый смысл. Я не мог понять мотивации. Зачем это было сделано? Чья это идея? Не буду называть фамилий, скажу просто «власть», вот была бы она у нас умной и сильной, то художники сами бы «щемились» к ней, пели «Осанну» и сочиняли оды, причем искренне. Пушкин говорил, что он не льстец, «когда царю хвалу свободную слагаю». Здесь все, мне кажется, иначе. Подкинули калым, люди искусства его приняли по принципу «один раз – не папуас». Да, я не осуждаю, я и не критикую. Но клип-то какой-то вялый, беспонтовый. Хотите агитку изладить, так отразите все социальные слои – пусть песню поют сталевар, доярка, офис-менеджер, малый бизнесмен. В этом случае хоть намек на единение сработает, пусть и топорно, но зато станет ясно, что все кругом любят Омскую область. А тут актеры омской драмы, мы их все знаем, поют – и почему-то оду не драмтеатру… Какая-то группа людей голосит на фоне пшеницы, и какой-то олигофрен курит на соломе. Его с таким же успехом можно было заставить курить возле газгольдера и открытой канистры с бензином! То, что этот персонаж клипа – дурак, стало бы еще понятнее. Туповато как-то, неталантливо. Даже «любить» власти нужно масштабнее…
«СуперОмск»: А может, создатели клипа изящно кинули заказчика? Может, эта лабуда просто издевка, тонкая сатира, сокрытая за примитивным лизоблюдством? Нельзя же предположить, что такое лакейство может быть искренним?
Дамир Муратов: Сережа, тонкая издевка возможна только тогда, когда она не проплачена, а любая проплаченная издевка – это верноподданнический манифест. Сколько хочешь потом строй фиги в карманах – денежки от власти принял, значит ты уже «макнулся», братан.
Перейти на полную версию сайта