11:48, 17 октября 2011Интервью5320
Но если бы только кнопки – ее хоть кому-то показали. Наши омские изобретатели придумали новое колесо для железнодорожных вагонов (хотел было поставить восклицательный знак, но одумался: колесо-то изобрели еще восемь лет назад). Так и прозябает оно пока на уровне красивой идеи и макета. Суть проста как… колесо. Вот стоит один километр подвижного пути в России 15 миллионов евро. А сегодня в России общая длина железных дорог составляет 87 167 км. И портится этот путь с учетом нагрузки и климата совсем не по-европейски. Наши, из транспортной академии, придумали хитрое «гибкое» колесо. Если бы наши вагоны в эти колеса обуть, то износ рельсов снизился бы вдвое, энергозатраты снизились бы в полтора раза и многое другое удалось бы сэкономить. Но вагоны в России по-прежнему ездят по старинке. Почему? Об этом расскажет один из изобретателей «гибкого колеса», кандидат технических наук, доцент ОмГУПС Александр Шилер.
«СуперОмск»: Изобретательство – это экономическая необходимость или потребность?
Александр Шилер: Наследственность. Начало изобретательству положил мой отец. Он у меня последователь школы динамики Пахомова. Это вообще целая группа изобретателей, к которой я присоединился в 2002 году, поступив в аспирантуру.
«СуперОмск»: Насколько востребовано изобретенное вашей группой «гибкое колесо»?
Александр Шилер: В России не самая протяженная сеть железных дорог в мире (второе место после Америки. – Прим. ред.), но с учетом нашего климата и плотности населения железная дорога – это стратегический транспорт, без всякого преувеличения. Вследствие этого улучшение технико-эксплуатационных характеристик – первостепенная задача. Снижается цена перевозки и повышается безопасность. То есть плюсы очевидны. И, знаете, на уровне региона наши идеи поддержали и губернатор, и министерство экономики. Даже дали нам небольшой грант через фонд поддержки инноватики. Фонд Бортника нас поддержал, тоже выделил грант. Кстати, и министерство промышленного развития включило нас в программу «Сибирское машиностроение». Компания «Гибкие транспортные системы» нам очень серьезно помогла и помогает. Все это хорошо, но только на уровне региона. Как только мы выходим на федеральные фонды, от которых и зависит, будет ли наше колесо производиться в промышленных масштабах, то вот здесь и возникают проблемы. Мы все правильно доказываем: научно, экономически, организационно предлагаем в качестве производственной базы наши омские предприятия. Потенциал-то огромен, Омск – крупный промышленный центр, но… Но нас всегда огорошивают вопросом, а если РЖД откажется покупать ваше колесо? Вы куда с ним пойдете? Нас отсылают к руководству РЖД, чтобы мы взяли с них гарантийное письмо о том, что нами изобретенные колеса будут куплены. РЖД дает нам бумагу, в которой написано, что наше изобретение им интересно, но вот беда – эта бумага РЖД ни к чему не обязывает. Руководители-железнодорожники требуют от нас опытные образцы.
«СуперОмск»: То есть изготовленные промышленным способом готовые колеса, которые можно потрогать руками? Где-то нужно добыть деньги и построить промышленный образец, РЖД его «пощупает» и тогда решит, надо или не надо?
Александр Шилер: Да, реально изготовить такие образцы – деньги нужны. Мы собственно и хотим их взять в фонде посевных инвестиций (Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании создан в 2009 году для поддержки российских инновационных компаний с высоким потенциалом роста. – Прим. ред.).
«СуперОмск»: Допустим, Александру Шилеру повезло, через восемь лет новое колесо стало промышленной реальностью. Что это изобретение принесет конкретно мне? В чем экономический эффект его внедрения?
Александр Шилер: Сопротивление движению наше колесо снижает в полтора раза. Энергоресурсы, следовательно, экономятся минимум на 20-30%. Это сразу. Расходы на содержание железнодорожных путей снижаются в полтора раза – это очень большой плюс и выгода.
«СуперОмск»: Но ведь в этом случае ваше изобретение должны «рвать с руками»? Какие бюрократические препоны? В любой конторе РЖД, на самом туманном полустанке вас, по идее, должны встречать хлебом-солью и туго набитым купюрами конвертом?
Александр Шилер: Может быть, так и было при условии, если бы мы принесли им готовый вагон с технической документацией и экономическими выкладками. Готовыми… Но мы изобретатели, а не промышленники. Мы-то можем показать только макет. А у РЖД с нашим макетом тоже возникают проблемы – нужна сертификация, испытания. Кому охота этим заниматься? И тут даже бюрократические препоны вторичны, тут главное – время, деньги нужно затратить…
«СуперОмск»: Шевелиться надо? А кому-то этого очень не хочется?
Александр Шилер: Это комплексная проблема. Наше изобретение затрагивает проблемы тяги, безопасности и многого другого. А в РЖД за это отвечают разные службы. Мы с ними (руководителями этих служб) встречаемся, говорим – они соглашаются, кивают, но решения принять не могут. Их компетенция действует в строго ограниченном круге вопросов.
«СуперОмск»: А если выйти на «главного парня», который примет одно решение за всех?
Александр Шилер: Мы выходили, звонили президенту на горячую линию, и Путину, и Медведеву. К нам проявляли внимание, выслушивали и отправляли снова… в РЖД. Там приписывали к какому-то департаменту, который находил недостатки по своей части, и начиналась длительная переписка...
«СуперОмск»: Без эвфемизмов, вас отправляли туда, откуда вы пришли?
Александр Шилер: Да…
«СуперОмск»: А кого-то за рубежом ваше изобретение может заинтересовать?
Александр Шилер: Да, частные железные дороги. Это у нас РЖД – монополист. Нашим изобретением вполне могут заинтересоваться Швейцария, США, Италия, Англия, Китай, но мы пока не показываем наше изобретение представителям этих стран. У нас российский патент, а не международный. Так что если покажем – украдут мгновенно...
«СуперОмск»: Российский – из патриотизма?
Александр Шилер: Мы, конечно, патриоты и хотели бы внедрить свое изобретение в России. Но уже собираемся оформлять международную интеллектуальную собственность… Возможно, придется искать партнеров на рубежом...
«СуперОмск»: И поедут ваши инновационные колеса по Китаю?
Александр Шилер: Да, Китай очень заинтересован в нашем изобретении. Только иметь с ними дело… Они купили у Германии 20 поездов «Сименс» и сразу же построили 200 копий… Вот и продавай им колеса…
«СуперОмск»: Отчего в нашем с вами отечестве так не любят изобретателей, почему кругом стена для людей с пытливым умом?
Александр Шилер: У меня странное впечатление. Самые большие «верхи» у нас проявляют ко всему новому живой неподдельный интерес. Намерены помогать и помогают. Но эта помощь как-то вязнет в системе, начинает буксовать. От благой воли руководства до низа доходит от силы 10-20 %. И объяснение этому есть – воруют очень многие… И те, кто не платит за билет в автобусе, и те, кто в высоких кабинетах. Воруют все: от пенсионеров до миллионеров.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Интервью»Читать все последние новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!