Криптовалюты

Доллар - 92,05

Евро - 98,64

Тенге - 0,20

Интервью4819

Московский политтехнолог Георгий Шипунов

Московский политтехнолог Георгий Шипунов

«Политтехнологи создают виртуальные проблемы и предлагают способ их виртуального решения, а побеждает в результате вполне реальный человек».
«Выборы, выборы, кандидаты – …» наготове, политтехнологи потирают руки – страда. Время, когда в карманы пиарщиков попадают деньги. Кто в горсовет, кто в Заксобрание, кто в Госдуму. Все готовы платить, потому что с мандатом истраченное на выборы бабло кандидат отобьет втрое. Многое могут эти ребята, разбирающиеся в том, какого политика и из кого нужно лепить. И здесь не уровень важен: село, город, страна – арсенал приемов. Один – в главы, депутаты, президенты, другой – в жертвы, неудачники, банкроты.     

Примеры? Да сколько угодно. Один совсем свежий – Стросс-Кан. Реальный кандидат на пост президента Франции, действующий глава МВФ – и пытался изнасиловать горничную в Нью-Йоркском отеле. Все – тюрьма, погубленная репутация, политическая смерть. Главный конкурент Николя Саркози устранен. А то, что этого не было, никому теперь уже неинтересно. Искусно сработанный скандал – блестяще отработанная технология компрометации. Сработало. Кстати, если кто видел жертву по телевизору, подтвердит – такое афрочудо не то что насиловать, а просто смотреть-то на него боязно. «Вживую» увидишь, и может хватить импотенция на нервной почве. Нужна была не жертва-красотка, а только повод, о правдоподобии которого никто и не заботился. Вот еще пример из отечественной истории – генерал, кандидат в президенты, губернатор Александр Лебедь. Из грубого голоса, свирепой физиономии и погон создали политика. Эдакую альтернативу Ельцину. И ведь поверили! Ринулись за него голосовать. Русский де Голль! В результате Ельцина поддержал, Хасавюртовские соглашения, признавшие поражение России в первой чеченской, подписал и отправился в Красноярск губернаторствовать. Так ведь и говорили про него, дескать, пиар-проект Березовского, а мы не верили… Политтехнологии – штука тонкая, но может быть и топорной. Вот все знают, что живет в О… дной области не волшебник даже, а король волшебников. Он может все в границах региона. Но вот пиарят его в областных СМИ так топорно, что в его чудеса все давно и безнадежно не верят. Король волшебников было придумал себе альтер эго – черного королевича, даже медиавойну с ним затеял. Однако война, сулившая блестящую победу, не задалась и вскоре превратилась в вялотекущую перебранку. Ему бы политтехнолога толкового, а не щелкоперов с нежными языками…


Но собственно мы не об этом. Сегодня «СуперОмск» беседует о предвыборных технологиях с человеком, съевшим на политпиаре не то что собаку, а целого медведя. Итак, московский политтехнолог, пиарщик, «делатель депутатов» Георгий Шипунов.     

Вопрос: Что такое пиар-технологии, жертвами которых мы, электорат, становимся на каждых выборах?


Сколько есть специалистов, столько есть и определений. Что это такое? Даже в книгах единого определения нет. Пиар-технологии, реклама… В чем-то они пересекаются – нужно убедить человека купить то, что ему, может, и не надо, или выбрать того, о ком он ничего не знает. Так что я буду говорить о пиаре применительно к выборам. Есть классические схемы, при помощи которых можно описать каждый из этапов предвыборной кампании. Итак: необходимо понять, с чем ты работаешь, оценить внешнюю среду, понять, насколько она готова воспринять кандидата. Необходимо сделать электоральный срез. Для этого проводятся социальные исследования – серьезные или поверхностные, зависит от кошелька кандидата. Сделали исследования и получили, допустим, результат – известность 0,2%, рейтинга нет никакого. А у действующего депутата, на место которого целит мой работодатель, известность 70%, он вообще три срока уже сидит, пригрелся. Что делать? Понять настроение избирателей, которые уже устали от несменяемости, но боятся добавить к существующему вороху проблем еще одну – новый депутат. И вот здесь наступает время структурировать проблемы. Я работал более чем в 30 избирательных округах России и убедился – из этого вороха проблем нужно просто угадать, какая является главной. И это совсем необязательно будет вечное ЖКХ. Обязательно есть проблема, за которую, как гроздья винограда за веточкой, потянется электорат. И совершенно не факт, что кандидат, став депутатом, собирается эту проблему решать – нет, он просто дает возможность людям понять, что он с ними, он видит эту проблему, понимает ее. Вот в этом и заключается возможность влиять на выбор избирателя. Это пиар-технология в действии.

Вопрос: Но есть округа, в которых все знают в лицо и депутата, и его конкурента. Здесь-то какие уловки возможны?

Вот здесь и требуется искусство создания электоральных групп. Проще всего это прояснить на примере. Чтобы управлять общественным сознанием, нужно создать проблему, которой будут жить избиратели. Богом забытый район, образующий электоральный округ. Есть глава района, которого все знают, шансов у конкурента вроде бы никаких… В райцентре, где живет, замечу, самая большая группа избирателей, есть сквер. И вдруг в сквере появляется маньяк-эксгибиционист. Пугает народ. В райцентре паника, полиция «на ушах», но поймать его не могут. По городу ползут слухи, все недовольны властью – маньяк неуловим. Выборы на эксгибициональной волне: главу района «прокатывают» – маньяка поймать не смог. Побеждает конкурент, который нам платит. Сразу после выборов «маньяк» исчезает.

Вопрос: Его и не было?


Не было, были только умело подогретые слухи о «маньяке». За четыре месяца можно изменить, модернизировать общественное сознание. Это, кстати, минимальный срок, а вообще серьезные выборы могут начинаться и за год до дня голосования. Вот и создаются виртуальные проблемы, предлагается способ их виртуального решения, а побеждает в результате вполне реальный человек. Здесь только одно непременное условие – все детали выборной стратегии должны быть в руках политтехнолога. Не кандидата – он вторичен, а политтехнолога. У кандидата одна задача – вписаться в образ, созданный для него пиарщиком, понравиться заранее созданной электоральной группе. При этом у группы должна остаться иллюзия полной свободы выбора.

И совершенно не факт, что кандидат, став депутатом, собирается эту проблему решать – нет, он просто дает возможность людям понять, что он с ними, он видит эту проблему, понимает ее.

Вопрос: Возникает ощущение, что по Рассее плутает эдакая группа магов, которая, умело камлая, наталкивает избирателя, то есть нас всех, на «правильный» выбор? Хорошо, что выборы сравнительно редки, а то манипуляция нашим сознанием была бы постоянной?  
         
Конечно, но формировать общественное мнение нужно не только на выборах. Есть другие сферы приложения наших умений.

Вопрос: Какие? Имиджи лепите, когда выборов нет?

Конечно, имидж – это важно, это социальное притяжение. Например, есть компания и ее девяносто филиалов по стране. И вот от того, насколько она приятна социуму в каком-нибудь Мухо...ранске, зависит процветание этой фирмы. Вот здесь мы и приходим на помощь. Компании, разумеется, а не потребителю ее продукции. Мы создаем компании миссию, социальную функцию.

Вопрос: По принципу компаний сегодня и политические партии организованы, вы их тоже социализируете? Есть, по сути, партия гусиных шей и чугунных лбов, а вы ей образ делаете, эдакую пасторальку, на которой пастухи и пастушки «рубятся» за народное благо?                 

Либо ты работаешь в партии, как в корпорации, штатным имиджмейкером, либо заключаешь контракт с конкретным региональным отделением, предлагаешь концепт и вперед. А заказчиком может быть кто угодно – хоть Прохоров, хоть Медведев. 0,2% поддержки – это еще не трагедия, и такие кандидаты, и такие партии побеждают, были прецеденты в моей собственной практике. А партии «раскручивать»… Баннеры, плакаты, медиашум, массовые акции – и не такие, как… где из-под каждого митинга «уши торчат», а настоящие – с горящим взглядом молодых митинговщиков. Не за деньги и мобильники, а за идею (а о том, кто ему эту идею подкинул, митингующий никогда и не догадается), вот это высший пилотаж политтехнологий!    

Я никогда не сделаю так, как сделала группа питерских пиарщиков – послала от имени конкурента приглашения ветеранам, а на приглашениях такие аккуратные гробики нарисованы…
Вопрос: Это чудо, но это все хорошо оплачивается. Сколько нынче кандидаты платят, чтобы водрузить свое седалище в депутатское кресло? 
 

Зависит от того, каким высоким окажется кресло и кто будет усаживать. От 6-8 до 25-30 миллионов рублей. Есть политтехнологические агентства, цену на услуги которых нужно сразу умножать на два. Но оно того стоит – гарантии, что заплативший желанное кресло займет, очень высоки.      

Вопрос: Ваша профессия требует абсолютного цинизма, иначе ведь «черного кобеля не отмоешь добела», как вам удается с этим жить? 
   

Победа, конечно, главное, но лично для меня есть запрещенные приемы. Я никогда не сделаю так, как сделала группа питерских пиарщиков – послала от имени конкурента приглашения ветеранам, а на приглашениях такие аккуратные гробики нарисованы…

И знаешь, для нас опасен не цинизм даже, а информационная игла, нам постоянно необходим приток свежей информации, пиарщики – рабы информационных технологий. Эта наша плата за право быть серыми кардиналами многих, если не всех, политических процессов. А еще политика, даже когда ее отчасти «лепишь» сам, – это бесконечный ребус, который можно отгадывать вечно, это заводит. И мы не бесы-искусители, мы просто предлагаем каждому возможность. Хочешь? Цепляйся… Мы делаем политиков, а любить их или нет – каждый решает сам…

Вопрос: А вообще есть честные политики?

(Ироничный взгляд и усмешка – то ли Георгий смеялся над моим наивным вопросом, то ли над оксюмороном «честный политик»).

P. S. Омскому королю волшебников, упомянутому в преамбуле, Георгий дал бесплатный совет, как подправить траченный десятилетиями имидж – нужно просто вспомнить все хорошее, что он за время своего царствования сделал, под страхом смерти остановить вал хвалебной информации о себе родимом и не стремиться быть женихом на каждой свадьбе и покойником на каждых похоронах региона.

Фото: Елена Потанина

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!