Криптовалюты

Доллар - 93,58

Евро - 99,79

Тенге - 0,20

Интервью3219

Митрополит Феодосий

Митрополит Феодосий

«Любить ближнего нужно так, как Бог любит тебя – бесконечно».
Ушел в отставку и исчез. Или не исчез, но стал объектом для метания грязи. Безопасной мишенью становятся зачастую отставники – губернаторы и чиновники рангом пониже. Самое любопытное, что стреляют в спину отлученных от власти те, кто еще вчера славил сегодняшних отлученцев громче всего.  Примеры московского Лужкова, тульского Дудки или тверского Зеленина – отличная иллюстрация к вышесказанному. А ведь если власти лишится, к примеру, наш Полежаев, да еще не дай Бог со скандалом, то втаптывать его имя в грязь будут те,  кто вчера его больше всех хвалил.  Просто потому, что захотят сохранить хлебные места и при новом властелине. Властелины меняются – холопы остаются, и холопская способность к бесконечной мимикрии тоже, увы, никуда не девается. 

Однако и властелинам следовало бы помнить, что, когда им чистят ботинки публично (был свидетелем такой сцены), это, конечно, раболепие, но густо разбавленное ненавистью за публичное унижение. Или когда крупному чиновнику старуха в знак благодарности целует руку под аплодисменты свиты, и все это на телекамеру, под блицы фотоаппаратов. Знайте, это не искренняя благодарность, а страх перед сильным, вбитый ГУЛАГом и стахановскими пятилетками. И не отдернуть руку в такой момент – это признать за подданными право на самоунижение. Вот только одна беда -  любовь, построенная на холопстве, живет ровно столько, сколько позволяет кто-то более сильный, и мгновенно превращается в ненависть, как только властелин получает приставку «экс»… Но это я так,  рассуждал на абстрактные темы за казенный счет. Колонка-то моя. Сегодня «СуперОмск» берет интервью у лично мной глубоко почитаемого и любимого, чего уж тут, человека – митрополита Феодосия. Он стал недавно митрополитом на покое, и отставка его тоже стала далеко не безоблачной, но говорить об этом  митрополит пока не хочет. Вот если захочет, то «СуперОмск» тут же вернется к  проблемам неблагодарных холопов и отставных властителей. А пока владыка с присущей ему безупречной логикой и блестящим интеллектом говорит о современных проблемах и старых вызовах, стоящих перед Русской православной  церковью.                                


Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, после ежедневных служб, миссионерских поездок по России и за рубеж, после того, как под вашим началом в течение десятков лет была епархия размером с субъект Российской федерации, вы уходите на покой. Равные вам в светской табели о рангах губернаторы в отставке ищут себе занятия или в политике, или в крупных экономических структурах, а чем занимаются, отойдя от непосредственного руководства епархиями, архиереи? Вы, например?         

Митрополит Феодосий:
Работы всегда достаточно, есть она у меня и сейчас. Большая научная тема – я занимался ею практически всю жизнь – это обособленческие движения Православной церкви на Украине. Эти вопросы занимали меня всегда – как украинца по крови и русского по культуре и убеждениям, хотя разделение восточных славян на русских, украинцев и  белорусов представляется мне искусственным. И сегодня проблемы церковного обособленчества на Украине остаются одними из актуальных и острых. Так что исследований по этой теме, исторических и канонических, мне предстоит еще много.

Вопрос: Обособленчество как форма внутрицерковных противоречий – почему оно возникает, в чем причина? Единое тело матери-церкви начинают делить? Почему?

Митрополит Феодосий:
Это отчасти процессы, обусловленные секуляризацией церковной жизни. Церковь в ее божественной ипостаси, разумеется, неделима. Делятся люди – церковь остается единой. Мои научные исследования и пытаются отследить противоречия между людьми церкви, а не самой церкви. Примеров, когда люди пытаются разделить веру, изменить догмат, множество. Вот совсем свежий пример с давней историей. Снова начались разговоры, что от языка церковной службы – церковно-славянского – необходимо отказаться и вести богослужения на нашем разговорном русском! Это проблема гораздо серьезнее, чем кажется. Ведь в таких попытках можно дойти до абсурда!



Вопрос: Обновленцы еще в 20-е годы минувшего столетия пытались перевести службы с церковно-славянского на русский – не получилось, признано ошибкой, как и само обновленчество. Зачем возвращаться к заблуждениям прошлого и почему, на ваш взгляд, эти попытки перевода безуспешны?  

Митрополит Феодосий:
Здесь как раз все понятно: не получилось у обновленцев, надеюсь, не получится и у их последователей. Изначально языком православия был греческий, затем, по мере распространения,  службу стали вести на славянском, который  мы знаем сегодня как церковно – славянский. Этот язык был признан каноническим, а канон – это закон. И еще аргумент в пользу существующего языка богослужений – церковь сохранила наш общий праязык в чистоте, не исказила его заимствованиями и неологизмами. Все-таки обращаться к Богу пристойнее на языке, в котором нет  брани и нецензурщины. Кстати, и на Украине «горячие головы» тоже требуют  вести церковные службы на украинском языке, так что это не только «московское» заблуждение…  

Вопрос: Идея гармонии, «симфония властей» – светской и духовной – к этому исторически стремилось российское общество. На ваш взгляд, почему этот идеал по-прежнему остается таким трудно достижимым?

Митрополит Феодосий:
Отвечу просто, без аналогий из древней или новейшей истории – сколько людей, столько и мнений, рискну предположить, что столько же и идеалов. В одно и то же слово люди вкладывают совершенно разные, подчас противоречивые смыслы. Вернусь к предыдущему вопросу, ведь те, кто требуют разговорной речи для церковной службы, тоже говорят о единстве, доступности для всех, а я, например, вижу в этом переводе нежелание напрягаться, лености в изучения языка, на котором служат в церкви, к которой ты принадлежишь.

Вопрос: Церковь, несмотря на строгие неизменные тысячелетиями догматы, – это постоянно растущий и меняющийся социальный организм – ярчайший пример Омско-Тарская епархия, которую вы возглавляли 26 лет: когда вы взошли на Омскую кафедру, в епархии было четыре действующих храма, когда уходили на покой, ваша митрополия насчитывала более двухсот приходов. Каковы перспективы Русской православной церкви, ренессанс православия в России продолжится?  

Митрополит Феодосий:
Мы молимся об этом. И простые миряне, и духовенство, и Святейший Патриарх. Церковь ведь носитель и творец божьего порядка на земле.  

Вопрос: Вы часто возглавляли межконфессиональные конференции, демонстрировали приязнь и уважение к лидерам и духовенству других религиозных общин: мусульманам, иудеям, буддистам, что необходимо людям, чтобы преодолеть нетерпимость к тому, кто отличается от них вероисповеданием, обычаями или жизненными устремлениями?

Митрополит Феодосий:
Прежде всего, для этого необходима вера. Верующий человек не бывает фанатиком, для него нравственный критерий – это заповедь божья. Этому учат все религии мира – учат любви, и любить ближнего нужно так, как  Бог любит тебя – бесконечно.  Ведь даже гнев божий – это гнев любящего отца.



Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!