14:48, 23 ноября 2011Интервью6317
Вечная проблема журналистики – она вторична. Врач, ученый, сталевар или земледелец события творят – мы описываем. Значит, зависимые по определению, но тщимся быть самодостаточными. Скользко, елозим и падаем. И вот раз – позиционируем себя как придаток – власти, денег, силы – подводит вторичность. Уже и право кричать отобрали, заменили ранжированной партийной респектабельностью. Нет членского билета, но есть деньги в кошельке, такой же билет, даже посильнее. Когда «бабло» перестанут давать – это не партбилета лишиться – это настоящая трагедия. Пресса в России когда-то давно делалась писателями, и они имели право на фантазию, при помощи которой меняли мир, сегодня время хроникеров… Пиши, что видел, а вернее, показали, и молчи о чем думаешь. Удобно, но… неинтересно. «СуперОмск» поздравляет газету «Коммерческие вести» с юбилеем и беседует о превратностях медийной судьбы с ее главным редактором Маратом Исангазиным.
Вопрос: Жизнь прессы переменчива, она зависит от многих факторов: конъюнктуры, цензуры, денег. Какими были, на ваш взгляд, метаморфозы масс-медиа в последние два десятка лет?
Марат Исангазин: В начале девяностых пресса была как рубаха–парень, все наотмашь, все горлом. Все вокруг гремело и горело, и многие пришли в эту профессию-журналистику из-за свободы слова как таковой. Интеллигенты, разговаривавшие на кухнях, получили возможность говорить открыто. На моей памяти: Москва и рядом с редакцией «Московских новостей» висели щиты, на которые вывешивали свежие номера газеты – вокруг этих щитов возникали стихийные дискуссионные клубы, политические споры велись прямо на улицах. В Омске была аналогичная ситуация – появилась куча новых газет, в журналистику пришли новые люди. Сегодня ситуация несколько другая…
Вопрос: Хуже или лучше?
Марат Исангазин: Она другая. Мы вроде бы приблизились к западным стандартам журналистики, однако в жизни общества происходит некий откат в сторону Советского Союза и мы снова отходим от стандартов настоящей прессы. Вот пример: летом побывал в Екатеринбурге и, как всегда, внимательно читал местные газеты. Я пришел в ужас от однообразия местной печати. После того что там довелось увидеть, считаю, что, в отличие от Екатеринбурга, свобода слова в Омске есть. И обусловил эту свободу конфликт между губернатором и мэром.
Вопрос: Пресса свободна при условии конфликта?
Марат Исангазин: Не конфликта, а разности мнений, центров силы. Если власть дружно давит в одну сторону, существовать прессе непросто. Вообще, по-настоящему свободная, независимая пресса может существовать при наличии независимых друг от друга ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Об этом говорить сейчас, к сожалению, не приходится. Применительно к Омску два центра силы все-таки существуют – это конфликтующие между собой муниципальная и региональная власти. Вот если конфликт в Омске закончится – нас ждет перспектива Екатеринбурга… когда про то, что действительно происходит в Екатеринбурге, можно прочитать только в федеральных изданиях.
Вопрос: А о том, что происходит в стране, будем узнавать, слушая «Голос Америки»?
Марат Исангазин: Да…
Вопрос: «Коммерческие вести» – независимое издание. Если все вокруг жаждут присосаться к бюджету, то насколько трудно сегодня выживать независимым?
Марат Исангазин: Это возможно. Я пришел в газету в 97-м вместе с директором издательского дома Юлией Малютиной, вместе пришли финансы и наполнение. Через три года газета вышла на самоокупаемость и окупаема по сей день. Возможно, это не самый прибыльный бизнес, но газета себя окупает.
Вопрос: Были попытки подмять издание, сделать ручным, заставить говорить в чью-то конкретную пользу?
Марат Исангазин: Власть может покупать у нас рекламные страницы, и на этих страницах мы похвалим … за деньги. Мы бизнес-издание. Но использовать нас против кого-то «вжесткую»? Не помню таких попыток… Брать деньги за положительные материалы – это с удовольствием, но на других страницах нам это не мешает говорить, что мы сами думаем. Нет у нас такого рекламодателя, чтобы мы от него безоговорочно зависели. Если городская власть хочет, чтобы мы их похвалили, а оппонентов поругали, и областная хочет того же, я с удовольствием возьму деньги и напечатаю эти материалы в одном номере…
Вопрос: Главный критерий, по которому отбирают журналистов в «Коммерческие вести»?
Марат Исангазин: Это не критерий – это девиз: «Все рассказывают о том, что происходит – мы рассказываем о том, что происходит на самом деле». Мне неинтересно, что журналист думает о том или ином событии, мне интересно, что это за событие на самом деле.
Вопрос: Изданию можно быть независимым от власти, но как быть независимым от собственных учредителей? «Коммерческим вестям» это удается или нет?
Марат Исангазин: Наши учредители покупают «Коммерческие вести» по средам в киосках Роспечати. Так же, как и остальные наши читатели, это сто процентов.
Вопрос: Табуированных имен для вас нет?
Марат Исангазин: Конечно, про своих учредителей мы не пишем плохо, как, пожалуй, и всякое издание.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории "Интервью"Читать все последние новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!