Лауреат премии «Оскар», режиссер и актер Владимир Меньшов

Нет, наши, омские, не подкачали.  На пресс-конференции знаменитого режиссера Владимира Меньшова наша, верная себе публика веселилась по-прежнему – похабно и непосредственно. Вопросы: «а сколько вам лет» и «из какого района» драматург Владимир Гуркин (разговор о Гуркине зашел в связи с тем, что Меньшов снимал фильм по его пьесе «Любовь и голуби») – раздавались вперемешку с хрустом пожираемого попкорна и сосущих звуков падающей в глотки публики «Пепси-колы». Словом, все было нормально: культурная столица России (таковой Омск является по уверениям некоторых областных СМИ) в лице своих отдельных представителей встретила знаменитость сугубо амикошонски. И мы после этого удивляемся снобизму москвичей и питерцев? Представляется, напрасно…
          
Интервью с Владимиром Меньшовым сегодня  на страницах «СуперОмска».   

Вопрос: Киноафиши пестрят  голливудскими названиями. Когда отечественный кинематограф вернет утраченные позиции и потеснит «фабрику грез»?   

Владимир Меньшов:
Думаю, были совершены очень серьезные ошибки. Мы начали их совершать еще на заре перестройки и  продолжаем совершать сегодня. Мы уповали и уповаем на рынок – это иллюзия, что рынок все расставит на места. Выживут, дескать, сильнейшие. Но складывается впечатление, что этот капитализм из учебника остался только в России, в остальном мире его давно нет.  Все давно и серьезно лоббируют интересы собственного кинематографа. Политика протекционизма по отношению к своей кинопродукции в той же Америке огромна. У нас такая практика, увы, не применяется. С другой стороны, в 90-е годы мы произвели столько плохих картин, что потеряли зрителя, отучили его ходить на наши фильмы. Есть целая категория русских… русскоязычных зрителей, которая принципиально не ходит на российское кино. Но и из этого печального правила есть радостные исключения. Есть очень достойные российские фильмы, которые побеждали в честной борьбе и становились рекордсменами нашего проката.  Пока есть такие фильмы и такие режиссеры, есть и надежда, что из этой ямы мы наконец выберемся. Но поддержка государства отечественному кинематографу необходима.  

Вопрос: При поддержке государства, наверное, кто-нибудь рискнет снять свои местные «Елки»?

Владимир Меньшов:
Фильм уровня «Елки-2» на местном уровне не потянуть. Когда мне позвонили в июле продюсеры и сказали, что готовы заняться производством этого фильма, я сначала даже не понял, как это? На дворе лето, а действие фильма происходит зимой. Я загораю, а вы мне предлагаете сниматься в фильме про январь? Мне сказали – все будет в порядке. И действительно, летний подмосковный аэропорт превратили в заметенную снегом площадку, по которой мы ходили в валенках и тулупах. Воссоздали посреди лета серьезный мороз. Все  это нелегко и дорого, прямо скажем.      

Вопрос: Возможно, экспансией кинематографа США и объясняется тот факт, что награда именно Американской киноакадемии – «Оскар» – стала самой престижной в мире. Сергей Бондарчук, вы – Владимир Меньшов – и Никита Михалков – наши «оскароносцы», кто-нибудь  сегодня  на постсоветском пространстве может претендовать на подобное признание?

Владимир Меньшов:
Этого невозможно просчитать или предсказать. Кстати, то, что моя картина «Москва слезам не верит» вообще номинировалась на «Оскар», было для меня весьма странным. И мы все полагали, что никаких шансов у этого кино нет.   А получили «Оскара»… Вот то, что награду американских киноакадемиков получит «Война и Мир» Бондарчука, можно было хоть как-то предположить. И  фильм Михалкова «Утомленные солнцем» был как-то просчитан и сделан с прицелом на награду. Но свой фильм я к числу фаворитов никак не относил. Знаете, у этого «Оскара» столько составляющих, иногда меньше всего имеют значение художественные достоинства фильма. Политические игры вокруг этой награды имеют большое значение. Сегодня, по-моему, на «Оскар» пытаются представить картину «Ходорковский». И знаете, шансы велики. Эта фамилия постоянно тиражируется западными СМИ, она на слуху, так же, как и фильм «Анна Политковская».  Ведь только по политическим мотивам картина может получить серьезную награду. 

Вопрос: Из срежиссированных или сыгранных вами картин есть любимая? 

Владимир Меньшов:
Это абсолютная правда, что режиссер любит свои фильмы, как собственных детей, и говорить, что кого-то любишь особенно сильно, нельзя. С каждой картиной связан кусок жизни. Наиболее, может быть, профессионально сделанными своими картинами я считаю «Ширли-Мырли» и «Зависть Богов». Эти картины лично мне очень дороги, но вот такого слияния со зрителем, как у фильма «Москва слезам не верит», у них не случилось. Может, еще и потому, что они были сделаны в 90-х, когда и кинематографа-то нашего не было, не было проката элементарно. Это «пиратство» было тотальное.  А вот мой фильм «Любовь и голуби» вообще попал под каток борьбы с пьянством. Так и была картина обречена на «вторые» экраны. Правда, все равно это кино добралось до зрителей. Фильм разобрали на цитаты, и это мне ужасно приятно.  Кстати, картина «Любовь и голуби» началась здесь, в городе Омске. Пьесу написал тогда еще актер омской драмы Владимир Гуркин. А спектакль по этой пьесе поставили в «Современнике», и «Современник» за это ругали, мол, комедия–то слишком народная, почти лубок… А на омской сцене в этом спектакле играл Юрий Кузнецов, который сегодня стал очень известным киноартистом. Его «Мухомора» из «Улиц разбитых фонарей» знает вся страна.     

Вопрос (не «СуперОмска», от коллег ): С вами происходили забавные истории на съемках? 

Владимир Меньшов:
У меня таких историй не накоплено. Есть актеры, которые свои выступления перед зрителями  строят на таких историях. У кого там штаны спали… Со мной таких историй не приключалось. Хотя смеялись на съемочной площадке много, и в примету режиссерскую, что если смеются на съемках комедии, то в зале будут молчать, я не верю. 

Вопрос:  Режиссер Меньшов на съемочной площадке – это диктатор или либерал? Он приказывает актерам или договаривается с ними?      

Владимир Меньшов:
Договаривается все-таки. Да и как приказывать Юрскому или Гурченко, или Михайлову, или Табакову. На съемочной площадке должна быть свободная атмосфера, люди не должны чувствовать себя винтиками. Хотя вот на съемках приходилось стучать кулаком в адрес Ирины Муравьевой, но это эпизод. Есть, конечно, актеры молодые, но этим приходится не приказывать, а, скорее, показывать, что нужно сделать. Так было, например, в моем фильме «Розыгрыш». Там снимались ребята, которых мы взяли с улицы. Вот и пришлось мне прыгать перед ними, что-то показывать, а они повторяли за мной. И так бывает.     

Вопрос: На федеральных телеканалах позавчера «Бригада», вчера «Некст», сегодня  «Мишка Япончик». Когда с экранов уйдет апологетика бандитов и наступит время кино о добром и вечном?

Владимир Меньшов:
Есть такое явление: выходит добрая и хорошая картина, а зрителей нету!  Знаете, публика в своих посылах бывает такая правильная: зачем мне «Мишка Япончик»? А переключает каналы с «доброго и вечного» на сериал про бандитов… Вот нет рейтинга у «доброго и вечного». А руководству телеканалов надо привлечь рекламодателя – они с этого живут. Вот и получается некоторое расхождение деклараций и запросов. В том, что он смотрит, зритель виноват не менее чем руководство телекомпаний. Руководители ловят настроение общества и занимаются этим серьезно. Они точно знают, чего вы хотите, а не чего вы говорите.

Вопрос: Чем планируете заниматься в Новом году? 

Владимир Меньшов:
У меня столько обязанностей, что строить какие-то планы бессмысленно. А самое большое желание – доснять новую картину. 
Перейти на полную версию сайта