Вячеслав Двораковский

Омск, его будущее. Насущные проблемы. Структура. Жизнеобеспечение. Бюджет. Словом, все то, без чего невозможно существование миллионного мегаполиса. В конечном счете, предложенная омичам парадигма развития – от выживания к нормальной комфортной жизни. Именно эти собственные инициативы озвучил кандидат в мэры нашего города Вячеслав Двораковский на встрече с журналистами. «СуперОмск» предлагает своим читателям ответы кандидата на некоторые вопросы. От себя отметим, что Вячеслав Двораковский не боится острых тем и каверзных реплик, что нетипично для представителей нашего истеблишмента, и одно это уже способно, на наш взгляд, вызвать дополнительный интерес к его предвыборной программе.

Вопрос: Вячеслав Викторович, Вы вернулись из Томска, поэтому самый первый вопрос: получили ли Вы поддержку от соседей тех городов, которые в принципе были заинтересованы в том, чтобы вы пересмотрели принцип перераспределения средств?

Двораковский: Проблема несбалансированности бюджетов муниципальных образований существует не только в Омске, это касается вообще всех сибирских и дальневосточных городов. Но для омичей она особенно остра. Если в Томске бюджетное обеспечение на душу городского населения приходится 26 тыс. рублей, то у нас в Омске – 12 с половиной. То есть для нас это очень важный вопрос. И когда мы предложили свою концепцию изменения межбюджетных отношений, во-первых, мы сослались на то, что городской совет принял постановление и направил в Госдуму наше постановление, в котором предлагались конкретные пути изменения межбюджетных отношений и наполнение бюджета города Омска. Там 14 пунктов, многие из них вам известны, но есть смысл остановиться на некоторых из них чуть подробнее. Мы поддерживаем инициативу читинцев, которые к нам в городской совет направили свое предложение по поводу перевода платежей за благоустройство в городской бюджет. Это полностью соответствует 131-му федеральному закону, который предусматривает этот перевод в ведение местного самоуправления. Мы со своей стороны тоже подготовили законопроект и в качестве законодательной инициативы через коллег-депутатов уже передали его в Госдуму.

Что касается конкретно инициативы «50-30-20», то она выглядит следующим образом. Если вы помните, то где-то 1997-1998 годы у нас бюджет города Омска от консолидированного бюджета области составлял почти 49%! Сейчас мы имеем едва-едва за 17%, отсюда и наша бюджетная обеспеченность 12 с половиной тысяч на горожанина. Наш принцип – это «50-30-20»! Вот города Евросоюза живут по принципу: 40% – федеральная власть, 30% – это субъект, область, и 30% – это местное самоуправление. У нас в Омске вы знаете эту пропорцию: 65 – 25 – 10, и это с учетом того, что в областном бюджете 70% – это деньги города! Вот мы и предлагаем: 50 – федеральная власть, 30 – субъект и 20 – бюджеты местного самоуправления. В данном случае речь идет о городе Омске. Вот такое распределение. Я не хочу акцентировать внимание на том, что кто-то в этом виноват. Надо исправлять ситуацию, а в Омске она наиболее сложная. Наше предложение «50-30-20» принято как принцип, поддержано и внесено в резолюцию собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов для того, чтобы дальше передать все это в Минрегионразвитие. Вот это то, что касается непосредственно наполнения городского бюджета. Ну а составляющие вы знаете, это касается и налога на прибыль – 2,5% оставить здесь, и НДФЛ с 20% поднять до 50%. И транспортный налог, и налог на недвижимость необходимо сделать местным налогом. Потому что те же дороги бьют здесь, а налог уходит в федерацию. У нас есть еще ряд предложений по налогам. Мы считаем, что это даст возможность Омску минимум в два раза увеличить бюджет, и этот уже позволит не просто дыры латать, а вести речь о развитии города. Ведь были же в свое время бюджеты развития. Почему бы и нам не вспомнить эту замечательную практику?

Вопрос: Ваша позиция сохранить деньги для города уже нашла критику со стороны одного из Ваших конкурентов, и он говорит о том, что, чем больше здесь будет оставаться средств, тем меньше будет выделять федеральный центр. Эти опасения оправданны?

Двораковский: Мы сейчас с Вами обсудили только собственную инициативу, которая позволяет увеличить бюджет города Омска. А вообще проблема заключается в межбюджетных отношениях, в необходимости их совершенствования. Что нам предписывает бюджетный кодекс: мы имеем определенные муниципальные полномочия – энное количество школ, детских садов, спортивных организаций и прочих объектов бюджетной сферы, и на каждый такой объект есть свой финансовый норматив. Исходя из этого, мы и должны сформировать бюджет. И если мы будем формировать его снизу, то мы выйдем ровно на те же цифры, которые мы уже предлагаем. Просто выравниваются межбюджетные отношения, и позиция соответствует бюджетному кодексу. Это первое. А второе. Мы ведем речь не только о том, что вот дайте нам из бюджета, а мы здесь будем сидеть сложа руки. Мы видим и свои внутренние резервы, мы о них говорили неоднократно, я не знаю, есть ли смысл это повторять. Разговор не о «дайте нам денег!». Дайте полномочия, например, распоряжаться нераспределенными землями, и тогда мы сможем, используя эти полномочия, получать определенные доходы. Мы говорим о полномочиях по налогам на недвижимость, по транспортным налогам. Это дает нам возможность работать с налоговой инспекцией, и за счет этого увеличивать наши доходы. То есть речь не идет о том, что мы просто говорим «дайте»! Мы добиваемся справедливого распределения всех доходов на территории и, значит, наполняемости бюджета местного самоуправления.

Вопрос: Вячеслав Викторович, вот нынешние ваши хлопоты по предстоящему наполнению городской казны – это дело, конечно, хорошее. Но вот, если вспомнить недавнее прошлое, то разве не горсовет, где Вы состояли и сейчас состоите во фракции «Единой России», которая, собственно, принимает все решения, разве не он принимал все эти, мягко говоря, очень скромные бюджеты? Разве не он распродавал муниципальное имущество, повышал тарифы для населения? И, в конце концов, заслуженный строитель России по фамилии Полежаев недавно сказал, что Омск напоминает блокадный Ленинград. Вот как, по вашему мнению, омский горсовет и ваша работа в нем как-то внесли свою лепту в то, чтобы губернатор мог позволить себе такое сравнение?

Двораковский: Мою позицию в городском совете я никогда не скрывал. И когда речь шла о какой-то продаже, распродаже и прочее, я никогда эти вещи не поддерживал. Здесь дело заключается в том, что мы имеем факт борьбы двух лидеров или двух личностей, из-за которых страдал город. Личности эти не пострадали ни в коей степени, а город и население города Омска пострадали. И вот так я это оцениваю. И если бы городской совет был, что называется, един в выражении своей воли и в выражении интересов населения, наверное, этому можно было противостоять. И к великому сожалению, мы знаем, что это было. И можно конечно сегодня кинуться в обличения, тем более, что участники этого конфликта уже не при власти. Но это не в моих правилах. Единственное, на что я имею моральное право, так это вспомнить, как в 2008 году я обратился через журнал «Бизнес-курс» к Виктору Филипповичу с вопросом о том, как город будет дальше жить? Потому что политика по ключевым проблемам, касающимся жизни города, совершенно мне не понятна. Причиной для этого обращения стало то, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства, когда в 2007 году начал активно действовать новый Жилищный кодекс и городская администрация самоустранилась от этого, оставила население один на один с совершенно гигантским грузом жилищно-коммунальных проблем. На мой взгляд, это было абсолютно неправильно. И второе: я критически оценивал эту непроницаемую закрытость городской власти и по этому поводу тоже обращался к Виктору Филипповичу. Поэтому, не зная, что происходит во властных структурах, не зная ключевых проблем, никто не знал, как исправить ситуацию, которая ведет к такому сокращению городского бюджета. Мы знали только одно – воюют два лидера. Последствия нам всем слишком хорошо известны. Такие войны вообще могут кого угодно повергнуть в депрессию, а все-таки оптимизм-то нам все необходим. И хорошо, что наш новый губернатор Виктор Назаров сразу заявил, что все эти войны в прошлом! Значит отношения область – город выстроятся, и бюджет будет формироваться именно справедливо. И еще, критиковать, конечно, можно всех и декларировать: я хочу сделать то-то и то-то – это, конечно, интересно, да и несложно… Но вот как это сделать, все-таки намного важнее.

Вопрос: Как давно Вы знакомы с новым губернатором Назаровым. И второй вопрос в развитие предыдущей темы: успех развития межбюджетных отношений во многом зависит от позиции нового губернатора. Вы встречались, как известно из сообщений прессы, с губернатором, обсуждали ли Вы этот вопрос, вносили Вы поддержку, какова его позиция и вообще по ряду других ключевых вопросов? Можно пояснить несколько?

Двораковский: Постараюсь. Нынешний губернатор – директор «Омскрегионгаза» и по производственным, так сказать, контактам я в общем-то знаком с ним достаточно давно. Особенно тесными эти контакты были три года назад, поскольку несколько менялась договорная система по реализации газа для наших производственных объектов. Что касается моей концепции изменения межбюджетных отношений, я изложил все это новому губернатору. Виктор Иванович сказал, что он не против, и как принцип выстраивания межбюджетных отношений предложенное мной ему интересно, А детально все это оформить необходимо уже со специалистами по финансам. Это собственно все. Какие-либо другие вопросы я не обсуждал по двум причинам. Первое – он еще не вступил в должность. И у меня тоже для обсуждения глобальных городских вопросов просто нет статуса. Как депутат городского совета я получил ответ на нужный мне вопрос – и все. Единственное что, вот прозвучало в разговоре, что очень важно сохранить в дальнейшем, что называется, абсолютную бесконфликтность работы уровней властей. Это важно, и я это услышал от губернатора. И если в будущем и возникнут какие-то противоречия, то нужно стремиться к личным контактам и разрешать их тут же.

«Вопрос»: Вячеслав Викторович, вот в городе висят плакаты – «дорожные карты» с телефонами? Что это за программа, можете озвучить?

Двораковский: Вот Вы обратили внимание, что мы в городском совете собрали все наказы и обращения избирателей к кандидатам в депутаты городского совета. Их более 20 тысяч. Мы намерены сгруппировать их по категориям, по задачам, по срокам, по видам, и принимать на этом основании решения городского совета. Безусловно, оно должно быть абсолютно согласовано с администрацией, чтобы можно было отталкиваться от интересов жителей и можно было реагировать на их нужды. Вот «дорожная карта» и занимается систематизацией городских проблем для дальнейшего их разрешения. Учитывая, что очень много обращений по состоянию дорожно-транспортной сети в городе Омске, мы именно на это обратили внимание и решили заинтересовать жителей города, привлечь их к этой затее. Мы на сайте call-центра открыли телефонные линии для омичей. Для наглядности представьте себе карту города Омска, на которой флажками отмечены городские проблемы, а информацию об этих проблемах мы получили непосредственно от населения. Не кипы бюрократических бумаг, а карта проблем. И наглядно, и спросить можно с чиновников, как эти проблемы решаются. Кстати, обращений от жителей уже более трех тысяч. Вот каждый из обратившихся на этой карте и сможет увидеть, его обращение учтено или нет. А идея заключается в том, что острые проблемы каждый из жителей города ощущает лучше, чем любой специалист, он живет внутри этих проблем и уж гораздо лучше, чем чиновник. Ну, никто сегодня не спрашивает мнения, например, автовладельцев, где светофор поставить, где как отрегулировать сигналы – какой длиннее, какой короче, где какую развязку сделать, как перекресток трансформировать, какие сделать выезд или заезд, разметку как усовершенствовать и прочее. А мы даем возможность людям внести свои предложения. Они потом будут собраны, переданы специалистам и это будет основа для того, чтобы выработать именно программу усовершенствования и реконструкции нашей дорожно-транспортной сети. У нас здесь две проблемы. Первая – такой дорожной карты в Омске никогда не было, а она, на мой взгляд, должна быть у каждого чиновника в кабинете. Чтобы он видел, какие задачи перед ним стоят, какова динамика их разрешения, какие еще нужно приложить усилия, чтобы все это выполнить. Вторая проблема – в основе вообще любого города, в основе генплана любого города должна лежать комплексная транспортная система. И в Омске она нуждается в существенной доработке. И я думаю, что «Дорожная карта» этому послужит. И КТС (комплексная транспортная сеть города) должна стать рабочей и охватывать абсолютно все городские проблемы, которые в этой сфере сложились. Я думаю, что вот журналисты нам в этом деле будут помогать, потому что нужно будет информировать омичей, как «Дорожная карта» сформировалась, и как она выполняется, и какие мы получаем от этого результаты.

Вопрос: Кроме «Дорожной карты» и распределения бюджета, в чем еще сейчас нуждается Омск? И второй вопрос, какой смысл вкладывается в солнышко на ваших рекламных плакатах?

Двораковский: Солнышко – лето, развитие, хорошее настроение. Там еще шестеренка проглядывается – тоже движение, тоже город промышленный, тоже связь. А вообще давайте посмотрим, как там дальше будет развиваться вот это солнышко и шестеренка, и все станет ясно.

Что касается других проблем города Омска – ну, неслучайно такое крайнее сравнение было с блокадным Ленинградом, неслучайно мы сами говорим, что скатываемся в какую-то провинцию и покрываемся каким-то, так сказать, налетом серости. Например, озеленение – это очень важно. Второе – буквально вчера рассматривали на аппаратном у исполняющего обязанности мэра Омска вопросы, связанные с плоскостными сооружениями на территории города. У меня есть своя точка зрения на этот вопрос. Сегодня называют цифры убийственные – 36-38% спортивных площадок вообще заброшены, и они бесхозные, у них даже хозяина нет. Рассчитывать на то, что они в ближайшее время оживут и будут выполнять свою функцию, нет возможности. Я считаю, что это колоссальная проблема! А ведь если возродить эти объекты, кроме пользы для детей, мы дадим работу руководителям спортивных секций и кружков. Мы решаем проблему занятости! И еще проблема здоровья – проблема не только молодых, но и старшего поколения. Значит, для представителей этой группы населения должно быть место и время на стадионах и в бассейнах, и в различных учреждениях культуры. В общем, нужно возрождать группы здоровья – это позитивный и несправедливо забытый опыт. Люди должны всегда ощущать либо свою востребованность, либо возможность себя где-то реализовать: в каком-то клубе, с коллегами, равными по возрасту и интересам. Что касается озеленения, то вот вчера был в библиотеке имени Пушкина, студенты защищали свои креативные проекты. Пединститут предложил сделать Аллею педагогов, сделать сквер или парк, в котором будет отражена именно тематика развития педагогического труда в Омской области. Это очень интересная идея. В этом году 50 лет полета человека в космос. Наша страна в этом была первой. И Омск внес в нашу космонавтику очень серьезный вклад. Почему бы нам не посадить, опираясь на то, что позывные Гагарина были «кедр», по 108 кедров в каждом административном округе. Почему по 108? Потому что у нас сейчас 108 российских космонавтов. Вот вам мотивированный старт озеленению.

Есть в Омске и проблема детских садиков. Вот один из методов ее решения, который требует очень серьезных усилий – привлечение частного капитала. Предприниматели строят детские садики достаточно энергичными темпами с вложениями до двух миллиардов рублей за 2-3 года, а потом администрация их берет в аренду с оплатой за каждого ребенка, аренда в месяц, по-моему, 7 тысяч рублей. Такие предварительные просчеты сделаны, они в общем-то для бюджета подъемны и понятны, но самое главное – решается проблема, у людей появляется возможность отдать детей в дошкольное воспитательное учреждение и освободить себя для работы.  

Перейти на полную версию сайта