Экс-директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов считает, что Омску нужен новый аэропорт, но только в дополнение к старому и не раньше, чем через двадцать лет.
«Что касается того, нужно ли строить новый аэропорт, то строить его нужно. Естественно, рано или поздно Омский аэропорт выйдет из своих практических возможностей и Омску будет нужен аэропорт для транспортных дальнемагистральных рейсов. При этом аэропорт «Омск-Центральный» должен остаться, как в любом другом крупном европейском и не только европейском городе, для ближних рейсов и бизнес-авиации. Так делается во всем мире. Это абсолютно нормально и, самое главное, экономически обоснованно.
Но на сегодняшнем этапе вполне достаточно удлинения полосы в существующем аэропорте. Сейчас практически нет никаких ограничений по приему самолетов в Омском аэропорту. Все авиакомпании могут производить полеты в «Омск-Центральный». А чтобы убрать полеты над городом, чтобы убрать доли процента топлива, которые, естественно, не улучшают, а ухудшают экологию даже в такой малости, плюс частично решить вопрос безопасности, нужно удлинить полосу – и полеты над городом будут прекращены. Как у нас в Сочи сделано: взлет производится в сторону моря, посадка – со стороны моря. Такая же схема применима и здесь в Омске – и самолеты над городом летать не будут. Но это будет требовать не десятки миллиардов рублей.
Обыкновенный же нормальный аэропорт класса чуть выше существующего обойдется в любом случае не менее 30-35 млрд рублей. Причем порядка 10-15 млрд рублей должны быть средства федеральные, потому что весь аэродром – взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянок, перрон, система навигации – это все при любом раскладе будет федеральная собственность. Поэтому строить сейчас новый аэропорт, учитывая, что этот сейчас загружен процентов на 20 максимум, просто не по-хозяйски.
Потребуется лет через 20 именно дальнемагистральный аэропорт. То, что не раньше, это точно. Все эти обещания построить в 2008 году, 2012 году – не более, чем обещания. Еще сейчас говорят, что придут инвесторы, и мы не будем тратить бюджетные деньги. Как я уже сказал, федеральная составляющая порядка 15 млрд рублей никуда не денется. Никакой инвестор не будет отдавать большие деньги на то, чтобы потом находиться в собственности у государства. Это нелогично. Самый характерный пример. Контрольный пакет аэропорта Толмачево в Новосибирске был продан совсем недавно за сумму менее 3 млрд рублей. А этот аэропорт или 5-й, или 6-й по объему пассажиров в России, то есть в разы превышающий Омский аэропорт. Будет ли инвестор вкладывать даже пускай 7 млрд рублей, как говорят (хотя нужно, еще раз подчеркиваю, не менее 35 млрд рублей), когда можно за смешные деньги (в том же Сочи за 5,5 млрд рублей купили) купить уже готовый аэропорт, который по объемам пропускной способности и фактического пассажирооборота превышает в разы объемы мифического нового аэропорта в Омске, который еще нужно построить.
А через 20 лет ситуация изменится. Подвижность населения, что является косвенным экономическим показателем состоятельности государства, будет расти. Тем более в такой стране, как Россия, с ее огромными просторами. А раз подвижность населения будет расти, то будет расти пассажирооборот. Нормальные общемировые показатели при некризисных ситуациях – это прирост пассажиропотока порядка 5-7% в год. В 1991 году весь пассажирооборот в Омске составлял 3,5 млн человек. То есть старый аэропорт со старым аэровокзалом обеспечивал 3,5 млн человек в год. Сейчас пассажирооборот – 700 тыс. человек. В пять раз меньше. Как я говорил, 20% загрузки аэропорта. Чтобы дойти до уровня 91-го года, потребуются те же самые 20 лет».