Старый новый директор департамента культуры омской мэрии Владимир Шалак после почти 15-летнего отсутствия в центре культурной жизни Омска сделал первый выход к прессе. С удовольствием сбиваясь на воспоминания о лихих бандитских 90-х, в которые, несмотря на безденежье, он со своей командой смог открыть новые школы искусств и три омских театра, Владимир Шалак рассказал о том, как планирует развивать город и возвращать утраченное.
Вопрос: Владимир Васильевич, почему Вы все-таки решили вернуться в горадминистрацию, в департамент культуры?
Владимир Шалак: Потому что я люблю эту работу.
Вопрос: Каким должен быть чиновник департамента культуры? Какой Вы видите свою команду?
Владимир Шалак: Культурой же управлять нельзя, можно управлять только процессами, происходящими в культуре. А кто говорит, что я руководитель культуры – да боже упаси, ни в коем случае. Я всегда говорил всем своим заместителям и сотрудникам: главная задача чиновника – не мешать. Мы должны координировать, направлять и помогать в работе. И тогда наша чиновничья миссия будет исполнена. Если мы приходим только для того, чтобы показать, что мы такие большие начальники, то грош нам цена. У нас были команды отменные: и в городе, и когда я стал начальником областного управления.
Сейчас у меня есть одна идея: создать блестящий департамент умных образованных людей. Коль это департамент культуры, то здесь должны работать люди, которые филармонию от фисгармонии могут отличить. Где бы я ни работал, у меня всегда все сотрудники были с высшим образованием – либо консерватории, либо институты культуры. Извините, что говорю, у меня, это некрасиво, но я начальником был. Вот о чем я мечтаю. И будет так. Но ни одного человека, который сейчас здесь работает, я не брошу. Никто не окажется на обочине. Я понимаю, что за каждым человеком стоит семья. Здесь будут работать суперпрофессионалы.
Вопрос: Вы долго отсутствовали на руководящей должности в департаменте и управлении культуры. Как Вам город после возвращения?
Владимир Шалак: Нормально. Я никогда не говорил и не буду говорить о своих предшественниках, где бы я ни работал. Я считаю так: если ты пришел на какое-то место работать, ты покажешь, как можно работать. А начинать со старта, кого-то другого принижая, я не хочу. Нормальное состояние, но есть собственное видение, как должно быть. Есть колоссальный опыт работы. Есть собственное мнение, что надо сделать, чтобы взбудоражить культурную жизнь в городе. В лихие 90-е, если вы помните, мы открыли три театра – «Лицейский», театр имени Ермолаевой и театр «Галерка». В 1991 году открыли. Лицейский – в 1994 году. Тогда шесть творческих муниципальных коллективов мы создали, а время – безденежье, на работу идешь – не знаешь, что делать. Денег нет, ничего нет, время бандитское, лихое, но тем не менее у нас была отменная команда. И мы друг друга поддерживали и вместе творили, выдумывали. Тогда мы создали восемь новых школ искусств, три театра, девять новых спортшкол (два года я возглавлял департамент культуры и спорта, в ранге заместителя мэра был у Валерия Павловича Рощупкина). Мы тогда работали на развитие. И я сегодня до сих пор придерживаюсь своей четкой позиции и говорю всем мэрам, с которыми я работал: зачем мы создаем комиссии по наркомании, токсикомании, по пьянству, алкоголизму. Скажите мне, зачем такое количество комиссий, эффект от деятельности которых практически нулевой. А вот у нас 22 школы искусств в городе Омске. Я анализировал: 8 тысяч учащихся – ни одного правонарушения. Может быть, нам вместо того, чтобы огромное количество денег тратить на содержание этих комиссий, направить их на открытие школ искусств? Пусть небольших, приближенных к месту жительства. Давайте рядом с каждой общеобразовательной школой будем создавать школы искусств, и через 5-7 лет мы с вами увидим другое поколение детей.
Сейчас по нормативам обеспечения городов учреждениями культуры 1996 года в нашем городе не хватает школ искусств, библиотек, не хватает посадочных мест даже в кинотеатрах. Не хватает мест в дворцах культуры. К сожалению, мы многое потеряли. Сегодня без боли невозможно смотреть. Проехал по части учреждений, посмотрел: что было – что стало. Мы по существу потеряли дворец культуры Козицкого (он сегодня стареет), ДК «Рубин» по существу руинированное здание, ДК Кировского округа в аварийном состоянии. Мы практически лишились кинотеатров. У нас в 1997 году было 14 кинотеатров. Это хорошо, что нашлись инвесторы: кинотеатр «Родина» стал «Галактикой», кинотеатр «Маяковский» преобразовали. Кинотеатр «Художественный» мы переделали под Органный зал, кинотеатр «Экран» отдали под церковь. Кинотеатр «Мир» стал торговым центром в Порт-Артуре. «Спутник» сделали центром искусств.
Сегодня новый кинотеатр «Первомайский» закрыт, «Сатурн» закрыт. И нам надо искать инвесторов. Денег нет. Ситуация тяжелая, но я не скажу, что катастрофическая. Значит, надо находить какие-то пути решения этой проблемы – восстановления части учреждений культуры и возвращения в лоно культурно-досуговой деятельности.
Вопрос: В Омске за годы Вашего отсутствия в управлении культурой произошли и другие изменения. Например, Омскую крепость полностью реставрировали. Как Вам ее современный вид?
Владимир Шалак: Никак. Она мне на душу не легла. Я собрал три дня назад всех руководителей Омской крепости и немножко устроил им выволочку за эти дела. Как вы могли с памятником архитектуры такое сделать? Вот подхожу к денежной кладовой и говорю директору: вот вы, если бы в Омске не жили, сказали бы по внешнему виду, что это денежная кладовая? Или это обыкновенное здание – хорошо отштукатуренное, побеленное, крыша – новодел? Вошли вовнутрь – сводчатые кирпичные потолки, где-то рваная штукатурка. Вот это памятник. На то и существуют реставрационные работы, которые должны быть под контролем соответствующих органов – в данном случае инспекция по охране памятников культуры и архитектуры. Разве можно было там, где когда-то были тисовые крыши, сделать суперсовременную крышу и так, чтобы в глазах блеск стоял? Теперь дальше: все в плитке. Но можно было дорожки сделать, а там посадить деревья, кустарники. Конечно, спасибо, что восстановили там порядок. Но сегодня стоит в Омской крепости восемь зданий, практически все закрыты – кроме денежной кладовой и бывшей поликлиники. Все в аварийном состоянии. Восемь рваных корпусов, все плиткой застелено, зной в 36 градусов и укрыться негде.
Ворота тоже. В 1991 году мы восстанавливали Тобольские ворота – на том фундаменте, который был, и попытались воссоздать тот же облик, чтобы не такой лощеный был у них вид. А сейчас – новодел, который за километр видно сразу. Нужно приглушить, притемнить.
Сейчас есть идея каким-то образом выйти на правительство РФ, чтобы к 300-летию получить федеральные деньги на реконструкцию этого памятника.
Вопрос: В Омске скоро будет еще один памятник, сейчас активно обсуждаемый. Спорный памятник адмиралу Колчаку.
Владимир Шалак: Лично моя точка зрения – еще не пришло время. Я очень много читал о Колчаке, он действительно настоящий ученый, гидролог, океанограф, который заслуживает памятника. Но почему в Омске? Ведь в Омске он был не как ученый, в Омске он был как временный верховный правитель России. Сегодня, когда еще есть значительная часть людей, которые поддерживают коммунистические настроения, зачем на ровном месте порождать конфликт? Зачем? Такая острая необходимость? Мы памятник основателю города не можем поставить. Прямо немедленно и сходу надо поставить памятник Колчаку, потому что без этого мы не можем обойтись. Можем. Вот поставим памятник основателю города, а потом можно и другие рассматривать.
Вопрос: Но памятник уже готов. Что с ним теперь делать? Куда все-таки установить?
Владимир Шалак: Не знаю. Надо тех, кто инициировал это, выставить и чтобы люди подходили и советовали, как быть в этой ситуации. Надо ведь какую-то подготовительную работу вести среди жителей города Омска. Надо как-то притупить эту агрессию. Мы всегда конфликт построим на том месте, где он не должен быть. Я уже говорил: если вы хотите поставить, поставьте на месте бывшего водозабора, где ТЭЦ-1 было. Там стоит фундамент старый. Поставьте ему как ученому, гидрологу. Пусть он смотрит сюда, на речной вокзал. Люди приходят на речной вокзал, и всем его лик открывается.
Вопрос: Владимир Васильевич, сейчас все заняты подготовкой к Дню города. Что нас ждет особенного в этот праздник?
Владимир Шалак: Запланирована большая культурная программа, причем 5 августа весь день будет насыщен от и до. Самое запоминающееся – это, конечно, парад-шествие театрализованных колонн округов города Омска. Еще мы все в ожидании: прилетает премьер-министр. Мы надеемся, что где-то вечером он будет выступать перед омичами, поздравлять их. Большая культурная программа будет в Омской крепости, потому что этот год объявлен годом российской истории. Все будет интересно.
Но лично у меня как у руководителя департамента есть свои соображения по поводу следующих праздников Дня города. Я считаю, что до 2016 года надо вообще наложить мораторий на проведение всяких фестивальных мероприятий – крупномасштабных и затратных. У нас достаточно в Омске коллективов, чтобы насыщать культурную жизнь города в праздники и делать их яркими, чтобы город пел, плясал, отдыхал. А мощный карнавал сделать в 2016 году, чтобы был выстрел. А те деньги, которые будут высвобождаться, я считаю нужно направлять на заметные акции – на восстановление памятников истории культуры и архитектуры. Это может быть установка памятника основателю города Омска, которого до сих пор нет.
После Дня города мы начнем серии встреч с краеведами, учеными омскими. Мы посмотрим, как сделать интересной подготовку к 300-летию. Наша главная задача – восстановить учреждения культуры, сделать жизнь городских театров более интересной, насыщенной. Может быть, еще откроем какой-нибудь театр – больше театров хороших и разных. Песенная, поэтическая и танцевальная составляющая Дня города была до нас, будет во время и будет после нас. А что мы оставим после 300-летия? Что останется для грядущего поколения? Мы восстановим учреждения, поставим памятник основателю города, мы отреставрируем музеи наши. И это должно стать во главу нашей деятельности. Иначе мы ничего не сделаем. Нам стыдно будем людям в глаза смотреть.
Вопрос: На День города традиционно приезжает звезда российской эстрады. Причем не всем эти звезды интересны. Может, они вообще не нужны?
Владимир Шалак: Что такое концерт какой-то звезды – российской или зарубежной эстрады? Вы дома включаете телевизор, смотрите на экран и вам видны все черточки на лице звезды. Приходите вы на «Арену-Омск», вас на задний ряд посадили и вы сидите тешите самолюбие: я был на концерте Лаймы Вайкуле. И что ты там видел? Ничего не видел. Просидел вдали 2 часа и ушел. Но мы столько нареканий в свой адрес вызываем. В «Арене-Омск» для концерта будет предоставлено в пределах 6,5 тыс. мест. Как делить? Я заместителям глав всех округов сказал: я категорически против приглашения начальства. Вы дайте на каждое предприятие билеты. А то у нас как всегда: чиновники все придут, которые и так могут купить билеты. А остальные?
Я вообще считаю, что артисты должны выступать в Концертном зале. Приехал артист – пустите в продажу билеты. Кто купил, тот купил. А если уже сделали благотворительность, то пригласите самых малоимущих, самых социально незащищенных.
Я против того, чтобы тратить безумные средства на приглашение одного артиста, на котором побывают от 5 до 9 тысяч человек из миллионного города. Эффект бумеранга – мы никому ничего не показали и получили подзатыльники. И поделом.
Вопрос: Вот пройдут праздники. Настанут будни. Как отдыхать? Какие места в Омске Вы любите посещать? Как проводите время?
Владимир Шалак: Везде хожу. Во-первых, я болельщик, я страстный болельщик. Практически не пропускал ни один матч «Авангарда». Люблю футбол. Но не тот футбол, в который наш прославленный «Иртыш» играет. Потому что они порой и сами не знают, куда бежать. В парки хожу, в театры ходим. Люблю филармонию, музеи. Ни одной выставки практически в Доме художника я не пропустил.
Беседовала Мария Мандрова
Фото Виктории Морозовой