Вадим Меренков

Открытость для прессы, похоже, такой стиль сегодня становится популярным среди представителей областной администрации. У журналиста с опытом работы с администрацией прежней это поневоле вызывает симпатию. Может быть, Виктор Назаров нашел прививку от такой чиновничьей болезни как вопрособоязнь? А может, губернатор и выбирает в свою команду людей с врожденным иммунитетом от этого административного недуга? В любом случае новый министр имущественных отношений Вадим Меренков уж точно из губернаторской команды непугливых. Итак, новый министр в интервью нашему информагентству.

Вопрос: В чем Вы видите главную задачу министерства, которое возглавили?

 

Вадим Меренков: Главная задача – контроль за эффективным использованием имущества Омской области. Это и имущество казны, которое может быть использовано для приватизации, для сдачи в аренду, и имущество, которое используется предприятиями, учреждениями, акционерными обществами, принадлежащими региону на долевых началах. Задача министерства – сохранность этого имущества, надлежащий учет, контроль за содержанием имущества. Вот весь этот комплекс вопросов в сфере деятельности нашего министерства. Плюс еще большой пласт работы, который, по моему мнению, не до конца был реализован, – это земельные отношения на территории области. Небольшой отдел министерства занимался этими вопросами, но с учетом огромности территории, количества муниципальных образований и районов понятно, что на такую работу нужно больше средств и больше усилий. Ведь это работа и с сельхоздолями, и оформление земельных участков под учреждениями, которые находятся в районах области, и кадастровая оценка, и сдача земли в аренду. Обеспечение поступления земельного налога, словом, масса вопросов, которые, на наш взгляд, нуждаются в детальной проработке. В сфере деятельности министерства находится и защита интересов Омской области в суде. Огромное количество споров – споры серьезные, споры сложные.

 

Вопрос: Продажа телеканала «ОТВ-3» – эта сделка вызвала массу сомнений. Есть ли судебные перспективы расторжения этой сделки и намерены ли Вы обратиться в судебные инстанции?

 

Вадим Меренков: Губернатором поставлена задача перед нашим министерством разобраться в нюансах сделки по «ОТВ-3» и рассмотреть судебные перспективы этой сделки в плане ее возможного расторжения. Мы решаем эту задачу, в первую очередь намерены проверить саму оценку акций, которые были реализованы. Это специальная процедура, через Москву, через саморегулируемую организацию мы ее будем проводить. Будет или нет результат ревизии с точки зрения оценщика, пока загадывать не буду. Пока это решается не в суде, но вполне возможно, до суда он дойдет. Вообще очень много споров, которыми занимается министерство имущественных отношений. В основном это споры, в которых министерство является ответчиком.

 

Вопрос: Федеральная программа помощи молодым семьям предусматривает выделение земельных участков под строительство индивидуальных домов, как возглавляемое Вами министерство намерено решать эту задачу?

 

Вадим Меренков: Это огромная работа и не только нашего министерства. Мы будем решать задачу по подбору земельных участков. Мы координируем эту работу по муниципальным районам и по городу Омску. Следующий этап – это строительство коммуникаций на уже выделенных участках. С финансовой точки зрения это самая сложная работа. Выделить пустой кусок земли – это не сложно, совсем другое дело обеспечить этот участок газом, водой, канализацией, электричеством. Причем все эти услуги предоставляют организации достаточно самостоятельные, им в приказном порядке команду не дашь. Нужно оплачивать, заключать договоры, включать их в инвестиционные договоры. При этом они должны понимать, где эти участки будут, в каком количестве, какой объем услуг им предстоит предоставить. Естественно, это очень сложная работа. Основная проблема – это процедура предложения участков именно в городе, в области эта проблема не так остра. Понимаете, длительность самой процедуры предложения участка: мы должны заявителю предложить участок, выждать определенный срок, согласится ли заявитель на предложенный участок или нет. Если нет, мы предлагаем ему другой участок.

 

Исходя из практики, которая сложилась в Омске, мы будем проводить эту процедуру минимум лет пятнадцать! Один заявитель в неделю, а очередь уже состоит из полутора тысяч человек. Это, конечно, недопустимо. Однозначно будем менять принцип предоставления, принцип предложения участков. Будем этот процесс ускорять и упрощать. Возможно, будем предлагать заявителю сразу несколько вариантов. А то пятнадцать лет на реализацию, уже дети повзрослеют, семья выйдет из категории нуждающихся, и у людей просто не останется шансов получить земельный участок! Но мне не хочется в этом интервью, что называется, пугать людей. Будут меняться механизмы изменяться, процедуры предоставления участков, губернатором поставлена задача – закрыть проблему в течение года, и мы будем стараться эту задачу выполнить.

 

Вопрос: С приходом нового руководителя в министерстве произойдут преобразования, изменения? Не грянет ли кадровая революция?

 

Вадим Меренков: Изменения будут, уже утвержден мой первый заместитель, им стал Соболев Виктор Юрьевич. Одна должность заместителя у нас вакантна, еще по одной кандидатуре будет замена заместителя. Будет определенная реорганизация внутренней структуры министерства. Будут определенные перестановки с точки зрения оптимизации структуры. Однако осуществлять кадровые революции я не намерен, специалисты в министерстве высококлассные, работают достойно. Этот потенциал надо сохранять, и поэтому будут только точечные корректировки. Я, знаете, сторонник эволюционного развития.

 

Вопрос: Борьба с коррупцией стала у нас в стране одним из направлений внутренней политики. Есть ли, а может, были, в министерстве имущественных отношений факты коррупции и как Вы намерены бороться с этим?

 

Вадим Меренков: Коррупционные риски есть, пожалуй, в любой чиновничьей структуре. Сегодня уже отождествляют слово «чиновник» со словом «преступник». Такое мнение в обществе сложилось, насколько оно обосновано, говорить не буду, поскольку я заинтересованное лицо. На самом деле эти риски значительно меньше, чем об этом пишут в Интернете и на страницах газет. Что касается нашего министерства, все процедуры распоряжения имуществом жестко регламентированы, никогда не бывает, чтобы один человек принимал решение, как распорядиться имуществом. Всегда проходит ряд согласований – это серьезная процедура, задействованы рыночные механизмы, то есть все открыто. Это аукционы, рыночная оценка имущества – все открыто. Обязательно информация есть на сайте министерства, информация публикуется в газетах. На самом деле сегодня просто нет кулуарных каких-то способов распорядиться имуществом. Все происходит под контролем представительных органов власти – Законодательного собрания, горсовета. Могу привести пример: это предоставление земельных участков под спортивные площадки. Приняли совместное решение с Управлением по земельным ресурсам, что такие участки логично предоставлять без конкурса. Это социальный проект – открытые спортивные площадки, а вот уже крытые спортивные комплексы – это другое дело. Под их строительство земельные участки будут предоставляться через аукцион. Это уже серьезный бизнес – такие спорткомплексы. Так что, повторюсь, коррупционную составляющую в работе чиновников найти, наверно, можно, но она значительно меньше, чем о ней говорят.

 

Вопрос: Вы подробно рассказали о задачах министерства, а в чем, по-вашему, заключается смысл работы государственного человека, в данном случае министра, если абстрагироваться от локальных задач?

 

Вадим Меренков: Думаю, смысл нашей работы в полезности обществу. Нужно быть полезным обществу. Уже набило оскомину выражение «чиновник – слуга народа», но именно в этом цель. Любое управление должно приносить пользу обществу, не быть управлением ради управления, зарплаты, льгот каких-то. Может, это не только работа с конкретным человеком, но и создание благоприятных условий, пополнение бюджета. Вот, например, министерство финансов не работает с конкретным заявителем, но занимается финансовым обеспечением всех социальных программ. В нашем министерстве мы, может, в чем-то и «зажимая» бизнесменов с точки зрения арендной платы за использование имущества, размеров кадастровой стоимости той же земли, рыночной стоимости продаваемых объектов, стремимся пополнить бюджет. Эти деньги идут на выполнение социальных программ. Ведь бюджеты и города, и области – это в первую очередь социально ориентированные бюджеты. А так как лишних денег нет, то в первую очередь закрываются защищенные статьи бюджета. Так что польза для общества – это основной критерий работы любого чиновника. Если этой пользы нет, то пора задуматься о сокращении этой структуры.

 

Вопрос: Как новый министр намерен выстраивать отношения с бизнесом, не секрет, что при прежней областной администрации эти отношения были, мягко говоря, не безоблачными?

 

Вадим Меренков: Необходим разумный компромисс между зарабатыванием денег на бизнесе и интересами бизнесменов. Не стоит загонять бизнес в угол высокими ставками, чтобы этот бизнес не прекратился. В нашей области, скажу честно, это сделать гораздо сложнее, чем в соседних регионах. У нас и бизнес меньше, и уровень его ниже. Нельзя не учесть, что у нас имела место и излишняя зарегулированность, и излишнее вмешательство государства в работу бизнеса. Я знаю несколько перспективных проектов, которые не заработали у нас в регионе только потому, что излишнее вмешательство государственных органов насторожило инвесторов. И это внимание не только со стороны региональных, но и федеральных структур, хотя их тоже можно понять: у них система показателей такова, что чем больше взыскано, тем лучше. А так как у нас, в области, предпринимателей меньше, то и нагрузка на них больше. Если сравнивать с соседними областями, у них, например, сто предпринимателей, а у нас пятьдесят – вот и получается, что к нашим бизнесменам в два раза чаще заходят, ведь показатели-то должны быть одинаковые по всем регионам. Вот поэтому в Омской области это повышенное внимание госструктур к бизнесу и не прибавляло желания у бизнесменов внедрять новые проекты. Есть, конечно, и объективные условия: Новосибирск – это сосредоточение федеральных представительств, административный ресурс там намного серьезней. В Тюменской области – природные ресурсы богаче. Не говоря уже о Ханты-Мансийске. Есть определенные нюансы. К нашим преимуществам можно отнести только географический перекресток путей с Запада на Восток, с Севера на Юг. Так что были у нас определенные стартовые сложности.

 

Вопрос: На своей пресс-конференции Виктор Назаров говорил о создании максимально благоприятных условий для инвесторов, о выделении земельных участков на территории наших оборонных предприятий под перспективные инвестпроекты? Какие задачи в этой связи стоят перед министерством имущественных отношений?

Вадим Меренков: В задачу нашего министерства входит преимущественно обеспечительная функция. Нужно принять в областную собственность, там, где удастся договориться, предприятия федерального уровня, оформление земельных участков. Также нам необходимо предоставить бизнесу различные варианты собственности, начиная с приватизации, аренды и, такой вариант я тоже не исключаю, создание акционерных обществ на долевом участии с инвесторами. Вот перспективной представляется, совсем не развитая у нас в регионе, концессионная модель. Некоторый опыт создания концессий уже есть в Омске, думаю, что целесообразны эти схемы и в области. Кстати, первый омский трамвай был создан именно посредством концессионного соглашения. Концессия позволила проложить рельсы и пустить трамвай в нашем городе. Этот трамвай через пятнадцать лет использования концессионерами перешел в собственность муниципалитета. Так что прецедент уже создан, осталось только возродить этот выгодный исторический опыт.

 

Вопрос: Хоть на что-то, кроме работы, остается время у нового министра?

Вадим Меренков: На спорт и хобби точно не остается, может быть, чуть-чуть на семью, вот, скосил наконец-то газон перед домом. В восемь утра на работе, в восемь вечера, в самом лучшем случае, возвращаюсь домой… Может быть, если удастся максимально оптимизировать работу министерства, то и у министра будет чуть больше свободного времени.

Перейти на полную версию сайта