Олег Смолин

Эхо громких скандалов, разразившихся в омских вузах, уже отозвалось даже в столице. Преподаватели Транспортной академии и ОмГУ потребовали ректоров раскрыть суммы собственных зарплат. Раскрытое впечатлило. При двадцати у преподавателя сто двадцать шесть ректорских – это сильно. Тут даже высоколобая интеллигенция взбунтуется. С вопросами, как и почему это происходит, есть ли способ исправить перекос, да вообще, что сегодня с нашей, некогда знаменитой на весь мир высшей школой, «СуперОмск» обратился к депутату ГД Олегу Смолину. И вот что он нам ответил.

- Высокая зарплата ректора как повод для бунта нищих преподавателей, как исправить этот перекос?

Олег Смолин: А никак. Зарплату ректору устанавливает не сам ректор, а министерство высшего образования. К тому же принят закон, точнее, поправка к Трудовому кодексу, согласно которой ректор обязан декларировать все собственные доходы. И не просто декларировать. Министр образования Ливанов заявил, что ректор обязан будет вывешивать эту декларацию на сайте учебного заведения, которым руководит. Хотя действительно зарплата ректоров в России, да и вообще управленцев, оказалась некорректно высокой по отношению к зарплате преподавателей.

- Но ведь в советских вузах ректор тоже получал больше доцента и это никого не удивляло?

Олег Смолин: В советское время зарплата ректора отличалась от зарплаты, например, профессора, ну, максимум в два раза, сегодня это разница в десять, а бывает , и более раз. И это, разумеется, повод для недовольства и конфликтов. С моей точки зрения, следовало бы, конечно, установить более справедливое соотношение зарплат преподавателей и руководства вузов.

- Зачем Минобразованию так демонстративно высоко оплачивать ректорат?

Олег Смолин: Это, пожалуй, главное – высокая зарплата любых, не только в высшей школе, руководителей в России – это способ привязать их к так называемой вертикали власти. Наряду со статьей 278 Трудового кодекса, которая позволяет любого руководителя уволить в любое время без объяснения причин, высокая зарплата – это пряник. А статья – кнут. Такой в сущности примитивный метод позволяет сделать любого руководителя не частью коллектива, но частью вертикали власти.

- Сегодня принято уповать на западную модель высшей школы, насколько основательны эти упования?

Олег Смолин: Наше высшее образование пытаются переделать под искаженную западную модель. Как-то забывая о недостатке денег, возможностей, научной базы. Получается, как в известной грустной шутке – все как у кошки, но не кошка.

- Тогда возникает недоумение, а зачем власти все это надо?

Олег Смолин: А вот здесь есть две версии. Одна – конспирологическая, которая заключается в том, что нашей сырьевой экономике просто не требуется столько людей с высшим образованием. Необразованным народом легче управлять. Вторая – банальна. На российском высшем образовании стараются максимально сэкономить. Полагаю, истина как всегда где-то посередине.

- Но народ, состоящий из манкуртов, это слабость государства?

Олег Смолин: Думаю, это не так. Все зависит от концепции: если полагать, что на народ не надо опираться, а народом надо просто управлять, то все, что происходит в образовании, вполне логично.


Перейти на полную версию сайта