Страшная в своей сухости статистика ВОЗ: за последние 30 лет число самоубийств, совершаемых детьми и подростками во всем мире, возросло в 30 раз. Будущее поколение – та самая надежда и опора попросту убивает себя. Почему? А вот здесь целое поле для домыслов, догадок, версий. Может, ими движет нежелание жить в мире симулякров, которые мы, взрослые, так ловко научились множить. Может, они своей юной душой остро и невыносимо чувствуют фальшь, которую мы производим в избытке. Может, просто не видят выхода из ситуации, где фыркающая выхлопными газами жестянка или пестрая тряпка, или резаная бумага с водяными знаками становятся единственным смыслом жизни и критерием успеха. Помните повесть Стругацких «Гадкие лебеди», в которой девочка-подросток ставит миру взрослых жуткий и точный диагноз: «Деньги, власть, вечная потенция. А о чем еще они могут попросить?». Но мы, собственно, не об этом.
Сегодня в рубрике «Есть мнение» РИА «СуперОмск» на мои вопросы отвечает психотерапевт Наталья Александрова, ее призвание – исправлять то, что мы уже натворили с собственными детьми.
- Чем вызвана эпидемия суицидов среди подростков. Этой весной информационные ленты просто кишат сообщениями о состоявшихся и нет попытках самоубийств?
Наталья Александрова: Общеизвестно, что подростки являются наиболее суицидоопасной возрастной группой. Это происходит в силу того, что их психика нестабильна – уже не дети, но еще и не взрослые. К тому же весной обостряются все неблагополучные синдромы, как телесные, так и душевные.
- Но почему это принимает все более массовый характер, где кроются причины такой повальной психической нестабильности подрастающего поколения?
Наталья Александрова: Ненормальные роды и ненормально проистекающие беременности, алкоголизация и никотинизация будущих мам. Следствие – психические отклонения у детей. И эти расстройства не таковы, чтобы ребенок находился под пристальным вниманием врачей. Это пограничные расстройства. К тому же родители зачастую не обращаются к подростковым психиатрам. Это происходит в силу ряда социальных процессов. Возможно, существует предубеждение, память о «карательной психиатрии». К суициду подростка приводит нестабильность окружающего мира, неустойчивость собственной психики и гормональный взрыв. Любая психотравма из-за отсутствия жизненного опыта может довести подростка до крайности.
- Любая негативная ситуация может спровоцировать подростка на суицид?
Наталья Александрова: Знаете, провокацией может оказаться даже мое общение с прессой. Даже это может спровоцировать кого-то на роковой шаг. Это, к сожалению, сохраняется в мозге и в зависимости от ситуации может включиться суицидный сценарий. К тому же есть реакции, присущие только детям или подросткам. Например, реакция протеста. У ребенка просто нет стратегии поведения. И поводом для срыва может послужить даже перевод в другую школу или конфликт с учителем. Отказ подчиниться может принять форму попытки суицида.
- Но ведь подростковые суициды иногда могут быть вызваны просто подражанием?
Наталья Александрова: Конечно, подросткам свойственно заводить кумиров. И если кумир заканчивает самоубийством, то и у юного поклонника может возникнуть неоправданное желание вот так с кумиром идентифицироваться.
- Сегодня многие молодежные субкультуры пропагандируют смерть, зачем?
Наталья Александрова: Это очень простой и очень романтичный выход – культ смерти. К тому же все эти мифы, активно внедряемые, о загробной жизни. А вдруг там все будет хорошо, причем без малейших усилий с моей стороны.
- Возможна ли хоть какая-нибудь профилактика этой страшной напасти?
Наталья Александрова: Профилактика должна быть комплексной. То есть включать в себя макро, мезо и микроуровни. Макро – это уровень общества и государства и врач тут бессилен. Мезо – это уровень школы, коллектива. Микро – это семья. Вот на этих уровнях можно помочь ребенку, уберечь его. Человек – существо био – психо- социодуховное. Действенной мерой может стать раннее выявление и активное лечение психических расстройств. Культивирование, реклама здорового образа жизни. Причины, лежащие в области психо, – это проблемы с самооценкой, коммуникацией, с половой идентичностью. И здесь наиболее эффективной была бы групповая работа психологов в образовательных учреждениях. Но психологов в образовании сегодня практически всех изничтожили. Это колоссальное упущение. Нужен не только классный руководитель, но и классный психолог. И, конечно, ничто не сможет заменить ребенку внимания родителей. Но… у нас общество потребления – нужно выживать, и у замученных компьютерами и сотовыми родителей просто не остается времени на собственных детей. На духовном уровне просто необходим возврат к классическим семейным ценностям. Только 10% суицидов среди подростков – это истинные суициды, остальные 90% – это крик о помощи, который мы просто обязаны услышать.
- И попытка убить себя это способ привлечь внимание?
Наталья Александрова: Совершенно верно. И тут еще и грани-то нет четкой, где ребенок привлекает внимание, а где уже просто не хочет жить.
Сергей Прудников