«СуперОмск», как и обещал, продолжает серию «фронтовых интервью». Сегодня темой для обсуждения мы сделали риск для «Народного фронта» превратиться в филиал «Единой России». По моему мнению, для Омской области этот риск весьма велик. Учитывая потрясающее конъюнктурное чутье, отточенное годами работы с Полежаевым, Александра Артемова, председателя регионального отделения «ЕР», можно смело предполагать, что поправить потрепанный имидж партии власти на «Омскщине» он решит, захватив лидерские позиции в «Народном фронте». Старый трюк, который хорошо освоили функционеры от КПСС и ВЛКСМ – мимикрировать внешне – сущностно нисколько не меняясь. Когда надо – они верные коммунисты и комсомольцы, когда надо – пламенные демократы, когда надо – суровые державники. Поэтому такие представители партии власти могут, никак не усилив своим присутствием «Народный фронт», дискредитировать это путинское начинание, по сути.
Парадоксально, но во многом с этим моим мнением согласился первый заместитель председателя нашего регионального отделения «ЕР» Степан Бонковский.
- Что нужно сделать, чтобы Народный фронт не превратился в забронзовевшую «Единую Россию-2»?
Степан Бонковский: Опираться на самые широкие слои населения. Не бояться дискуссий. И «Единая Россия» сегодня не «забронзовела» настолько, чтобы окончательно превратиться в бездушную бюрократическую машину. Нам в «Единой России» просто насущно необходима жесткая и в чем-то беспощадная ротация. «Народный фронт» в этом случае, пожалуй, идеальная площадка для модернизации партии. Это, если хотите, коалиция неравнодушных к судьбе родины людей с очень разными политическими пристрастиями. Они просто не позволят оставаться нам, партии власти, в таком сытом самодовольстве. Мы будем обязаны конкурировать с нашими союзниками – оппонентами и на поле идей, и в сфере реальных дел. Работая на конечный результат, на пользу общества.
– Что может стать иммунитетом от обюрокрачивания для «Народного фронта»?
Степан Бонковский: А вот этот самый запрос на открытость, запрос на честность, который люди могут транслировать через «Народный фронт» власти. Владимиру Путину просто необходима сегодня обратная связь с людьми. Это, мне кажется, очень искреннее его желание. Президент хочет быть услышанным и понятым не через бюрократический фильтр, а напрямую слышать и понимать людей.
– Вливаясь в «Народный фронт», «ЕР» готова избавиться от эйфории админресурса и стать одной из многих?
Степан Бонковский: Вы абсолютно правы, Сергей, эйфория была от побед на выборах, от ощущения собственной мощи. Это очень опасная вещь хоть в человеке, хоть в партии – самодовольство. Нежелание, а потом и неумение слышать других. Выборы 2011 года всех изрядно отрезвили. Стало понятно даже самым заскорузлым, что общество неравнодушно, что люди очень чутко реагируют на деятельность «ЕР». Мы напринимали законов, которые не работают. Законов, которые при своей формальной правильности совершенно не работали. Я всегда говорил, зачем принимать закон, который все равно никто не будет исполнять. Это, по сути, дискредитация законотворческой деятельности в глазах общества. И законы-то принимаем сплошь почти запретительные. Это уже банальность, но никто не задумывается над простой истиной, что-то запрещая, необходимо что-то предложить. Просто запрет ничего кроме раздражения и протеста не вызывает.
– А, может, это происходит потому, что никто всерьез, персонально, не отвечает избирателям за принятые законопроекты?
Степан Бонковский: Конечно. Для меня депутат, сидящий в кабинете – это вообще не депутат. Любой избиратель должен не только знать депутата в лицо, но и обладать возможностью в лицо высказывать ему претензии. Кстати, вот, реализуя наши партийные проекты, помотавшись по деревням, поговорив с людьми, очень четкая картина жизни предстает и подчас совсем не радужная. Может, это идеализм, но депутат несет перед людьми не только партийную, но и персональную, личную ответственность. Надо отвечать за то, что сделал или не сделал, не прячась за корочки и полномочия.
- Это рискованно, многие ваши однопартийцы даже не решаются выходить из охраняемых «членовозов» к народу. А вы предлагаете им, образно говоря, идти в массы?
Степан Бонковский: А если боишься, то ты зачем в «партию власти»-то полез. Много сегодня говорится, и это правильно, о партийной чистке, о ротации, об обновлении. Без этого просто не обойтись, если мы, «ЕР», все-таки хотим оставаться реальной политической силой. Нужно тотальное омоложение. Нужна свежая кровь. Не карьеристы, но готовые служить своей стране молодые люди. Меня вот сильно тревожит, что, например «ЕР», слабо реагирует на борьбу с коррупцией. Коррупция приобретает масштаб национальной катастрофы, а мы как-то в сторонке жмемся. Это и нашего региона касается да многих других. А вот чистить партию должны молодые и полные сил энтузиасты, а для их появления просто необходимы «социальные лифты».
- «Комиссары в пыльных шлемах» от «Единой России»?
Степан Бонковский: Если угодно, но партии очень нужны люди, которых нельзя подкупить или соблазнить привилегиями. Нужна молодежь, готовая бороться за идею. Вот иллюстрация – мы организовали чествование, увековечивание памяти Героев труда. Опасались отчасти – нужно ли это. Оказалось нужно, на эти мероприятия столько приходит молодежи! Я сначала поверить не мог своим глазам. Значит, нужен им положительный пример. Нужен образ героя, работающего во имя общего дела, не за блага и удовольствия. Вот эта молодежь – гигантский потенциал и для «Народного фронта», и для модернизации омоложения «Единой России».
– Можно сколько угодно ругать КПСС, но это, по факту, была сила, стоящая над бюрократическим аппаратом. Любого высокопоставленного чиновника можно было достать по партийной линии. Сегодня у «Единой России» есть такие возможности?
Степан Бонковский: Есть, вот только пользоваться этой возможностью нам нужно гораздо активнее. Если делегировали партийца во власть, то просто обязаны за него отвечать и с него спрашивать. Если он оказывается никчемным руководителем, то тем самым дискредитирует не только себя, но и партию, которую представляет. И не прикрывать мы его должны, а безжалостно критиковать и отставки добиваться, если нужно. Всем нам просто необходимо усвоить, что партия не группа подельников, а политическая сила, выражающая, как раньше говорили, чаяния и интересы людей. Формула хоть и неновая, но зато верная.
Сергей Прудников.