Павел Святенков, политолог

Алексей Навальный, его осуждение и беспрецедентное (по требованию стороны обвинения!!!) освобождение по подписке о невыезде продолжают будоражить политически продвинутую общественность. «Дем шиза» распускает павлиньи хвосты локальной победы над «вертикалью». Сама «вертикаль» почему-то помалкивает. Понятно, Навальный не Ходорковский, его опасность для власти примерно на уровне божьей коровки. Но как-то его точно разыгрывают. Любопытную, на мой взгляд, версию высказал политолог Павел Святенков на сайте АПН. Это один из тех самых немногих случаев, когда РИА «СуперОмск» публикует не аутентичный материал. Просто оно, по моему, ведущему рубрики «Есть мнение» Сергея Прудникова, убеждению, того стоит.

Итак, «навальная версия» от Павла Святенкова.

События вокруг ареста Алексея Навального похожи на маленькую революцию. Сначала арест. Потом выход протестующих москвичей на Тверскую. Затем неожиданное заявление прокуратуры о том, что она готова дать задний ход и освободить Навального под подписку о невыезде. Наконец – Навальный освобожден (кстати, в блогах пишут, что сделано это было с нарушением закона). Слишком красивая сказка, чтобы в нее верить. Найдите человека, который с подобной легкостью бы уходил от когтей российского правосудия. Недаром статуя Фемиды рядом со зданием Верховного совета РФ многие годы стоит без повязки на глазах. Ведь повязка символизирует беспристрастность.

Но вернемся к Навальному. Считается, что столкнулись два сценария. Первый, собянинский, заключался в том, чтобы дать Навальному зарегистрироваться на выборах. Затем провести голосование относительно честно. После чего заявить, что Собянин стал законным мэром Москвы. Для московского градоначальника такой результат голосования действительно важен. Ведь он позволяет ему претендовать на большее. Например, на пост председателя правительства или даже, чем черт не шутит, преемника (хоть разговоры о преемственности всем набили оскомину в предыдущее президентство).

Навальный при таком раскладе мог бы занять достойное место. Например, второе или третье (после кандидата-коммуниста), получить скромный процент голосов. Например, 7%. После чего власти могли бы заявить, что они пошли на судьбоносный диалог с несистемной оппозицией. Да вот незадача – та слаба, и никто ее не поддерживает. Почти никто. Раз так, карьера Навального пошла бы на спад. Точно так же, как карьера Чириковой после того, как она потерпела поражение на выборах в Химках. Вроде ничего особо унизительного в результате не было. Чирикова заняла второе место с 17% голосов, кандидат-единоросс получил 47% и стал мэром. Но Чирикова исчезла с экранов радаров.

Опросы давали Навальному примерно 10% голосов. А Собянину – больше 60%. Это как раз та ситуация, когда мэру была выгодна медленная, ведущая к неизбежной победе избирательная кампания. Тем не менее Навального посадили (как выяснилось, на сутки), и ситуация принципиально изменилась. Теперь популярность Навального должна неизбежно вырасти. На фоне прочих кандидатов он будет единственной горной вершиной. Раньше можно было говорить, что оппозиционеров на выборах много. Чем плохи председатель «Яблока» Митрохин, председатель «Справедливой России» Левичев, заместитель Зюганова Мельников? Навальный был всего лишь одним из возможных выборов для оппозиционеров.

После посадки Навальный становится символом оппозиции, ее консолидирующей фигурой. Остальные официальные оппозиционеры меркнут по сравнению с ним. Если раньше Навальному и его штабу пришлось бы решать сложную задачу, объяснять, почему надо голосовать именно за него, а не за какого-то другого кандидата, то теперь эта задача решена. И помогли решить ее именно российские власти.

Говорят, власти страшно испугались протестов в Москве. Но ведь гораздо более многочисленные митинги не заставили их выпустить «узников 6 мая» (то есть обвиняемых в участии в беспорядках в 2012 году). Почему власти не пугаются 30 тысячной толпы, но боятся 10 тысячной? Считается, что Собянин испугался срыва выборов, которые без Навального неизбежно превратились бы в фарс с кандидатами, больше похожими на кукол, и «позвонил». Но куда он мог позвонить? Путину? Зловещему Бастрыкину?

Впечатление такое, что Навального стали активно использовать в элитных интригах. При этом «план Собянина», смысл которого был в красивой победе на выборах, решили поправить. Благодаря аресту Навальный становится фигурой консолидации всей оппозиции и имеет шансы на второе место с хорошим результатом процентов как минимум в 20. Такой результат сделает его политиком федерального масштаба. А Собянина ослабит. Ибо выиграть в одни ворота не получится. Я уже не говорю о формальной возможности честных выборов. Тогда победа Собянина вообще будет под вопросом. Теоретически ведь возможен второй тур. И даже победа Навального (но тут уж покрутим пальцем у виска).

В сумме все происходящее – крайне нехороший признак. Начало интриг такого масштаба вокруг фигур Навального и Собянина свидетельствует о неуверенности и активной подковерной борьбе в верхах. В которой Навальный, кстати, участвует на стороне окружения Дмитрия Медведева. Взять хотя бы его атаки на главу РЖД Якунина, ранее неудачно уволенного со своего поста некими «хакерами», слабо отличимыми от пресс-службы председателя правительства. Заметим, что и «увольнение» Якунина и посадка Навального были резко «откатаны» назад, что указывает на интенсивность внутриэлитного противостояния. И если взять назад отставку Якунина мог заставить Путин, то посадить Навального, а затем столь же быстро его выпустить могли хотеть не сторонники Собянина, а, например, сторонники Медведева. Ведь в случае успеха на выборах Собянин – готовый претендент на то место, которое сейчас занимает Дмитрий Анатольевич. Кстати, кандидатом в премьеры некоторые называли и недоуволенного Якунина. Получается, что Навальный, который теоретически идет на выборы мэра с согласия команды Собянина, может быть использован и для удара по московскому мэру, понижения его амбиций.

Похоже, битва в верхах идет нешуточная, и это печально, ибо раскол элиты – прямой путь к революции. Маневрируя между противоборствующими группами элит, к власти приходят революционеры. Быть может, Навальный будет еще одним доказательством этого правила.

Перейти на полную версию сайта