Владимир Кабанов, неравнодушный омский велосипедист

На это интервью меня подвигла новостная лента родного «СуперОмска». Не проходит дня, чтобы в новостях не появлялась информация о ДТП. И все чаще в качестве пострадавших и жертв в этих сообщениях фигурируют велосипедисты. Как идиллически выглядят телекартинки Берлина или какого-то Амстердама. Все, от мала до велика, едут на работу и по делам на велосипедах. Дорожки ровные, погода чудная, педальные кони сверкают. Велосипед как великий нивелировщик, за его рулем все равны и члены правительства, и дети, и студенты, и бизнесмены с пенсионерами. У России свой суверенный велопуть. Мат, как способ вербальной оценки велосипедиста со стороны шоферов. У нас люди, сидящие за баранками воняющих выхлопом жестянок, считают себя единственными властелинами дорог. Другие участники, причем равноправные, дорожного движения для них иногда просто не существуют. Это подчеркивает и откровенно пренебрежительное отношение к велосипедистам со стороны государственных дорожных служб. Интересы велолюбителей если и учитываются, то в последнюю очередь. Хотя в правилах вроде все расписано, но кто их соблюдает эти правила, кто их читал, особенно в отношении велосипедистов и пешеходов.

О том, как живется велосипедисту на омских дорогах, рассказывает Владимир Кабанов и делится собственными соображениями о том, как эту патовую велоситуацию в Омске разрешить.

- Что для вас велосипед – хобби, спорт, оптимальное средство передвижения?

Владимир Кабанов: В течение последних восьми лет велосипед для меня – это образ жизни.

- В Омске есть формальное или неформальное объединение любителей велосипеда?

Владимир Кабанов: У нас есть Федерация велоспорта, есть Федерация велотуризма. Есть мелкие клубы и форумы, вокруг которых объединяются велолюбители. Численность таких групп не превышает двадцати человек. Вот это все. Во всяком случае, о чем мне известно.

- По вашему мнению, есть необходимость омским велосипедистам объединяться для защиты своих интересов?

Владимир Кабанов: Мы сейчас находимся в ситуации, когда по-настоящему общих интересов у владельцев велосипедов нет. Просто нет. Еще пять лет назад человек покупал велосипед для туризма, для соревнований, то есть для того, что выделяло его из основной массы катающихся. Сегодня велосипеды покупают просто так, покататься или добраться до работы. Было бы у нас больше склонов – покупали бы скейтборды. Было бы в Омске метро – такой велосипедист купил бы проездной на метро. Велосипед, как просто относительно удобный способ поездки на работу. Это не культ велосипеда. Это просто транспортная проблема, которая должна решаться на уровне города – метро людям предоставлять или персональные вертолеты. Это вопрос не велосипеда, а транспортной инфраструктуры Омска.

- Какой Омск по отношению к человеку на велосипеде? Добрый? Злой? Снисходительный?

Владимир Кабанов: Никакой. Вообще никакой. Город просто ничего не делает. А что касается водителей автотранспорта, то могу сказать по собственному опыту, большинство – это вполне доброжелательные, нормальные люди. Разумеется, велосипедисту необходимо знать ПДД и вести себя адекватно. Тогда со стороны других участников дорожного движения проблем не будет. Есть, разумеется, некоторое количество идиотов, которые всем мешают хоть на велосипеде они едут, хоть на машине.

– Что касается ПДД. Насколько Правила дорожного движения защищают интересы велолюбителей?

Владимир Кабанов: с ПДД странная ситуация – многие уложения этого свода дорожных правил остаются неизменными с 1957 года. Радикально поменялась ситуация на дорогах, машин стало на порядок больше, а правила во многом остаются старыми. Может быть, новая редакция ПДД как-то исправит ситуацию. Сегодня перемещаться по городу, в котором нет специальной инфраструктуры, соблюдая все правила, просто невозможно. Проще велосипед оставить дома. Например, велосипедисту, как любому транспортному средству, нужно ехать с включенным ближним светом… Детям до 14 лет в городе, согласно существующим правилам, на велосипеде вообще ездить нельзя. На дорогу выезжать запрещено и по тротуарам нельзя. Получатся, ребенок на трехколесном велосипеде, которого мама держит за руль, – это нарушитель ПДД! Левый поворот это вообще отдельная тема. Когда закрыли левый поворот на улице Ленина в сторону ж.-д вокзала, возникли проблемы. На Карла Маркса с Масленникова не повернуть – это тоже создает массу неудобств. Будем надеяться, что новые ПДД будут соответствовать реальной ситуации на дороге. Ну а идея, чтобы везде были велодорожки в нашем городе, нереализуема в принципе.

- Воспользовавшись случаем, что вы бы хотели сказать руководителю городского департамента транспорта Олегу Осинскому?

Владимир Кабанов: Я бы сказал, что необходимо понятная идея и ясная цель – к чему мы будем стремиться в организации движения для велосипедистов. Или это будет тотальный запрет на передвижение по автомагистралям, а для любителей покрутить педали выделят специальные дорожки в парках и скверах. Для любителей велоспорта построят специальные трассы. Это непопулярно, но всем понятно: хочешь покататься на велосипеде – грузи его на машину и езжай в парк. Покатался – снова погрузи на авто и вези домой. Если мы надеемся с помощью велосипеда решить транспортную проблему, то давайте создавать культ. Создавать для велосипедистов нормальные условия, как в Амстердаме например. Делать велостоянки, инфраструктуру, рекламировать делом пользу от передвижения на велосипеде. Мы с ДубльГИСом пытаемся сегодня разработать и внедрить концепцию развития велотранспорта. Договориться, например, с крупными торговыми центрами о стоянках. Чтобы не только для покупателей, но и для любого велосипедиста была возможность припарковаться. И встречаем понимание. А вот в масштабах города, повторюсь, нужно четко определить направление развития. Это просто глупо – сначала изобрести ложку, потом сверлить в ней дырки для уменьшения веса. Ложкой уже пора есть суп.

- Сегодня много аварий происходит с участием велосипедистов. Это проблема возросшего числа педального транспорта или отсутствия культуры поведения на дорогах?

Владимир Кабанов: А того и другого. По самым скромным подсчетам, в Омске продается до 50 тысяч велосипедов в год. Естественно, что и количество аварий с участием велосипедистов растет пропорционально. Но это и вопрос культуры. Выезжая на дорогу, нужно знать правила движения. Особенно это касается детей и подростков. Почему бы на родительских собраниях перед 1 сентября не предложить родителям снабдить велосипеды своих чад габаритами. Очень простое и эффективное средство предотвратить массу трагедий. А для детей факультативно ввести изучение ПДД. Ведь такой опыт был, и он приносил неплохие результаты. Почему бы его не вспомнить.

Перейти на полную версию сайта