Серьезная битва разгорелась вокруг и самой должности регионального бизнес-омбудсмена и кандидатуры на этот пост. Для непосвященных складывается впечатление, что этот пост – уполномоченный по защите прав предпринимателей намазан чем-то необыкновенно вкусным и потому вокруг него ломается столько копий. Периодически просачивается информация, в которой уполномоченный предстает фигурой, наделенной какими-то невероятными правами. Плетутся интриги и раздаются обвинения и в адрес Областного правительства, которое толкает на эту должность своего человека, и в адрес конкретно регионального минэкономики. Прояснить ситуацию «СуперОмск» попросил начальника управления поддержки малого и среднего предпринимательства, инвестиций и инноваций минэкономики Омской области Дениса Кушнера.
- Чем так заманчива должность бизнес-уполномоченного в Омской области, если вокруг нее разгорелись такие жаркие дискуссии?
Денис Кушнер: Ожидания бизнеса от этой должности достаточно высокие. Но здесь требуется некоторое пояснение. Необходимо учесть, что именно в федеральном законе для региональных уполномоченных существенно ограничены права. Когда формировался федеральный закон, предполагалось, что он даст региональным уполномоченным достаточно широкие права. Например, право опротестовывать нормативно-правовые акты. Как у органов госвласти или органов местного самоуправления. Предполагалось, что защитник может отстаивать права бизнесменов и защищать их от неправомерных преследований правоохранительными органами. Такая надежда действительно была. Но! Федеральный законодатель, не знаю, правда, чем он руководствовался, существенно ограничил права региональных уполномоченных.
– И на региональном уровне с федеральным законом не поспоришь?
Денис Кушнер: Да, есть федеральный уполномоченный, обладающий всеми правами, и региональный с правами существенно меньшими. Если бы федеральный законодатель пошел дальше, по аналогии с региональным уполномоченным по правам ребенка, они в структуре президента России – это федеральные служащие. В случае с бизнес-уполномоченным все иначе: федеральный уполномоченный обладает правами, региональный – таких прав не получил. Более того, сложилась такая конструкция, что региональный уполномоченный – это госслужащий, по сути, сотрудник, областного правительства. Он подчиняется губернатору.
– И это прописано в федеральном законе?
Денис Кушнер: Да, и представьте себе, что губернатор, внося кандидатуру уполномоченного в Заксобрание, будет настаивать, чтобы его подчиненный не только мог отменять правовые акты самого правительства, но и свободно вторгался в деятельность муниципалитетов и правоохранительных органов! Нонсенс! Когда кто-то такое предлагает губернатору – это вызывает, мягко говоря, некоторое удивление.
– Но ведь это и напрямую противоречит федеральному закону?
Денис Кушнер: Да.
- Господин Шейко в интервью одному омскому СМИ сетует на куцесть нашего закона об уполномоченном и постоянно твердит о необходимости праймериз. Это так важно – праймериз?
Денис Кушнер: Праймериз – это, по сути, вторично. Все равно главное – это вопрос прав уполномоченного. Кое-кто действительно предлагает областной власти превысить свои полномочия и наделить бизнес- омбудсмена правами, не предусмотренными федеральным законодательством. И мы готовы создать инициативную группу и выступить с предложением, внести коррективы в федеральный закон. Мы, естественно, не против предпринимателей. Но никто не пойдет на нарушение действующего федерального законодательства.
- То есть ввести на территории Омской области эдакий независимый от федерального законодательства экономический шариат не получится?
Денис Кушнер: Разумеется. Мы находимся в едином правовом поле. Мы просто вынуждены соблюдать ограничения, предусмотренные федеральным законом. Это не значит, что мы не хотим, это значит – просто не можем. Так что единственный разумный выход – это формирование инициативной группы, которая выйдет на федеральный уровень с предложением внести коррективы в закон.