Открытие сквозного проезда на Бударина может хоть как-то улучшить дорожную ситуацию в городе, где перекрыта центральная улица и ремонтируются основные мосты. И вроде бы все за: и мэрия, и департамент архитектуры, и местные бизнесмены. Однако строительство, а точнее «реконструкция» Бударина, останавливается на последней подготовительной стадии. Главный архитектор Омска Анатолий Тиль обвиняет владельца «Летур-Центра» Левана Турманидзе чуть ли не в саботаже – вбитые им анкеры полностью заблокировали строительство дороги. Свою точку зрения на этот конфликт, который вроде бы и разрешен, высказал сам Леван Искендерович.
– Я бы не стал давать интервью, если бы это не было преподнесено так, будто мы заговорщики и против проезда. На самом деле этот проезд больше всего нужен нам. На этой проезжей части стоит вся наша структура – рестораны, кофейня, торговый комплекс. Чем больше будет движение – тем больше потребителей придет к нам.
- Расскажите о предыстории этого конфликта
- На месте котлована рядом с дорогой должно быть продолжение «Летура», мы занимаемся его реконструкцией. Еще один объект – пятизвездочная гостиница будет построена на другом приобретенном нами участке на улице Бударина, на месте старого хлебозавода.
Проект реконструкции «Летура» мы разработали в 2008 году. Вырыли котлован, сделали так называемый шпунт. Но потом по письму министерства культуры нам пришлось заморозить строительство. Прошло четыре года. Зима, лето, замораживание, размораживание, в итоге шпунт завалился. Если оставить все, как сейчас, и разрыть дорогу – следующей весной все завалится в котлован.
Когда летом мы проводили совещание у мэра, нам было предписано укрепить шпунт. Мы пригласили генподрядчика, он сделал свой проект и начал укреплять шпунт. Сейчас появилось мнение, что мы специально сделали такое укрепление, которое препятствует устроительству дороги. Но Тиль говорит неправду. На сегодняшний день другого способа укрепить шпунт не существует. Проектировщик у нас опытный, уже давно работает на омском рынке – СМУ-1, господина Буделева Александра Михайловича. Я готов привести независимую экспертизу, если экспертиза скажет, что были другие способы укрепления шпунта, я соглашусь и подниму руки.
- Анатолий Генрихович утверждает, что ваши действия незаконны. Вы не внесли изменения в проектно-сметную документацию.
- Когда мы делали проектно-сметную документацию, в ней не предусматривался обвал шпунта. Тиль говорит в горсовете, что Турманидзе не имел на установку анкеров права. Я имел на это право, потому что эта земля у меня в аренде, а эти якоря, анкеры – временные сооружения, я выведу цокольный этаж и уберу их.
- У нас есть документы, что 19 сентября комиссия департамента имущественных отношений решила расторгнуть договор аренды с ООО «Летур-Центр» «в связи с неосвоением земельного участка и невозможностью организации проезда по улице Бударина». Вы знакомы с этим решением?
- Это из раздела «кошмарить бизнес» – другого здесь нет. Администрация в лице департамента архитектуры не нашла другого способа, чтобы устрашить нас.
Мы уже сделали котлован, начали строительство и остановились не по своей вине, а по письму, по поручению бывшего губернатора. Тогдашний министр культуры под угрозами прокуратуры и судов остановил нас. А мы в чем виноваты? Только сейчас архитектура разрешила ситуацию, пару месяцев назад вышел документ, и мы можем свободно строить. К чести Анатолия Генриховича стоит сказать, что он единственный, кто хочет навести порядок в этой центральной части города и уже много лет этого добивается.
И, кроме того, как они собираются разорвать аренду? Я такие инвестиции делаю, а они придут и все отберут? Я все делаю по закону: плачу арендную плату, незаконного строительства у нас нет, есть необходимые все разрешения. Я не воспринимаю это решение департамент имущества всерьез.
- Сегодня вы вновь встречались с мэром Вячеславом Двораковским, каковы результаты этой встречи?
- Вячеслав Викторович как мудрый руководитель рассадил нас всех, чтобы мы договорились. Мы решили, что построим дорогу – понизим уровень анкеров и сверху уложим дорожную одежду и асфальтовое покрытие.
- А почему вы не могли решить этот конфликт раньше? Судя по публикациям в СМИ, в 2010 году у вас уже был крупный конфликт с департаментом архитектуры. Тогда вы дали интервью и рассказали, что сначала департамент предложил вам построить на Бударина 15-этажную высотку, вы подготовили дорогостоящий проект, который был «зарублен» архитекторами на градостроительном совете».
Скажу, что предыстории у нынешней ситуации нет. Было 3-4 года назад недопонимание по строительству высотки – ее заказывала архитектура, мы сделали проект, потратили большое количество денег, потом на градсовете этот проект не пошел – мы согласились и на этом все закончилось. Соответственно, каких-то противостояний, непониманий в этом плане нет. Мы с архитектурой и администрацией работаем нормально.
- А вас не обидело такое поведение горадминистрации?
- Обидело, конечно. Но тогда это была больше политика – вмешалась областная власть. Город не знал, что делать, как области угодить. И в этой войне больше всех пострадали мы, бизнесмены.
-Так почему же имея единую цель с Анатолием Тилем – возродить улицу Бударина, вы не могли договориться?
Если бы с ним сели за стол переговоров – мы бы за 5 минут договорились. Я ходил к нему, но не смог встретиться. А так как не было встречи, он вышел в горсовете и поехал на меня на танке: «Турманидзе встал в позу противостояния городу!». Не было такого! Нельзя так.