Взятка – это отнюдь не всегда деньги в конверте. Взятка – это проданная лояльность. Если чиновник едет развлекаться за счет частной компании и не скрывает этого, значит, свою лояльность этой компании он уже продал. Современный чиновник в России превратился в какое-то уж вовсе бесстыдное куражливое существо. Отбросил ложный стыд перед плебсом, то есть перед всеми нами. Примеры разные по географии и масштабу, но схожие по степени бесстыдства. Волгоградский губернатор Сергей Боженов, находясь в якобы служебной командировке, шикарно отдыхает в 5-звездочном отеле Баден-Бадена. Экс-губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, находясь при власти, устраивал себе круизы по Средиземноморью. И даже неважно, делалось это за казенный счет или кто-то оплачивал эти вояжи. В конечном счете за это ответит все равно бюджет. Вот вроде пустяк – съездил наш начальник ГУПТРа Сергей Корабельников пресс-туром в Сербию за счет «Газпром нефти». Если бы к братушкам поехал журналист Корабельников, я бы за него только порадовался, но когда падким на халяву оказывается чиновник Корабельников – это явно не комильфо. И можно не сомневаться, что за эту поездку «Газпром нефть» с него чего-нибудь попросит. Это настораживает. Но, повторюсь, это мелочь. Итак, независимая экспертная группа исследует коррупцию в России. Не знаю, как у наших читателей, у меня, ведущего рубрики «Есть мнение» Сергея Прудникова, это исследование вызвало ощущение катастрофы.
По уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 стран. Такие данные приведены влиятельной международной организацией Transparency International за 2010 год. Рядом с нами находятся наиболее отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа — Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку». Наши коллеги по БРИК — Бразилия, Китай, Индия (69-е, 78-е и 87-е места соответственно) — выглядят намного лучше.
Место в списке коррумпированных стран определяется исходя из индекса восприятия коррупции. Если коррупции нет вообще, то индекс равен 10, а если она беспредельна, то индекс — 0.
Российский индекс восприятия коррупции, рассчитанный, начиная с 1996 года, то есть со второго президентского срока Ельцина, свидетельствует о следующем. Среднее значение индекса за поздние годы правления Ельцина составило 2,4. После отставки Ельцина, когда к власти пришел Путин, ситуация с коррупцией стала улучшаться, среднее значение индекса достигло 2,6 (первый срок президентства Путина). На это повлияло обновление госаппарата, упрощение налогообложения, сокращение административного регулирования, числа разрешений и лицензий.
Однако начиная со второго срока Путина и по нынешнее время ситуация стремительно ухудшалась. Индекс восприятия коррупции рухнул с 2,6 до рекордно низкой величины — 2,1. Такого воровства и взяточничества Россия не знала за всю свою историю.
Масштабы коррупции при Ельцине и при Путине несопоставимы. Это особенно наглядно видно на примере беспрецедентного обогащения семьи Лужкова — Батуриной. Самый громкий коррупционный скандал 90-х, связанный с этой семьей, был вокруг установки пластмассовых стульев на стадионе «Лужники». Тендер, объявленный правительством Москвы, выиграла жена мэра. Цена вопроса — 700 тыс. долларов. Скандал разразился неимоверный. В 2008 году прошел тендер на ремонт и реконструкцию памятника «Рабочий и колхозница» известного скульптора В. Мухиной. Как и прежде, выиграла Батурина. Однако цена сделки составила уже 100 млн долларов. И при этом никакого скандала, никакого расследования не было.
В настоящее время ситуация с коррупцией стала намного хуже, чем в 90-е.
Коррупция в России перестала быть проблемой, а стала системой. Она метастазами сковала экономическую и социальную жизнь страны. Ежегодный коррупционный оборот в нашей стране достиг 300 млрд долларов, что сопоставимо с годовым российским бюджетом и составляет 25% ВВП страны.
Рост тарифов и цен также во многом связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней. Откаты, распилы и поборы достигают 50 и выше процентов от стоимости работ. Вот почему стоимость строительства газопроводов в системе «Газпрома» в три раза выше, чем в Европе. Прокладка нефтепроводов также сопровождается воровством и откатами на десятки миллиардов рублей. В себестоимости строительства жилья взятки составляют до 30%. Очевидно, чтобы покрыть все эти постоянно растущие издержки монополий, руководство страны непрерывно повышает тарифы на газ, тепло, электроэнергию, растут цены на все.
Крайне негативную роль играет цензура в СМИ, фактическое уничтожение парламентаризма. Отсутствие парламентского контроля за исполнительной властью, умноженное на отсутствие серьезных журналистских расследований коррупционной деятельности, создает питательную среду для коррупционного беспредела.
Режим чиновничьей вертикали уничтожил и независимый суд. Административное давление сделало судебную систему недееспособной и абсолютно зависимой от коррумпированной власти. Главное — личная лояльность. «Лоялен — воруй, не лоялен — сядешь». В мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. Яркий пример успешной борьбы продемонстрировали Норвегия, Германия, Италия, Испания, США и Сингапур. Творец сингапурского чуда Ли Кван Ю, который сумел искоренить коррупцию и добиться фантастических успехов в экономике, выделяет три главных принципа для решения проблемы коррупции:
1. Чистая центральная власть
2. Неотвратимость наказания
3. Хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих
Без решения этой проблемы Россия обречена на вечную отсталость, вечную бедность и вечное бесправие ее граждан.