Криптовалюты

Доллар - 102,34

Евро - 106,54

Тенге - 0,19

Интервью3870

Олег Осинский

Олег Осинский

«Я бы с удовольствием возил пассажиров за самую низшую плату и получал в свой адрес больше позитива».

С 2014 года мэрия Омска собирается отказаться от субсидирования пассажирских предприятий и брать с населения «экономически обоснованную стоимость проезда». Цена одного билета может возрасти до 23-25 рублей. В городе уже начала подниматься волна народного недовольства, направленная против руководства мэрии и департамента транспорта.

В этой кризисной ситуации одни политики не упустят шанса поторговаться за дополнительные субсидии, а другие имеют шанс получить дополнительные политические дивиденды. Однако кто-то должен стать крайним. На эту роль удачнее всего подходит Олег Осинский.

«СуперОмск» решил отойти от обличительной риторики и разобраться в экономике вопроса. Для этого мы обратились к Олегу Осинскому, с которым проанализировали бюджет департамента, будущий тариф и общую, почти безвыходную ситуацию. Надеемся, что статистические данные позволят нашим читателям сделать самостоятельные выводы, возможно, отличные от выводов редакции.

- Олег Иванович, городские ПАТП уже подали заявки на увеличение тарифа в 2014 году?

Олег Осинский: Да, каждое омское пассажирское предприятие подало свои расчеты новых тарифов в Региональную энергетическую комиссию Омской области. Понятно, что заявки были поданы на максимальный тариф – 23-25 рублей в зависимости от предприятия.

- В 2013 году экономически обоснованный тариф составлял 18-19,5 рубля. Почему сейчас тариф должен возрасти до 23-25 рублей?

Олег Осинский: Давайте разберем из чего состоит тариф.

Расходы на горюче-смазочные материалы, закупку шин, оплату электроэнергии, само собой, возрастают с каждым годом. Кроме этого, в будущем году мы собираемся поднять заработную плату работникам городского пассажирского транспорта. Это необходимо, потому что им уже два года не повышали зарплату. Вы знаете, сколько сегодня получает в среднем работник транспорта? 17 тысяч, что значительно ниже средних показателей по региону. А когда поднимается зарплата – увеличиваются и отчисления на соцнужды.

- Затраты на приобретение новых автобусов в лизинг тоже были включены в тарифные заявки?

Олег Осинский: Да, ПАТП включили в тариф расходы на обновление подвижного состава на 8%. Я хочу отметить, что 23-25 рублей – это расчетные цифры, которые подаются в РЭК. Потом, например, принимается решение: автобусы не берем. Эта составляющая выбрасывается. Могут еще какие-то суммы выбросить.

- В бюджете на 2013 год на приобретение автобусов отдельной строкой выделялось 75 млн рублей?

Олег Осинский: Да. Сейчас нам эту статью расходов срезали, и мы можем обновить подвижной состав только за счет тарифа.

- Зачем нам приобретать новые автобусы при такой тяжелой финансовой ситуации?

Олег Осинский: Сейчас в Омске работают 877 автобусов, 173 троллейбуса и 92 трамвая. Нам надо заменить порядка 300 старых автобусов (с электротранспортом ситуация еще хуже). А в ближайшее время перед нами стоит острая необходимость заменить хотя бы 10% автобусного парка – 80 автобусов.

Автобус же отличается от частного автомобиля, он постоянно ездит, не останавливается. Поэтому старение автобусов происходит намного быстрее. Нам постоянно приходится списывать старый транспорт.

(Отметим, что в 2013 году автопарк города возрос на 39 автобусов. За бюджетные деньги было куплено 10 машин, еще 19 машин в лизинг приобрело ОАО «ПАТП №2». – Ред.)

– Вы же понимаете, что такая непопулярная мера вызовет недовольство населения. У людей еще свежи воспоминания о том, что не так давно проезд был 12 рублей. А спустя год он может возрасти вдвое.

Олег Осинский: Население, конечно же, оценивает транспорт по стоимости проезда. В 2012 году бюджет Омска платил муниципальным предприятиям на компенсацию разницы в тарифе 608 млн рублей. Этих денег хватало, чтобы стоимость проезда первые полгода была 11, а потом 12 рублей. При этом тариф, установленный Региональной энергетической комиссией Омской области, составлял 16 рублей с копейками. В 2013 году сумма компенсаций стала совсем другой. Тариф РЭК поднялся до 18-19,5 рубля, а стоимость проезда – до 16 рублей. В 2014 году субсидии на компенсацию разницы в тарифе выделяться не будут. (см. таблицу 1).

- Если посмотреть документы, видно, что расходы департамента транспорта в 2014 году сократятся почти в три раза по сравнению с 2013 годом. Из бюджета на следующий год полностью вычеркнуты субсидии на компенсацию проезда, а также на приобретение новых автобусов. Хотя ранее в бюджете на 2013 год, плановый период 2014-2015 годов эти затраты были прописаны (см. таблицу 2). Чем вызвано такое резкое сокращение финансирования?

Олег Осинский: Из-за перераспределения подоходного налога у города резко упали доходы. Пришлось урезать расходы. В бюджете на 2014 год 85% – это социальные обязательства. В остальные 15% входит коммуналка, дороги, в том числе и мы, транспортники.

Когда нам сократили финансирование, я пошел к Парыгиной (директору департамента финансов и контроля мэрии. – Ред.) и попросил объяснить ситуацию. А что она еще могла сделать? Сэкономить на зарплате бюджетников или школьных завтраках? Значительно урезать социалку было нельзя.

- Вас срезали, потому что некого больше было срезать?

Олег Осинский: Получается так. Откройте бюджет, посмотрите, где там еще можно убрать?

- В этой ситуации департаменту транспорта необходимо принимать меры по оптимизации расходов и получению дополнительных доходов.

Олег Осинский: Мы это делаем. За прошлый год мы закрыли ПАТП № 9. В этом году мы объединили троллейбусное депо на Левом берегу и троллейбусное депо на Водников, оптимизировали затраты. Службу пути мы перенесли из здания на 3-м Разъезде в трамвайное депо, а освободившиеся помещения сейчас будем сдавать в аренду. Плюс в каждом предприятии у нас прошли сокращения – на 40% сократили ремонтников, вспомогательный персонал, посокращали у директоров ПАТП заместителей. Всего сократили в предприятиях 711 человек – почти 20% сотрудников убрали. 

- Есть еще какой-то резерв для сокращения расходов?

Олег Осинский: Если бы у нас был резерв, я бы сегодня о нем говорил открыто. Мы уже сделали непопулярный шаг – уволили 711 человек. Многие из них до сих пор ищут работу. Это как меч еще долгие годы будет висеть над нами.

- Неужели департаменту транспорта больше не на чем сэкономить?

Олег Осинский: Сейчас деньги можно экономить только на маршрутной сети. А это значит убирать машины с маршрута после 9 и даже 8 часов вечера. Кроме того, мы продолжаем передавать низкодоходные маршруты частникам, конечно, с условием сохранения всех льгот. С 1 января все пригородные маршруты перейдут к «Облавтотрансу», мы убираем с этих маршрутов муниципальный транспорт. Плюс мы передаем частникам нерентабельные маршруты. Например, маршрут № 4 уже второй месяц обслуживает только частный перевозчик.

Деньги можно очень активно экономить, снижая расходы на содержание подвижного состава. Подвижной состав старый и требует колоссальных расходов. А чтобы снизить расходы, надо потратиться на приобретение новых автобусов. Палка о двух концах.

- Олег Иванович, я бы хотела поговорить о вас и вашей роли. Когда разбираешься в схеме финансирования департамента транспорта, то видишь, что вы являетесь скорее заложником ситуации. После резкого скачка цен на билеты потребуется громоотвод для народного гнева. И, вероятнее всего, вас сделают крайним.

Олег Осинский: Я не буду это комментировать. Хочу сказать лишь одно: поверьте, любой транспортник переживает из-за повышения проезда. Я бы с удовольствием возил пассажиров за самую низшую плату и получал в свой адрес больше позитива. Ты думаешь, нервы у нас какие-то другие?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все новости Омска и Омской области за сегодня

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!