Сергей Попов

Известный российский методолог Сергей Попов приезжал в Омск, чтобы 6 и 7 декабря провести стратегическую сессию «Конкурентные точки роста Омской области». Спустя полгода после первой Стратегической сессии Попов проводит ревизию сделанного, дает свои прогнозы развитию ситуации и оценивает работу областного правительства. А главное, Сергей Попов объясняет, почему облправительство вынуждено идти на прямые контакты с населением и регулярно устраивать такие сессии.

- Полгода назад вы приезжали в Омск и сказали в своем интервью, что у нас есть шанс изменить депрессивную ситуацию в регионе. И времени на это отведено один-два года. Полгода из этого срока прошло. Охота понять, куда направлен наш вектор движения? Мы заваливаем реализацию Стратегии или, наоборот, идем к светлому будущему?

Сергей Попов. Вы где-то посередине. В некоторых вещах происходит явный сдвиг: в технопарках, в лесотехническом, аграрном комплексах. И главное, я не знаю, насколько это заметно внешнему наблюдателю,  процесс активизации людей в правительстве пошел очень сильно. Они теперь не боятся народа, работают в группах как организаторы.

Тем не менее хочу отметить, что вы опаздываете. Вас спасает то, что ситуация ухудшается по всей стране. На этом фоне конкуренция снижается. Вам везет.

- Что нужно сделать, чтобы мы не опаздывали?

Сергей Попов. Нужно сделать то, о чем участники сессии говорили сегодня. Чтобы вы работали над эффективным правительством, сделать его более быстрым, живым и энергичным.

Вашему правительству досталось тяжелое наследие с долгами, с убитым бюджетом. Вообще-то, после того, что произошло в последние годы полежаевского руководства, с прагматической и экономической точек зрения, в регионе должен был быть объявлен дефолт. С таким бюджетом и при такой неповоротливой системе, при этих гигантских стройках (метро, плотина), которые жрут огромное количество денег, Омская область должна была объявить себя банкротом, отказаться оплачивать долги. Тот факт, что это все живет – удивителен. Общественность этого не понимает.

- Чтобы поднять экономику региона, правительство Омской области приняло Стратегию…

Сергей Попов. Стратегия им досталась, скажем так.

- Была навязана?

Сергей Попов. В определенном смысле – да. Им сказали старшие товарищи: надо стратегию. Как получилось, так и разработали.

- Прошедшее двухдневное обсуждение показало, что у омичей в первую очередь существует запрос на эффективное правительство. Насколько, на ваш взгляд, квалифицированны члены правительства? Сколько в нашем правительстве сильных, подходящих под нынешний момент людей?

Сергей Попов. Почти никого, но это проблема всей страны. На фоне других они не хуже. Если брать формальные образцы, конечно, недорабатывают. Проблема в чем состоит: человек может быть специалистом в сельском хозяйстве, в определенных областях: в животноводстве и еще в чем-то. Но управленцы региона должны быть квалифицированны в развитии регионов, у них должна быть квалификация политиков.

У нас все люди, в том числе и в федеральном правительстве, выросли из ведомственных конструкций, где все было разделено. В результате комплексные проблемы, не принадлежащие ни одному ведомству, решаются очень плохо.

- Отсутствие эффективной команды называют одним из минусов Виктора Назарова как губернатора. Многие представители омских элит считают правительство несработанной, бессистемной структурой. Какую оценку вы можете дать этой структуре?

Сергей Попов. Я не учитель, чтобы оценки ставить. Но, во-первых, они сами понимают свои недостатки. Во-вторых, они обсуждают, как должно работать правительство, публично. Начинают действовать, менять людей, структуру. Волей-неволей многие сторонние наблюдатели, которые дают такие оценки, хотят иметь понятного, прозрачного папу в виде правительства. А он живой, со всеми недостатками, перестройками, мучениями. Такого, как они хотят, не бывает.

- А как же Леонид Константинович и созданное им правительство?

Сергей Попов. Подобного точно больше не будет. А если будет – они же первые будут кричать: «Все забрал, деспот, тиран!». Жизнь изменилась: сплоченное, однородное, четко знающее, куда идти правительство, будет неэффективно.

- А посыл об укреплении вертикали власти?

Сергей Попов. Кончилось это. Вертикаль уже построена, теперь ее демонтируют. И на региональном, и на верхнем уровне идет критика – только ленивый не пишет, что исчерпала себя вертикаль власти. Уже другой позыв: не может страна развиваться одним государством, должно быть как минимум несколько сил, которые друг друга дополняют. Иначе все становится очень неповоротливым и отстает.

- Ведь именно руководство региона в первую очередь ответственно за реализацию Стратегии?

Сергей Попов. Забудьте про Стратегию как какой-то документ! Время стратегий, которые написаны на бумаге, оформлены как документы, а потом начинается их реализация, осталось в позапрошлом веке. Реальный механизм называется теперь давно уже стратегирование: строится такой механизм, который непрерывно поддерживает и вырабатывает стратегические цели. В стратегировании участвуют разные социальные группы, которые по-разному видят эту Стратегию.

- У нас достаточно активно население участвует в этих процессах?

Сергей Попов. Нет, недостаточно.

- Как увеличить это участие?

Сергей Попов. Должны запускаться разные проекты, интересующие людей, которыми власть раньше мало занималась. Сдвижка куда идет: присутствие власти становится минимальным за счет того, что инициирует разного рода комьюнити, сообщества, которые сами заботятся о себе, а правительство передает им функции, полномочия и даже деньги.

Здесь есть другая проблема: надо квалификацию общества повышать, чтобы они могли обсуждать сложные проблемы, такие как развитие города и региона. Раньше считалось, заболел у нас зуб – надо идти к стоматологу. Люди считали, что этими вопросами должны заниматься другие, в результате получили неудобные города, промышленность которых неповоротлива. Чтобы осмысленно обсуждать эти проблемы, люди должны приобрести квалификацию.


- Какими способами можно повышать квалификацию людей?

Сергей Попов. Участием в проектах.

- А власти это выгодно?

Сергей Попов. У власти другого пути нет. У нее сейчас два варианта: либо зажаться и стать совсем авторитарной, такая тенденция есть. Либо научиться, чтобы появился у нее оппонент, коммуникант, контрагент, с которым она могла бы разговаривать и принимать совместные решения. У нее других вариантов нет.

- Похоже, у нашей региональной власти только один вариант, учитывая навязанную Стратегию.

Сергей Попов. Да. Конечно, какие у нее варианты, если, и я про это в прошлый раз говорил, Омск – это колониальная территория?! Руководство всей промышленностью реально находится в другом месте, здесь используют сырье и труд людей. Это и есть настоящая колония.

На сессии все и обсуждали, чтобы в регионе начал расти собственный бизнес, который мог бы работать на аутсорсинге . Если здесь возникнет сильное общество и многочисленный, развитый собственный бизнес, сопоставимый с прежними структурами, если они станут равноправными игроками – ситуация изменится. Пока они не станут равноправными игроками, этот регион так и останется колониальной территорией, которой командуют из других мест.

 

Перейти на полную версию сайта