Досрочный выход Михаила Ходорковского из Сегежской колонии и направление его в Европу породило волну версий ответа на главную загадку прошлого года — почему Путин это сделал? За прошедшие три недели прозвучало немало гипотез. Однако решения этой загадки, кажется, так и не прозвучало.
Какими были появившиеся гипотезы? Почему Путин на самом деле выпустил Ходорковского? С какой миссией он направил его в Европу? Свои ответы предлагает Андрей Николаевич Илларионов (16 сентября 1961 года, Сестрорецк, СССР) — российский государственный деятель и экономист. Бывший советник президента Владимира Путина.
1. "Путин проявил "милосердие", "великодушие", "гуманизм", "жалость к больной матери" и потому освободил Ходорковского".
Автором этой версии является сам Владимир Путин, поддержанный поначалу Алексеем Венедиктовым и Матвеем Ганапольским, особенно активно — Станиславом Белковским. На страницах этого блога уже отмечалось ("Хозяин железного ларца"), что упомянутые выше человеческие качества ни разу не были проявлены ХЖЛ ни в этой истории, ни в других делах, ни по отношению к кому-либо из умиравших родителей его других узников. Эти качества не обнаруживаются и сейчас по отношению к тем, кто по-прежнему находится за решеткой. "Гуманно-милосердная" версия в настоящее время никем, кроме вышеупомянутого С.Белковского, всерьез не воспринимается и не распространяется.
2. "Ходорковский признал свою вину, потому и был освобожден".
Авторами этой версии являются Дмитрий Песков и Владимир Познер. Версия умерла довольно быстро, поскольку в течение суток выяснилось, что Ходорковский свою вину не признавал. Трудно представить, что такого рода версию В.Познер и тем более Д.Песков могли бы публично высказать только по своей инициативе. Попутно надо заметить, что, судя по прозвучавшим в последнее время из уст М.Ходорковского комментариям, термин "освобождение" по отношению к нему следует использовать лишь с определенными оговорками.
3. "Триумф германской тайной дипломатии".
Создателем этой версии стал автор биографии "Владимир Путин. Лучший немец в Кремле" Александр Рар: "Над этим планом Геншер работал два с половиной года. Тот факт, что он добился успеха, это триумф немецкой тайной дипломатии. И это еще раз показывает, что у Германии до сих пор есть каналы в Москве, которых нет у Британии и США. Геншер дважды встречался с президентом, я только помогал с переводом".
Эта версия, получившая широкое распространение, не выдерживает проверки открывающимися фактами. Строго говоря, инициатором действий с немецкой стороны был вовсе не бывший член НСДАП и бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер, а директор музея истории Берлинской стены "Чекпойнт Чарли", украинка немецкого происхождения, художница и правозащитница Александра Хильдебрандт. Именно она два с половиной года назад, весной 2011 г., сформулировала перед приглашенными ею на встречу гостями сверхзадачу — освобождение Михаила Ходорковского. Привлеченному к этому проекту Геншеру была предложена хотя и важная, но в основном техническая роль. Эта же роль для него была подтверждена и госпожой бундесканцлером.
Геншер мог работать над реализацией предложенного ему плана столь же долго и настолько же успешно, сколь долго и насколько успешно занимались аналогичными проектами десятки других западных государственных и политических деятелей — от бывшего канадского премьер-министра Ж.Кретьена до нынешних канцлера Германии А.Меркель и президента США Б.Обамы, неоднократно обращавшихся к российским руководителям с просьбами об освобождении Ходорковского. Однако ни одна — НИ ОДНА — такая просьба не была удовлетворена. Если у ныне действующих германского канцлера и американского президента не нашлось для Путина сколько-нибудь значимых аргументов, то, спрашивается, чем таким весомым мог бы впечатлить его давно отошедший от дел и уже два десятилетия находящийся на пенсиии бывший министр иностранных дел Германии?
Ответ: ничем.
На самом деле то, что так громогласно было названо Раром "длительными переговорами", не было, строго говоря, ни длительными, ни переговорами. Контакты начались только полтора года назад и вылились лишь в две короткие встречи. Геншер разговаривал с ХЖЛ дважды — 1 июня 2012 г. в ВИП-зоне западноберлинского аэропорта Тегель и в начале 2013 г. в Москве. И оба раза был вежливо выслушан им и послан... в Генпрокуратуру. Которая предсказуемо ответила подателю обращения, что ничего по запрашиваемому поводу сделать не может. Точно так же, как она отвечала и всем другим просителям подобного рода. На этом миссия Хильдебрандт-Меркель-Геншера и закончилась бы, как заканчивались и все предыдущие аналогичные попытки со стороны всех иных соискателей. Причем никакие "тайные дипломатические каналы" между Бундесканцелярией и Кремлем, созданные воображением А.Рара, не смогли бы в этом помочь.
Если бы не изменение ситуации.
Ситуация изменилась десять месяцев спустя, в октябре 2013 г., причем без какой-либо связи с запросами Геншера. Решение о проведении операции "выпуск Ходорковского и заброс его в Европу" было принято лично Путиным. В качестве посредника для ее осуществления был избран именно Геншер — и потому что его инициативы были последними по времени, и в знак особого расположения "лучшего кремлевского немца" к любимой Германии, и в качестве пиаровского подарка упрямице Ангеле, партийная коалиция которой потерпела неудачу на последних парламентских выборах. В любом случае выбор фигуры посредника был вызван техническими причинами. К решению о выпуске Ходорковского из колонии и засылке его в Европу ни Геншер, ни Меркель, ни Хильдебрандт непричастны.
4. "Путин хотел послать сигнал своему окружению — прекращайте охреневать".
Автор этой гипотезы — сам Михаил Ходорковский. Несколько необычный термин, примененный им в литературной речи, он пояснил следующим образом: "Видимо, иным способом, кроме такого достаточно сильного, он уже навести там порядок, не прибегая к посадкам, не может. Я бы сказал так: навести порядок в том борделе, который вокруг собрался, можно было, лишь законопатив лет на десять Сердюкова либо выпустив меня".
Хотя и с трудом, но все же можно представить, как посадка Сердюкова могла бы послужить кому-то каким-то сигналом. Но вот понять логику, согласно которой окружение ХЖЛ убоится выпуска Ходорковского и начнет "наводить в борделе порядок", решительно невозможно.
5. "Олимпийские игры в Сочи и российское председательство в восьмерке".
Авторами этой версии являются "анонимный источник в Кремле", М.Ходорковский, а также ряд наблюдателей. Автор данного блога в свое время также отдал дань этой версии, цель которой в качестве версии прикрытия стала более понятной после того, как анонимный источник в Кремле поделился своими соображениями с агентством "Рейтер": "наиболее интенсивная" работа по сделке началась в октябре... освобождение было "годами" в стадии разработки, но теперь было "прекрасное время" и Олимпиада сейчас была основной причиной помилования Ходорковского... здоровье матери Ходорковского предоставило удобный повод для принятия решения, которое было сделано по другим причинам: "Не правда ли лучше не сыграешь? Ну и что, что она больна? Она была больна давно. Но Олимпийские игры происходят сейчас".
Приведенное высказывание ценно, во-первых, тем, что не оставляет камня на камне от т.н. "гуманистическо-милосердной" версии, выдвинутой В.Путиным и активно продвигаемой С.Белковским. Во-вторых, сам факт столь откровенного комментария из кремлевского источника не оставляет сомнений в проведении еще одной операции прикрытия, призванной замаскировать настоящие "другие причины", по которым и было принято обсуждаемое решение.