Андрей Сергеев, омский архитектор

На днях были подведены итоги альтернативного конкурса по реконструкции Омской крепости. Среди трех проектов профессиональных архитекторов работа Андрея Сергеева была признана лучшей интернет-пользователями, участниками выставки и экспертами.

Андрей Сергеев работает в ТПИ «Омскгражданпроект». К разработке своего проекта он привлекал реставраторов, хорошо знакомых с Омской крепостью. Однако в его работе много вполне современных решений: лестница-солярий, большой амфитеатр, зеленые беседки для отдыха, молодежная гостиница, исторический макет крепости в антивандальном исполнении. Большое внимание в своем проекте архитектор уделил природным формам крепости. Кроме того, архитектор предложил запустить экскурсионный трамвай, маршрут которого проходил бы от Тарских ворот через Омские, Иртышские до Тобольских.

О своем проекте, о конкурсе и работах коллег Андрей Сергеев рассказал в своем интервью «СуперОмску».

- За вашу работу проголосовали сотни людей, ее высоко оценили эксперты. А вы сами как бы охарактеризовали свой проект?

Андрей Сергеев. У меня даже в названии это есть: историко-ландшафтный комплекс. Мне всегда были близки природные формы и это отражено в работе.

- Архитектор Альберт Каримов – победитель конкурса администрации. В своем интервью он заявлял, что главное в его проекте – это историческая часть. Современные решения на территории крепости были для него вторичны. А вы как считаете, что важнее - история или современный подход?

Андрей Сергеев. Я понимаю, что нужно думать о сохранении истории. Но когда речь заходит о восстановлении первоначального облика крепости… Сейчас от исторического пространства осталось только 2-3%, нужно ли воссоздавать все «дословно»? Покрытия сотни лет назад не было, не делать же в современной версии грязь и пыль? Если следовать фундаментальной логике, нужно срубить все деревья, поскольку в крепости не было ни одного дерева, росла только чахлая трава. Этот неправильный подход.

Совместная работа с Каримовым и Коноваловым (член команды Каримова, реставратор.- Ред.), конечно,  необходима. Из ныне живущих никто так не знает историю крепости, как они. Коновалов даже раскапывал фундамент Воскресенского собора (разрушенное здание, находится на территории «Омской крепости». - Ред.), он знает в крепости каждый кирпич.

Но мы должны учитывать свое время. Современный человек задыхается без рекреационных пространств. Не только банально – зелень, кислород. Ему необходимо место, где глаз мог бы отдохнуть от дорог, эстакад.

- А на чем сделан акцент в вашей работе?

Андрей Сергеев. Акцентом в моей работе стало сохранение крепости как пространства для отдыха омичей.

Территория Омской крепости очень небольшая. Здесь важна каждая деталь. Все 500 метров набережной, каждый пятачок важен. Для того и сделано зонирование.

При этом территория крепости должна быть открыта для движения посетителей. На ней не должно быть административных барьеров, например, шлагбаумов. Если человек хочет посидеть на траве, он может пойти на газон. Кстати, поэтому мы и выбрали в проекте дорогой газон, чтобы можно его эксплуатировать свободно.

- Как вы оцениваете работы своих коллег, участвовавших в альтернативном конкурсе?

Андрей Сергеев. Каждый проект по-своему интересен, все идеи архитекторов дополняли друг друга. Это и стало особенностью конкурса.

Вот, например, проект Шалмина: у него концептуальный подход. Может, он немного внимания уделил графике, показательному материалу, но его подход к городу очень проработанный. Он градостроитель, не зацикливался на мелочах, но сделал масштабный проект.

Бегун, как всегда, на высоте, его манера всегда узнается. Не могу сказать, что мне нравится идея вертикали. Но архитектор все это обосновывает, эта вертикаль возможна только в его проекте, там она органична. Мне понравился его амфитеатр, он врезал его в холм, сделал его объемным, как полуочищенный апельсин. Красивый такой элемент. Его работа сделана на контрасте с исторической средой, так сейчас делают в Европе. Защитники старины в мире там понимают, что город – это коллаж, калейдоскоп. Они развернуты в сторону современной архитектуры, понимая, что нельзя изолированно жить.

- А что общего вы видите в ваших работах и проектах коллег?

Андрей Сергеев. У меня террасирован берег, профиль валов показан в виде пергол (конструкция из нескольких арок, которые составлены друг с другом и соединены решетчатым перекрытием. - Ред.). У Бегуна те же террасы, только профиль валов показан хай-тек элементами. Шалмин также сделал террасы, решение с помощью монументальных форм.

Наша общая задача – найти баланс между историей и современной архитектурой.

- У вас есть одна очень любопытное предложение в проекте – прогулочный трамвай по центру Омска. Почему именно идея с трамваем?

Андрей Сергеев. Я коренной омич и сколько живу в Омске, с детства всегда любил ездить на трамваях. Сейчас добираюсь на работу от цирка. Бывает в два раза быстрее получается проехать на трамвае, не собирая все пробки на Маркса.

 

Считаю, нужно соединить трамвайной веткой наконец-то центр, как это и было изначально, чтобы от вокзала можно было доехать до Нефтяников.

Я давно занимаюсь темой ТЭЦ-1, ныне полуразрушенного здания на Ленина. Когда-то одной из задач этой станции было дать электричество для омского трамвая. Его хотели пустить еще в 1913 году, но получилось открыть линию только в 1936 году. И она была востребована.

А экскурсионный трамвай  в моем проекте получился «шуткой, в которой есть доля правды». Может, и нерациональное предложение, но он точно привлечет омичей. Технически реализовать просто, сделать трамвай-челнок вроде харьковского, он будет ездить без разворотной площадки.

- Все четыре архитектора выступили резко против магистрали вдоль набережной, которую поддержал нынешний главный архитектор Омска Анатолий Тиль. Можете пояснить свою позицию?

Андрей Сергеев. Дорога на набережной не нужна. Когда ее начинали рисовать 10 лет назад, половина архитекторов была против. Важны приоритеты. Если мы понимаем, что иметь природно-архитектурный ансамбль в центре города важнее, чем дорогу, нужно изыскивать способы. Современный градостроительный подход – это не громоздкие сооружения, это точечная работа. Мелкая капиллярная система проезда, которая кровоснабжает городскую ткань. В этом надо искать ресурсы: в работе с каждым кварталом, проездом.

Ландшафтные парки в центре города нужно оберегать от визуального вторжения. От шума, пыли, гари… Важно не нарушать их силуэтный комплекс.

- Давайте подведем итоги. Ваша работа по реконструкции «Омской крепости» была благосклонна принята омичами. И все же не всем может быть понятно, зачем устраивался альтернативный конкурс. Можете пояснить нашим читателям?

Андрей Сергеев. Объясню позицию трех архитекторов, которые организовали альтернативный конкурс. Мы это не в пику кому-то делали. Почему мы не понесли на тот конкурс, а сделали свой? Я участвую в 14-м или 15-м конкурсе в Омске. Первый конкурс по крепости (конкурс идей. - Ред.) предусматривал процедуру общественного обсуждения. На обсуждение приходили профессионалы, человек по 30 архитекторов, общественники, экологи, которые успевали узнать о событии. Это очень важно для реальной оценки проектов. Почему в этот раз такой процедуры не предусмотрели, было непонятно. Именно поэтому мы и организовали этот альтернативный конкурс.

Перейти на полную версию сайта