Криптовалюты

Доллар - 102,57

Евро - 107,42

Тенге - 0,20

Интервью8120

Эдуард Сафронов, профессор СибАДИ

Эдуард Сафронов, профессор СибАДИ

После 300-летия Омска не будет никаких денег. Возможно, в «Мостовике» этого не понимают.

Омские власти и научная общественность находятся в поисках эффективного решения удушающих город транспортных проблем.  Идея классического омского метро изжила себя так и не успев воплотиться в жизнь. Современные инженерные тенденции и скудность бюджета региона говорят о необходимости пересмотра первоначального проекта. Ответственные чиновники обратились к передовому западному опыту организации дорожной инфраструктуры – легкорельсовому транспорту. 

Имя Эдуарда Сафронова хорошо известно специалистам-транспортникам. Именно он был в числе тех, кто в 1985 году подготовил расчет и обоснование первоначального классического проекта омского метро для Госплана СССР. Спустя 30 лет профессор СибАДИ, почетный дорожник и строитель Сафронов является горячим сторонником легкорельсового транспорта. Совместно с общественниками, чиновниками и независимыми специалистами Сафронов участвует в обсуждении транспортных перспектив города. О том, как в кулуарах власти решается судьба омского метро профессор Сафронов  рассказал в интервью «СуперОмску».

- Эдуард Алексеевич, Вы ознакомились с работой американского урбаниста Вукана Вучика, который приезжал в Омск для продвижения идеи скоростного трамвая. Что Вы о ней думаете?

Эдуард Сафронов. В субботу состоялось обсуждение проекта Вучика в Экспоцентре, а до этого в пятницу встречали его у губернатора. У губернатора я сильно удивился, откуда взялась такая разработка. Она довольно интересная и трудоёмкая по исполнению. Никто ничего не знал про нее, все меня спрашивали - архитекторы, люди из «Мостовика». Возмущались, что втайне от них все сделано.

Вучик сделал серьезное предложение, революционного плана. Они («Городские проекты» и Вучик, - ред.) даже меня перещеголяли. Я просто предлагал соединить отрезок метро с трамвайной сетью, они же предлагают легкорельсовую систему, которая покрыла бы весь город.

У Вучика, конечно, опыт побольше. Он все-таки поездил по миру, и доверять ему можно.  Профессор Вучик работает в Филадельфии, но читает лекции в 70 университетах разных стран мира. Насколько я знаю, его путь единственный реальный, подходящий для всего Омска. Как это претворить в жизнь? Нужно спрашивать у губернатора.

- Сразу после презентации доклада «Городских проектов» в Экспоцентре состоялась закрытая встреча профессора Вучика с высшими региональными и городскими чиновниками, специалистами НПО «Мостовик» и учеными. Вы тоже участвовали в этой беседе.  Были ли приняты какие-то конкретные решения?

Эдуард Сафронов. Работу профессора в Экспоцентре мы обсуждали все вместе - транспортные специалисты, представители правительства. Синюгин (первый вице-премьер правительства Омской области, - ред.) сидел рядом со мной. На встрече было решено создать экспертную комиссию, которая бы рассмотрела все предложения и уже дорабатывала бы разработку Вучика в плане реализации и поиска средств.

- В марте министр развития транспортного комплекса региона Олег Илюшин презентовал схему ЛРТ, разработанную совместно с московской компанией «ТрансМашГрупп». Согласно проекту, существенную часть трамвайных путей предлагается вынести на эстакады. Как Вам такое решение?

Эдуард Сафронов. Илюшин мне ничего не говорил про эстакадный вариант и «ТрансМашГрупп». У меня нет бумаг, чтобы оценить этот проект профессионально.

Эстакадный узел можно сделать в виде развязки, чтобы пересечь улицу Лукашевича. Но большие эстакадные участки не нужны. Вучик тоже против эстакад, и об этом говорит мировой опыт. Эстакады не удешевляют, а удорожают эксплуатацию.

- Вы как один из разработчиков первоначального проекта омского метро сегодня как оцениваете его концепцию, разработанную в НПО «Мостовик»?

Эдуард Сафронов. Что касается инновационного метро «Мостовика», их вариант не решит транспортных проблем. Если линия коротка - 7 километров, то она никакого эффекта не даст. Это 3 % охвата территории города, это проблемы по пересадке и созданию пересадочных узлов, которые занимают территорию приличную. Инновации на 7 километрах уже не будут играть роли, не помогут поезда без машинистов.

Три года назад мы обращались к губернатору с просьбой пересмотреть направления транспортного развития. Для метро демография не та, экономика не та, тенденции мировые уже сменились. Не прислушались.

Тогда же «Мостовик» после нашего очередного письма собрал совещание. Они говорили: никто не помешает нам построить метро. Но они видят метро в виде короткого отрезка, который мы строим 29 лет. С 1985 года, когда я сдавал все наши расчеты по метро в Госплан, прошло именно столько времени. Мы не смогли пустить этот участок, и это рекорд мирового уровня.

Я думаю, если тянуть дальше, дела могут остановиться. После 300-летия Омска не будет никаких денег. Возможно, в «Мостовике» этого не понимают. Здесь должен волновать не вопрос инвестиций, а судьба жителей Омска и перспективы города.

Кстати, от «Мостовика» на презентации Вучика были Гаценко, Захаров, Бондаренко, Крыжановский. Главный оппонент наш три года назад был именно Гаценко. Они затратили на двойную экспертизу очень много денег, хотя мы предупреждали их раньше. Никто не верит своим специалистам. Хорошо, что кому-то пришло в голову пригласить зарубежного специалиста.

- Критики вмешательства Вучика говорят, что иностранцу никогда не удастся пройти Госэкспертизу в России. А как вы считаете, есть возможность эту концепцию оформить в работающий проект?

Эдуард Сафронов. Думаю, Вучик не будет проектировать рабочие чертежи. Стоит понимать, что в экспертизу посылается рабочий проект, а он и агентство «Городские проекты» предложили всего лишь концепцию. На основании концепции, после одобрения правительством, уже можно составить техзадание на рабочее проектирование. А потом проект разрабатывать будет, к примеру, тот же «Мостовик». И после его направят на экспертизу.

На этом дополнительном совещании, где мы обсуждали в узком кругу работу Вучика, специалисты «Мостовика» начали говорить, что они близки к восприятию этого предложения Вучика. Но они заявляют, что «нам опять предстоит перерабатывать проектную документацию, на что потребуются годы».

При этом Бондаренко сказал, что они готовы выполнить любое задание правительства, если оно будет оформлено должным образом.

Я считаю, что необходимо в региональном и федеральном правительстве решить вопрос об особом порядке строительства этого объекта в связи со сложившимися обстоятельствами. Чтобы возможно было одновременно строить и проектировать.

Можно работать в три смены, как работают в Шанхае и других городах. В Шанхае строят 120 километров метро за год. Там, конечно, живет 16 миллионов человек, но речь идет о метро. Поэтому нам бояться нечего.

Концепция Вучика - это самый правильный путь, это лучше чем в Новосибирске, Казани. И это действительно выведет город в первый ряд по уровню эффективности транспортной системы.

- Если предположить, что омский ЛРТ будут одновременно строить и проектировать, как это будет выглядеть?

Эдуард Сафронов. Если работать параллельно, надо часть путей строить по проекту «Мостовика». Все, что сейчас не достроено, нужно достраивать. На это экспертиза есть. Однако в экспертизу попал подвижной состав другой, его надо заменять по ходу. Одновременно будет идти проектировка по концепции. Это нелегко. Но были и более сложные задачи, которые решались в Омской области. Можно вспомнить заводы, которые в военные времена в течение нескольких месяцев эвакуировали в Сибирь. И за три месяца они уже выдавали свою продукцию. Никакой экспертизы в 1942 году не было, но «Полет», «Сибзавод» построили моментально. Так что бывают особые случаи.

Указ президента от 2007 года о подготовке к юбилею Омска не выполняется, 200 миллиардов мы не получили. Но сейчас можно быстро наверстать то, что мы упустили.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все омские новости

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!