Первый городской телеканал специально съездил в Новосибирск, чтобы побеседовать с полпредом президента на тему внутренней политики. Тема более чем актуальная и для Омской области, и для федерации в целом. В беседе с Максимом Астафьевым Виктор Толоконский дал оценку присоединению Крыма, экономической ситуации в стране и коррупционным скандалам в нашем регионе. Для удобства читателей «СуперОмск» публикует текстовую и видеоверсию эксклюзивного интервью.
Пожалуй, главное событие последнего времени – это вхождение в состав Российской Федерации еще одного субъекта – Крыма. Сейчас звучат мнения некоторых экономистов, что появление нового субъекта повлечет за собой колоссальные расходы. Как вы считаете, как это событие отразится на экономике страны, а также на экономике сибирских регионов?
Россия пополнилась не одним даже, а двумя субъектами, потому что Крымская область и Севастополь как самостоятельный субъект вошли в состав Российской Федерации. Это очень серьезное и геополитическое событие, это и очень серьезное нравственное решение. Ведь по-другому бы российское общество чувствовало себя не совсем нормально, если бы мы не откликнулись на такие проблемы и запросы живущих в Крыму людей. Мне кажется, что практически все граждане России не только позитивно воспринимают это событие, но и очень серьезно растет доверие общества к решению главы государства. Вообще ощущается подъем в обществе. Идет решение многих задач развития и функционирования, даже не связанного с Крымом, с Украиной. Мы как-то сегодня более мобилизованы, мы сегодня сильнее в решении многих задач.
Что касается материальных затрат, затрат бюджета... Конечно, они весьма заметны. Но важно, чтобы крымчане, жители Севастополя почувствовали не просто желание России объединиться, но и поддержать эти регионы в решении разных экономических и социальных проблем. Конечно, дополнительные расходы бюджета, которые потребуются, не могут повлиять в целом на бюджет огромной страны России, в которой более 80 субъектов федерации. Никто не ставит сегодня задачу пересмотреть какие-то межбюджетные отношения с регионами России. Никто не ставит под сомнение запланированные в бюджете федеральные и социальные программы. Это будут дополнительные ресурсы, которые всегда в таком большом бюджете есть. Но при этом надо понимать, что Крым интересен и в социальном, и в экономическом смысле. Это уникальная природная и экологическая среда. Думаю, что много граждан России сейчас смогут поехать в Крым на отдых, на оздоровление. А это доходы бюджета, которые позволят минимизировать какие-то бюджетные дотации из российского бюджета. Кроме того, пересматриваются все соглашения, связанные с базированием черноморского флота. Мы и так платили большие деньги Украине, сейчас это будут отношения другого характера. Думаю, что здесь тоже будет оптимизация финансово-бюджетных расходов. Объединение с Крымом, с Севастополем укрепляет позиции России и ее конкурентные способности. Еще раз хочу подчеркнуть, это событие очень серьезно влияет на позитивный настрой граждан, повышает доверие к власти. В таких процессах идет объединение усилий государства, общества, повышается взаимное доверие, без чего не решаются никакие другие задачи.
Весна – это такое время года, когда собираются данные по социально-экономическим показателям развития регионов. Каким образом необходимо планировать тактику и стратегию развития своих территорий сибирским губернаторам, учитывая события, которые происходят во внешней и внутренней политике?
Сейчас действительно и экономическая, и социально-экономическая ситуация не простая, поскольку идут определенные изменения мировой конъюнктуры и влияние целого ряда кризисных ситуаций в мировой экономике. Они неизбежно сказываются и на России. Россия – открытая экономика. В целом в России, и особенно в Сибири, достаточно большая доля экспортно-ориентированных отраслей. Если падают цены на уголь, металл и другие ресурсы, то, конечно, это потеря дохода в бюджет, снижение инвестиционных возможностей самих крупных компаний, потому что они теряют рентабельность и прибыль. Это все достаточно заметно уже проявлялось в минувшем 2013 году. И хотя общий рост экономики в Сибири был выше, чем в среднем по России, регионы с высокой долей сырьевой промышленности (Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область) не смогли обеспечить тот рост экономики, который планировался и ожидался. Это почувствовалось и в доходности бюджета. В общем, ситуации были не простые.
Некоторое торможение инвестиционного процесса проявляется во всех регионах, в том числе и Омской области. А это тоже и влияние на доходы бюджета региона, это некое снижение активности в некоторых принципиально важных для состояния экономики общества сферах, например в строительстве. Но те кризисные явления, которые ряд стран переживает очень болезненно, думаю, в России не будут таковыми. Опыт работы в первом квартале текущего года показывает, что мы вряд ли в этом году выйдем на какую-то высокую траекторию роста, но у нас нет никаких оснований снижать экономические и социально-экономические показатели. Более того, та политика роста зарплат и в бюджетной сфере, и в тех сферах, которые определены главой государства как наиболее приоритетные, несколько повысит покупательскую способность и спрос на многие товары и услуги, что всегда отражается в повышении экономической активности. С учетом того, что в экономике Омской области есть заметная доля сельской экономики (а это всегда чувствительно к росту любого спроса), здесь будет рост и у производителя сельхозпродукции, и у переработчиков. Надеюсь, что этот год будет благоприятным, и в общем здесь будет положительная и позитивная динамика. Сам Омск очень большой город, город с миллионным населением. Всегда в большом городе активность достаточно высокая, поэтому тоже, думаю, здесь сфера городского хозяйства, сфера услуг и торговли, сфера строительства тоже будет иметь определенный рост, без падений и снижений.
Буквально накануне мы проводили большое совещание с руководителями предприятий, которые выполняют государственно-оборонный заказ. Были руководители всех предприятий сибирских регионов, руководители регионов, принимал участие Виктор Иванович Назаров, губернатор Омской области. Проводил совещание вице-премьер России Дмитрий Анатольевич Рогозин. И мы очень подробно рассмотрели размещение формирования заказов в 2014 году – здесь омские предприятия выглядели достаточно уверенными. Плюс к этому Виктор Иванович внес ряд предложений, которые были поддержаны правительством, по развитию горизонтальной региональной кооперации, созданию больших возможностей наращивать производство в сибирских регионах. Поэтому традиционно сильный для омского региона комплекс машиностроения, предприятия, загруженные государственным оборонным заказом, тоже будут иметь устойчивые хорошие экономические показатели.
Что касается развития регионов, вы прошли практически весь путь регионального управления: вы работали в городском собрании, возглавляли город Новосибирск и 10 лет были губернатором Новосибирской области. На ваш взгляд, возможно ли повысить на местном уровне (региональном и муниципальном) отдачу от основных своих ресурсов, скажем, земли и налогов. Или все-таки регионам и муниципалитетам проще ждать субсидий, денег сверху?
Безусловно, я думаю, что целый ряд сложных явлений в экономике и задачи развития экономики регионов требуют повышения уровня самостоятельности, усиление полномочий органов и власти субъектов федерации, органов местного самоуправления. Также очень многие задачи нам предстоит решать, опираясь на общество. Нельзя понимать, что источником развития является исключительно государственный институт. Функция развития принадлежит, прежде всего, обществу. И в этом есть искусство управления – сделать общество максимально заинтересованным в решении тех или иных задач, включить общество в решение этих задач. На основе предложения общества и экспертов выбирать наилучшие и наиболее оптимальные решения, как раз от этого будет многое зависеть. И когда я говорю, что в Омске очень хороший потенциал, я не только имею в виду хорошо подготовленных опытных государственных служащих, муниципальных служащих, традиции государственного и муниципального управления. Я имею в виду и ваше предпринимательское сообщество, ваше экспертное сообщество. У меня не раз бывали встречи с руководителями общественных организаций в Омском регионе. Этот общественный потенциал очень силен.
Конечно, сегодня есть очень серьезные резервы повышения дохода. Конечно, они не просто там законсервированы в неиспользуемых земельных ресурсах. Хотя и это, наверное, есть. У нас еще достаточно заметна доля теневой экономики, экономики, которая уходит из монетарного налогообложения. У нас не самые эффективные способы вовлечения в легальный оборот всех экономических процессов. Мы даже еще не всегда убедительно собираем подоходный налог. Все-таки согласитесь, уже заметная доля населения имеет заработок, имеет доходы, которые не связаны непосредственно с работой на заводе, в какой-то организации, предприятии. Очень много оказывается услуг гражданам. Очень много индивидуальной деятельности, которая не регламентируется и не регулируется, и поэтому изъяны налогового потенциала здесь весьма велики.
По поводу культуры управления не могу не задать такой вопрос. У нас в Омской области сейчас под следствием находятся два министра имущественных отношений. Одному из них инкриминируют завышение должностных полномочий на 400 млн рублей. Это ли не резерв для пополнения бюджета. Второму тоже инкриминируют очень приличную сумму. Возбуждено 9 уголовных дел в отношении чиновников мэрии Омска. Как этого избежать и что это? Это общероссийская тенденция? Потому что мы знаем прекрасно, что у бывшего губернатора Новосибирской области тоже были эпизоды по участкам земли, которые нецелевым образом использовались.
Во-первых, нужно понимать, что требования главы государства к безусловному соблюдению всеми госслужащими, всеми, кто служит государству, закона не только уголовного, но и – если хотите – закона нравственного – это обязательное требование, и здесь никаких исключений быть не может, никаких поблажек не будет. И это должно быть уроком для всей системы, для многих работающих в органах власти, что честное служение людям, государству – это незыблемая основа.
Созданы условия, и никто никого силой в государственную службу не берет, это должен быть осознанный выбор, легкий выбор. Я могу об этом говорить, потому что говорили о моем возрасте и длительной работе, но я действительно с 28 лет на госслужбе. Проработав более 30 лет, я могу совершенно уверенно говорить о том, что если ты правильно себе в сознание установку ввел, как человек должен работать в госструктурах, то внутренних конфликтов или соблазнов не возникают. Я совершенно комфортно себя чувствую все эти годы, соблюдая при этом множественно ограничений именно морально-нравственных, не говоря уже о безусловном соблюдении законов. Нельзя сказать, что это можно легко преодолеть сразу, нет. Здесь требуется и очень много изменений сознания людей, воспитания, образования, много изменений в организационно-структурном построении наших органов власти. У нас очень много функций разрешительных, согласующих, которые являются благоприятной почвой для возникновения злоупотреблений. Если их от государства передать самим бизнес-структурам, самим саморегулируемым организациям, то будет меньше такого поля злоупотребления, поля возможности пренебречь законом. Конечно, должен быть весьма действенный общественный контроль.
Мы как раз таким занимаемся…
Вот почему мы постоянно подчеркиваем важность, чтобы были независимые СМИ и свободная журналистика, вот почему важно, чтобы при всех органах госвласти были общественные советы, важно, чтобы многие согласования и разрешения утверждались не чиновниками, а общественными советами, построенными по репутационному принципу.
Но, повторюсь, я убежден, что главное лежит в сознании каждого человека. Поэтому надо совершенствовать отбор кадров, профессиональную подготовку управленцев и госслужащих, культивировать этот высокий уровень нравственных требований. Это задача ни одного дня и ни одного года, эту задачу предстоит решать. Я думаю, что какие бы конкретные антикризисные задачи мы ни решали, многие эксперты скажут, что коррупция нам мешает, коррупция – это барьер, это недоверие к власти. Это все равно придется преодолевать, и эти принципиальные требования президента России должны пониматься всеми, кто работает на государство, служит государству.
Виктор Александрович, мы сегодня уже говорили, что весна – это время подводить итоги. Подводятся итоги социально-экономического развития региона. Эта информация предоставляется в администрацию президента, и там подводятся итоги. То, что происходит у нас в Омской области, я имею в виду эти земельные скандалы, как это отразится на позициях главы Омского региона и на месте области в этих рейтингах?
Безусловно, когда в регионе есть какие-то ситуации, когда в общественном пространстве, информационном поле анализируются поступки чиновников, нарушения законов с их стороны, конечно, это негативно влияет на инвестиционный процесс, привлекательность региона. Но если это правильно оценивается, если здесь нет интриг, а просто есть торжество закона, то это не сильно отразится на привлекательности для инвесторов и на авторитете региона. Что касается авторитета руководителя, дела, о которых вы говорите, уходят в далекое прошлое и не могут быть связаны с невниманием и низкой требовательностью губернатора Назарова. Конечно, это неприятно, но губернатор имеет все возможности правильно интерпретировать эту ситуацию и правильно делать выводы из нее.
Мы с Виктором Ивановичем это обсуждали, и, как я понимаю, губернатор как раз имеет такой настрой. Не отрицать факты следственных действий, не защищать провинившихся или подозреваемых в каких-то деяниях чиновников, а сделать так, чтобы это никогда не повторилось, чтобы это стало уроком для других. Если все это будет очень правильно и точно устроено, если мы будем открыты в своей работе, будет внутренний контроль, то можно обеспечить качественную, эффективную работу с безукоризненным соблюдением закона. Мне кажется, что такой настрой есть у губернатора.
И нет никаких оснований снижать рейтинги региона и предъявлять претензии к губернатору. Я думаю, что это должно правильно восприниматься и правильно трансформироваться в дальнейшую работу. В ближайшие дни в Омске мы с членами правительства рассмотрим целый ряд ключевых задач. Я настроен максимально поддержать усилия губернатора, усилия правительства региона в cтaбилизaции ситуации и движении вперед.
Понятно, что такие процессы каким-то образом подрывают доверие людей ко всем уровням власти. Как нужно вести себя чиновникам в такой ситуации, чтобы это доверие не терялось, как это сейчас, к сожалению, происходит в Омской области?
Я не думаю, что те факты, о которых вы говорите, однозначно подействует только на снижение уровня доверия. Было бы хуже, если бы эти факты не расследовались, не замечались, прятались, а общество чувствовало, что что-то происходит не так. Если госорганы находят силы и возможности преодолеть негативные ситуации, то общество должно поддержать усилия государства и повысить свой уровень доверия. Потому что с этими фактами борются, это правильно интерпретируется, исключается их повторение. Вот почему я несколько раз повторял: «Правильные выводы, правильные уроки, правильная интерпретация, правильные действия дальше». Не мусолить уголовные дела: есть они сеть – расследовать, если суд признает вину – чиновников наказывать. Вся система государственной власти должна извлечь из этого просто правильный урок, чтобы это никогда не повторялось.
Второе – должно быть стремление к максимальной открытости власти. Вот эта открытость должна быть высокой, нужно правильно объяснять гражданам региона все те действия, которые власть имеет, с которыми она идет к обществу. Никогда не бывает так, чтобы в работе власти не было проблем. Бывает, что приняли неправильное решение, неэффективно среагировали на какую-то новую ситуацию. Власти, и в первую очередь губернатор, должны опираться на людей, должны чувствовать их запрос, понимать, что для общества сегодня очень важно ощущение справедливости. И при этом обращаться к людям за поддержкой, за пониманием, за тем, чтобы общество объединялось над решением каких-то важных для региона задач. Чтобы эти усилия, эти переживания власти были понятны, и тогда уровень доверия будет полноценным. Думаю, что все возможности в омском регионе для этого есть.