Адвокат адвокатской палаты города Москвы Евгений Черноусов, представляющий интересы семьи Ивана Климова, рассказал «СуперОмску», как идет расследование резонансного убийства известного омского боксера.
– Расскажите, как продвигается следствие? Стали ли известны какие-либо новые подробности преступления?
– Уголовное дело об убийстве Ивана Климова и связанное с ним дело по причинению вреда здоровья сейчас расследуются одним следователем. По одному делу – о стрельбе у «Ангара» – предъявлено заочное обвинение Яну Лебедову. Казалось бы, после этого преступления оперативники должны были принять все меры, чтобы задержать этого опасного вооруженного преступника. Но, к сожалению, на тот момент Ян Лебедов был здесь неизвестен. Он проживал в Екатеринбурге, а его родители, как мне стало известно, уехали в Киргизию. Поэтому на выяснение его личности ушло три дня. За это время он улетел в Москву, а затем в Киргизию. Следственно-оперативная группа выезжала в Киргизию, они отследили его до гостиницы. Потом он из гостиницы выписался и исчез, следы его были потеряны. Его, видимо, пристроили родственники цыганской национальности.
Оперативники дважды выезжали в Киргизию, и оба раза Лебедова задержать не удалось. Но конфликт не был исчерпан. Я предполагаю и оперативники предполагают, что убийство Ивана Климова могли заказать родственники Яна Лебедова. В ходе следствия проверили всю подноготную Ивана – больше ни с кем у него конфликтов не было, а без мотива преступления не совершаются. Есть и другие версии, но я их подробно озвучивать не буду.
– Следователи опубликовали портрет предполагаемого убийцы. Как вы думаете, кто был этот человек?
– Убийство было совершено в субботу в жилом секторе. Преступник орудовал ножом и сильно рисковал, гарантий, что наступит смерть, не было. Кто может пойти на такой риск? Подобные преступления обычно совершают исполнители из другого города, даже из другой страны. Приехали на один день, совершили преступление и уехали. Такие преступления раскрывать особо трудно.
– Сейчас волна общественного возмущения по поводу убийства Климова спала. И со стороны кажется, что полиция и следователи с меньшей интенсивностью ищут преступников. Как вы оцениваете работу правоохранительных структур?
– Я положительно оцениваю работу и следственного комитета, и управления внутренних дел. Работа идет. Я вижу, что здесь задета честь сотрудников правоохранительных органов. Другое дело, что излишняя закрытость правоохранительных органов сыграла отрицательную роль: у людей складывается впечатление, что все забыто.
А общественность в этом деле могла бы очень помочь следствию. Вы думаете, после того как Лебедова объявили в международный розыск, сотрудники киргизской милиции начали его активно искать? Нет. Они подошли к этому формально. А когда его задержали? Его задержали после того, как по телевизору показали программу «Пусть говорят». Я знаю, что и в Бишкеке люди смотрят эту передачу. Люди увидели фотографию Лебедова, выследили его и сразу сообщили в милицию. Буквально через два дня после передачи его задержали.
– Когда Ян Лебедов будет экстрадирован в Россию?
– Сначала говорили, что экстрадиция данного преступника будет весной. Весна наступила, март, апрель – и ничего не происходит. Все правовые условия для экстрадиции есть, тогда вопрос: в чем задержка?
Этот вопрос требуется задать следственному комитету и тем ребятам, которые непосредственно контролируют процесс экстрадиции со стороны МВД и генеральной прокуратуры. Когда туда [в Киргизию] выезжали оперативники, сложилось впечатление, что их сторона не очень-то готова отдать этого преступника. Сотрудники правоохранительных органов Киргизии сейчас дают такие ответы: «Сначала мы осудим людей за подделку паспортов и приговор вступит в законную силу [а потом будем проводить экстрадицию]». Но когда требуется срочно раскрыть умышленное убийство, то задержек, как правило, быть не должно. Так этот процесс может затянуться до бесконечности. Может пройти еще год, два года, а они по-прежнему не будут отдавать Лебедова России.
Как адвокат, я попробую решить этот вопрос через федеральные органы. Нам сейчас требуется помощь на уровне министерства внутренних дел и генпрокуратуры России. Если такая помощь будет оказана, стороны найдут компромисс и договорятся, как быстрее экстрадировать данного человека.
– Наш губернатор Виктор Назаров заявлял, что взял под личный контроль ход расследования убийства Ивана Климова. Вы обращались к нему за помощью?
– Хотелось бы, чтобы губернатор сам лично обратился к генеральному прокурору России, чтобы процедура экстрадиции ускорилась. Насколько мне известно, у вас уважаемый губернатор и к его обращению должны прислушаться. Если губернатор и общественность подключатся, это дело не рассосется, не затихнет, мы добьемся результата. Раскрывали и более сложные случаи.
– Вы считаете, что экстрадиция Лебедова в Омск значительно продвинет следствие?
– Я считаю, что это поможет следствию дать ответ на вопрос: он организовал это преступление или нет. Эта версия, которая является одной из основных, будет отработана полностью. Я надеюсь, что и наши коллеги из Киргизии поймут, что это дело резонансное и омичи хотят выяснить до конца, причастен ли Ян Лебедов к убийству Ивана.