Алексей Учитель, кинорежиссер

В российский прокат 8 мая вышел фильм Алексея Учителя по повести Захара Прилепина «Восьмерка». Ключевую роль в этой картине сыграл актер омской драмы Алексей Манцыгин. Накануне премьеры в рамках II национального кинофестиваля дебютов «Движение» наш город посетил режиссер картины, который согласился побеседовать с омскими журналистами. И вот о чем.

 

О ФИЛЬМЕ «ВОСЬМЕРКА»

При написании сценария мы сознательно сделали немало изменений повести. У нас многое иначе: другой финал, любовная история глубже.

Я максималист и хочу, чтобы в моем кино все было по-настоящему. Если по сценарию поезд сбивает машину, то значит это и будем снимать, очень редко позволяю себе воспользоваться компьютерными спецэффектами. Например, в фильме «Восьмерка» есть сцена: состав с огромным тепловозом врезается в автомобиль. Мы долго и подробно разбирали эту сцену, высчитывали расстояния. Для съемок привезли пять транспортных средств, похожих на «мерседес» героев. Снимать было не просто. Мы фиксировали сцену из машины, в которой едут ребята. И надо было все сделать так, чтобы, как только они вывернули из-за угла, в этот момент и произошел удар. То нам не хватало секунды, то, наоборот, мы опережали на доли мгновений, и только на пятый раз добились нужного результата. Я так замыслил эту сцену и только такой ее видел, поэтому мне не жалко было тратить на нее столько сил и времени. Важно было передать ощущение, что все происходит с героями здесь и сейчас. В этом смысле, если говорить о документальности, ее надо добиваться, потому что это позволяет достичь и художественности.

 

ОБ АЛЕКСЕЕ МАНЦЫГИНЕ

В Алексее чувствуется прекрасный актерский потенциал. Я много раз вызывал его на пробы в Москву, чтобы он, прежде всего театральный, артист, смог постепенно адаптироваться к киноплощадке, а актерский талант у него есть – это однозначно! Когда он появился на площадке в пятый раз, я был уже на 99,99% уверен в Леше и тогда позвал Захара Прилепина. Для Захара «Восьмерка» – это его личная история, поэтому мне было важнее не  внешнее сходство Алексея с главным героем, хотя оно отчасти есть, а скорее психологическая подоплека.

 

О НОВОМ ФИЛЬМЕ «РОК» И ВИКТОРЕ ЦОЕ

Я затеваю и очень надеюсь, что сниму игровую картину о Цое и без него. Есть у меня такой замысел и даже сценарий. История связана с документальным фильмом «Последний герой», над которым я работал после того, как Цой погиб. Мне тогда довелось встретиться с водителем автобуса «Икарус», который был участником ДТП, произошедшего по вине Вити и закончившегося так плачевно. И у меня тогда возникло желание, которое сохранилось по сей день, – снять фильм об этом водителе, о том, что он испытал, что сделал и почувствовал. Только представьте: приехавшие тогда за телом Виктора его жена, его друг Юрий Каспарян, продюсер Юрий Айзеншпис… Они положили в автобус гроб певца и двое суток все вместе, явно или открыто презирая друг друга, ехали из Латвии, где произошла трагедия, в Ленинград рядом с телом Вити.

 

О ЗАХАРЕ ПРИЛЕПИНЕ

Мы поддерживаем товарищеские отношения, видимся в Москве. Эта загадка, почему он такой, а не другой, и это находит отражение в литературе, которую он создает. Мне нравится его творчество.

«Восьмерка» – второе произведение, которое Захар дал мне почитать лично. Просто так он не стал бы это делать. Наверное, он смотрел мои фильмы, и ему хотелось увидеть свое произведение на экране в моем исполнении. И видимо, это было обоюдное желание – поработать вместе и сделать что-то  общее.

 

ОБ АКТЕРАХ

У меня много любимых артистов, в их числе Женя Миронов, которого я очень люблю. Он в двух моих картинах играл. Но это не значит, что из фильма в фильм я готов снимать своих любимчиков.

Знаменитых актеров нужно снимать так, как они еще никогда не были представлены на экране. Например, известный, хотя и молодой актер Артур Смолянинов пробовался на главную роль в мою «Восьмерку». Но я предложил ему сыграть неожиданный для него образ – Буца, главного бандита. Но Буц – не тупой вор в законе, это намного более сложный персонаж, способный на глубокие чувства. Это и привлекло Артура в роли.

 

О СВОИХ СТУДЕНТАХ – БУДУЩИХ РЕЖИССЕРАХ

Я своим студентам сразу заявил: «Учить или лекций читать – не буду». Они сами учатся: приходят на первый курс и начинают снимать. Я их сразу заставляю делать свои фильмы, а не упражнения. Мне нужно сразу кино: дай сценарий, покажи видеозаявку, а дальше – обсуждаем сценарий, видеопробы, первый материал, монтаж… И за счет этого они практически, а не на словах начинают понимать, что значит быть режиссером. Иногда им везет, и я беру их на съемки моих картин. Вот тогда они, все до одного, занимаются делом: гвозди прибивают, массовку организуют, ассистируют.

 

О ЖЕНЩИНАХ-РЕЖИССЕРАХ

Пока их еще мало в нашем кино, но на мой курс в мастерскую ВГИКа сейчас идет много девочек. Я плачу, когда их вижу – каждую персонально увещеваю, чтобы передумала. Они не слушают, остаются и добиваются неплохих результатов. Сейчас возникла такая новая тенденция. Видимо, мужики уже не выдерживают.

 

О СЕБЕ

Я человек верующий, но не фанатично. Верю в счастливые случайности. Верю, что поддержат. А еще бывает так, что помогает сама природа. Это тоже очень важно. Например, на съемках «Космос как предчувствие» мы долго ждали шторма, без него я не хотел снимать, и природа будто сдалась, устав со мной спорить – разбушевалась не на шутку.

Бывают страшные случаи, когда начинаешь снимать, и все говорят, что у тебя лучшая актриса, а сам ты уже на третий съемочный день понимаешь, что ошибся. Многие не решаются в этом признаться и продолжают. Но если ты хочешь получить действительно высокий результат, то надо прислушаться к своим ощущениям и не побояться изменить эту ситуацию.

 

О РОЛИ УЧИТЕЛЯ

Я никого никогда не учу. Но моя профессия такова, что я обязан быть лидером. Важно то, что ты создаешь, а не то, что ты можешь командовать.

Это, правда, что иногда мне приходится повысить голос во время работы, но это происходит не от того, что мне нравится кричать, а лишь потому, что мне нужен лучший результат. Об этом коллеги уже знают, потому что не только я, но и все, кто меня окружают, мы тратим себя по максимуму.

 

О ПРОФЕССИИ РЕЖИССЕРА

Есть некоторые режиссеры, которые любят посидеть, кофейку, чайку попить, иной раз рюмочку пропустить, потом: «Начали!», «Стоп!» – всех все устраивает. И таких много. Они получают от этого удовольствие, но при этом их совершенно не волнует результат.

– Что самое главное в кино? Мало кто понимает, что в отличие от театра, здесь вы один день снимаете эпизод. И за этот промежуток времени вы обязаны получить гениальный результат. У вас просто нет другого выхода. И даже если сегодня актер придет на площадку в плохом настроении, у оператора заболит спина, а тебе, режиссеру, сообщат что-то плохое, у тебя все равно не будет выбора, потому что уже завтра нужно снимать следующую сцену, а затягивать процесс – слишком дорогое удовольствие. Надо получить максимальный результат уже сегодня. Ты не можешь быть режиссером, если психологически не готов каждый день в течение нескольких месяцев собирать по 200 человек на съемочной площадке. А ведь кроме этого есть еще миллион других проблем, в том числе финансовых, и все они ложатся на тебя. Тут надо умудриться, не сойти с ума, не закричать: «Караул!», не загреметь в сумасшедший дом, а еще успеть снять гениальное кино. Это безумно трудно.

 

О ДЕБЮТАХ

Моя жизнь неразрывно с ними связана. Киностудия «Рок», которую я возглавляю, работает только с дебютными картинами. У нас много новичков: интересных, ярких. Особенно успешным можно назвать прошлый год, когда два наших дебютанта участвовали в каннской программе. Это большая победа.

Мастерская во ВГИКе, второй мой набор курса, это тоже дебютанты – 25 человек: каждый представляет кино по-своему, снимает, дебютирует, растет над собой. Это и для меня очень важно, и я абсолютно искренне говорю – каждый фильм, а особенно для маститого режиссера должен быть, как первый. Если чувствуешь в себе опыт, ощущаешь себя мэтром, значит, погибаешь. Я желаю всем дебютантам, которые находятся в творческом процессе не бояться, а, наоборот, говорить – я вечный дебютант.

 

О ДВИЖЕНИИ

Восемь месяцев назад у меня был последний выходной день. А сейчас я готовлюсь к съемкам нового проекта. И опять та же проблема – нет главной героини. Может, в Омске найдем, ведь я ваш театр теперь знаю лучше многих. Кроме моего нового фильма, мастерской во ВГИКе, есть еще моя киностудия «Рок». К тому же, я еще и президент не самого маленького международного фестиваля документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку». Это все создает в моей жизни постоянное движение. Ко всему прочему я не умею расслабляться. Все время нахожусь в каком-то напряжении. Это не очень хорошо, но в этом весь я. Такой образ жизни. Даже если мне удается раз в два года на неделю вырваться куда-то, чтобы отдохнуть, все, кто со мной близок, знают, через два-три дня мне опять захочется бурной деятельности. Почему так? Думаю, если ты не отдаешься кино целиком, то это не твоя профессия. Это не я придумал. Экран – это лакмусовая бумажка: все становится ясно с первых минут показа. Но если ты не будешь высыпаться, начнешь думать только о работе, забудешь об отдыхе, погрузишься с головой в процесс, тогда может что-то получиться.

Перейти на полную версию сайта