Сергей Кара-Мурза, писатель, социолог

«СуперОмск» обратился к известному московскому писателю, социологу Сергею Кара-Мурзе с просьбой прокомментировать итоги референдума в Восточной Украине. Но комментарий как-то незаметно перерос в небольшое интервью. Тем более интересно, что сегодня мы все в России и на Украине оказались в эпицентре мощнейшей пропагандистской войны. И отличить правду от гипербол становится все труднее. Поэтому непредвзятое мнение серьезного интеллектуала становится вдвойне востребованным. 

Референдумы на Юго-Востоке Украины фактически раскололи эту страну. Чем этот раскол может обернуться для России? 

Сергей Кара-Мурза: Все зависит от того, какой мы выберем алгоритм действий. По моему мнению, России совершенно не нужна открытая конфронтация. В любой форме. Федеративная или нет, Украина все равно вернется в постсоветское пространство, нигде больше она попросту не нужна. Не нужна Европе. Для ослабленной европейской экономики Украина еще один проблемный регион. По сути балласт. Украине нечего предложить Западу.  Все что она может предложить найдет спрос только в рамках постсоветского пространства.  Да и политически киевская власть так себя скомпрометировала, что совсем скоро может лишиться всякой поддержки своих теперешних покровителей. Пропагандистская машина работает не только в США… 

Но сегодня, как никогда, сильна пропаганда против официального Киева. Демонизация киевской власти, конечно, ею заслужена, но на фоне такой обоюдной ненависти сложно искать компромиссы?

Сергей Кара-Мурза: Сложно, но придется. Поймите, вся эта бандеровская пена сойдет.  Во времена потрясений эта муть всегда поднимается на поверхность. Страшно, что убивают людей.  Это чем-то напоминает Россию образца 92-93 годов. Государственный переворот Ельцина, расстрел Верховного Совета из танков. Обгорелые и растерзанные трупы соратников  Хасбулатова и Руцкого. Эскадроны смерти по образцу  «Правого сектора». Все повторяется.  И быстро проходит. Остается здравый смысл и необходимость как-то жить дальше. 

Но многие говорят о возрождении нацизма в новой украинской редакции?

Сергей Кара-Мурза:  Это внешнее сходство атрибутики. А эти украинские ребята просто не знают истории бандеровского движения. Не знают, чем оно закончилось. После войны  бандеровцы действительно  сражались с НКВД, не с армией. А потом уцелевшие сидели в ГУЛАГе, но очень  недолго. Их выпускали в обмен на лояльность и гарантии, что они сами наведут порядок на западе Украины. А теперешние боевики просто переняли атрибутику. Романтику движения, которой, впрочем, и не было. Они тоже, по сути, жертвы пропаганды, только со знаком минус. Марионетки.

Референдум, кажется, ясно доказал, что никакого этнического единства в Украине нет. Запад и Юго-Восток – это разные народы?

Сергей Кара-Мурза: Гораздо более разные народы населяют и Россию. И нам все равно приходится сосуществовать и искать обоюдные, приемлемые компромиссы. То же придется делать и украинским украинцам и украинским русским. Как приходится делать русским русским,  русским татарам, русским чеченцам и русским якутам. Сотням народов, населяющих Россию. 

Вам не кажется, что впервые в новейшей истории России мы, как минимум, не проигрываем информационную войну? Наша пропаганда оказалась не слабее западной?

Сергей Кара-Мурза: Мы хорошо освоили их приемы и перестали бояться. Америка не так сильна, как хочет казаться. Западный мир напоминает истерика, который готов скандалить по каждому поводу и даже махать кулаками. Но все, кроме самых маленьких, уже поняли, что это, так скажем, не очень серьезно. Россия сегодня, может, и слабее Америки в военном отношении. Но нам и не нужно мериться силами. На постсоветском пространстве, на Украине влияние США Россия просто переварит. Тихо и без истерик.       

Крушение однополярного мира? Гегемония США закончилась?

Сергей Кара-Мурза: А ее никогда и не было. Сначала Запад дал Индии, Китаю, Бразилии технологии, просто желая барышей. А эти страны быстро их освоили и стали настолько сильными, что той же Америке их уже не одолеть. Вот она и нападает на слабых и маленьких. Вроде Сирии и Ирака. Что вы хотите – глубоко больное общество. Не может без агрессии.          

Перейти на полную версию сайта