Московский адвокат Евгений Черноусов, представляющий интересы семьи боксера Ивана Климова, дал «СуперОмску» откровенное интервью по поводу решения Генеральной прокуратуры и других компетентных органов Кыргызской Республики о экстрадиции в Россию Яна Лебедова. Защитник также затронул вопросы, связанные с дальнейшим расследованием уголовных дел, возбужденных в прошлом году по факту причинения боксеру огнестрельного ранения в марте и его умышленному убийству в ноябре 2013 года.
Почему омским правоохранителям пришлось ждать восемь месяцев выдачи Яна Лебедова из Кыргызстана в Россию?
Решение Кыргызстана об экстрадиции Яна Лебедова в Россию можно только приветствовать. В данном случае обе стороны – запрашивающая Россия и запрашиваемый Кыргызстан – руководствовалась заключенным между ними еще в 1992 году договором о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Возникшие проблемы по выдаче Лебедова российским правоохранительным органам заключались в том, что после его задержания в декабре 2013 года в Бишкеке выяснилось, что Ян Лебедов совершил в составе преступной группы на территории Кыргызстана еще одно преступление – незаконное приобретение и использование поддельного паспорта, выданного ему киргизскими должностными лицами. Фальшивый паспорт понадобился цыгану, чтобы скрыться от российского следствия и суда и тем самым избежать уголовной ответственности за стрельбу из карабина и причинение боксеру вреда здоровью.
Совершение названного преступления затянуло процедуру экстрадиции Лебедова в Россию. Дело в том, что в упомянутом договоре между Россией и Кыргызстаном указано, что, если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории другого государства, может быть введена отсрочка до окончания уголовного преследования или отбытия наказания. Отсюда следует, что у Яна Лебедова «нежданно-негаданно» появилась реальная возможность, находясь в следственном изоляторе Бишкека, ждать окончания необоснованно затянувшегося расследования уголовного дела киргизскими следователями.
Каким образом удалось все-таки добиться экстрадиции Лебедова?
Следственные и оперативные органы Омска уже пытались ускорить экстрадицию находившегося в розыске преступника, но это им в полной мере не удавалось сделать. Потерпевшей стороной даже просчитывалась ситуации, когда Лебедов в какой-то момент мог вообще исчезнуть из поля зрения как киргизских, так и российских правоохранительных органов. В частности, насторожил тот факт, что сразу после задержания Яна Лебедова в Бишкеке были сделаны заявления омских правоохранителей о том, что экстрадиция Лебедова будет осуществлена весной 2013 года. Однако в действительности произошло то, что ни весной, ни в начале лета он не был выдан в Россию для расследования совершенного им огнестрельного ранения Климову.
При таких обстоятельствах нельзя было больше «ждать у моря погоды». В связи с чем были предприняты меры по недопущению необоснованного затягивания процедуры его выдачи из Кыргызстана в Россию.
В связи с чем мною, председателем президиума общественной организации «Офицеры России» Антоном Цветковым и другими общественными активистами были приложены усилия к тому, чтобы на телеканале «Россия 1» в ток-шоу «Прямой эфир» была поднята тема затянувшегося расследования уголовного дела и проблемы по выдаче в Россию для проведения следственных действий находящегося в Киргизии Яна Лебедова. В целях ускорения экстрадиции были инициированы, а затем подготовлены и направлены коллективные обращения жителей Омской области президенту России Владимиру Путину и председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Аналогичные обращения направлены президентом Омской региональной общественной организации «Федерация бокса Омской области» Кириллом Подольским депутату Государственной думы Российской Федерации, члену комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Николаю Валуеву, а от жителей Омской области – депутату Государственной думы Российской Федерации, заместителю председателя комитета по конституционному и государственному строительству Вадиму Соловьеву с просьбой оказать содействие по выдаче из Киргизии в Россию обвиняемого Яна Лебедова.
Нет сомнений в том, что совместные действия Генеральной прокуратуры и СК России, руководителей омских правоохранительных органов, СМИ, депутатов Госдумы и общественных активистов способствовали тому, что компетентные органы Кыргызской Республики приняли решение об экстрадиции Яна Лебедова в Россию.
Какие действия будут предприняты потерпевшей стороной по уголовным делам после того, как Ян Лебедов будет доставлен в Омск?
Прежде чем ответить на вопрос, хотелось напомнить известное выражение французского писателя и просветителя Франсуа Вольтера: «Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость». Поэтому в своем ответе ограничусь тем, что потерпевшая сторона будет всячески содействовать следствию по установлению и сбору доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона посредством заявления ходатайств по проведению следственных действий, в том числе с участием обвиняемого Яна Лебедова, к примеру, проверка показаний на месте. Кроме того, запланировано ознакомление с результатами проведенных в ходе следствия различных экспертиз.
От чего теперь будет зависеть успех расследования?
Относительно проверки причастности Яна Лебедова к убийству Ивана Климова. Как полковник милиции в отставке, проработавший более тридцати лет на следственно-оперативной работе в милиции, в том числе после окончания Академии МВД СССР в Главном управлении уголовного розыска МВД СССР и России, полагаю, что по данному уголовному делу, прежде всего, должны проявить себя как профессионалы своего дела сотрудники уголовного розыска. От их усердия и активности будет зависеть результат по раскрытию названного убийства.
Безусловно, после экстрадиции Лебедова и получения возможности проведения с ним допросов, очных ставок, следственного эксперимента и других возросли шансы у сотрудников следственно-оперативной группы по установлению виновных, организовавших и совершивших убийство Ивана Климова.
С учетом своего многолетнего практического опыта и имеющейся следственно-судебной базы считаю, как и омские правоохранители, что наиболее перспективной является версия о возможной причастности Яна Лебедова и его окружения к организации убийства Климова. В этой связи необходимо в полном объеме и особенно тщательно проверить данную версию, чтобы окончательно убедиться, причастен или не причастен Ян Лебедов к убийству боксера.
Как вы прокомментируете версию следствия, что к организации и убийству Климова могли быть причастны криминальные группировки Омска?
Для выдвижения данной версии необходимо было получить оперативную информацию или доказательства предшествовавшего убийству конфликта по поводу сфер влияния между какой-то преступной омской группировкой и Климовым, который – по этой версии – должен был входить в другую преступную группировку. Поскольку, если нет конфликта, нет и преступления. Однако за девять месяцев расследования уголовного дела по факту умышленного убийства боксера никаких оперативных данных или достоверных доказательств о каком-либо конфликте Климова с кем-либо из криминальной среды не получено. Если бы такие сведения были получены, то преступление было бы раскрыто в течение одного месяца. Такую информацию невозможно было бы скрыть в г. Омске. Полагаю, что о существовании данной версии было озвучено по причине того, что недопустимо правоохранительным органам проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по одной версии.
Друзья или родственники Лебедова пытались установить с вами контакт?
Никто из друзей и родственников Лебедова не пытался со мной установить какой-либо контакт. Как адвокат я избегаю каких-либо контактов с противоположной стороной – этому правилу меня научила жизнь. Я и родители Ивана увидели в первый раз сестру Яна Лебедова только в начале июня 2014 года в ходе съемок на телеканале «Россия 1» в ток-шоу «Прямой эфир». Мне известно, что перед съемками в помещении телестудии сестра подходила к матери Ивана Климова и в присутствии других людей они перебросились несколькими словами. После чего был словесный спор между ними во время съемки.
Вам известно, как изменилась жизнь семьи Климовых после трагедии?
При общении с родителями я каждый раз вижу, как сильно они переживают, что трагически оборвалась жизнь их сына. Друзья Ивана постоянно общаются лично и по телефону с отцом и матерью Ивана и оказывают им всяческую помощь. Они стараются помочь следствию раскрыть убийство. Боксерское сообщество оказало и оказывает моральную поддержку, они также в большей части взяли на себя материальные расходы, связанные с оказанием юридической помощи потерпевшей стороне. Без проблем были собраны подписи для коллективных обращений в различные организации по ускорению экстрадиции в Омск Яна Лебедова и активизации работы по раскрытию убийства.
Каков на сегодня правовой статус Яна Лебедова?
Яну Лебедеву заочно было предъявлено обвинение за совершение огнестрельного ранения Ивану Климову, после чего он был объявлен в международный розыск. В связи с чем на сегодня у него статус обвиняемого. По прибытию в Омск ему будет перепредъявлено обвинение по этому преступлению, по какой статье УК – время покажет. Отбыл ли Лебедов полностью наказание за подделку документов в Киргизии, мне точно неизвестно.