Отчаявшись получить хоть какой-то внятный комментарий от омских юристов по «делу Олега Шишова (омские жрецы и жрицы Фемиды, услышав просьбу прокомментировать проблемы, начинают как-то странно мычать или вовсе немеют), «СуперОмск» решил поговорить на эту тему с известным политиком, депутатом Госдумы Олегом Смолиным. Олегу Николаевичу в отличие от наших «юриспрудентов» хватило отваги пообщаться на предмет банкротства НПО «Мостовик» и уголовных дел, возбужденных против Олега Шишова. Изложение этой беседы наша редакция предлагает своим читателям.
- Кому нужно, чтобы Шишов разорился?
Олег Смолин: Во-первых, очень жаль, что Омская область потеряет одну из самых успешных компаний и не только в нашем регионе, но и в России. Проблема «Мостовика» – это наглядный пример неудачи российского бюрократического капитализма. Сочинская олимпиада стала проблемой для российского бизнеса. Государство просто не рассчиталось или рассчиталось в неполном объеме с предпринимателями, возводившими олимпийские объекты. Олимпиада оказалась в разы дороже предполагаемых затрат. Слишком дорого, возможно, всему виной откаты. И, как я понимаю, бизнесменам-строителям обещали компенсировать все затраты. Под эти обещания они набрали кредитов, а вот отдать их не смогли. Отсюда банкротства. Парадоксальная ситуация – предприниматели вынуждены реализовывать государственные интересы, борясь с государством. Так что уместен вопрос не только кому нужно, а почему это происходит.
- Чем это обернется для региона?
Олег Смолин: Прямые потери, насколько мне известно, составят 2 млрд рублей и 6 млрд составят непрямые потери. Бюджет области 60 млрд, и от прошлой губернской власти осталось 17 млрд долгов. Арифметика самая наглядная. Социалка в регионе упадет существенно: не стоит забывать, что средств к существованию лишатся и тысячи работников «Мостовика», и это тоже серьезнейшая социальная проблема. Губернатору Назарову и мэру Двораковскому просто необходимо создавать рабочую группу по проблеме «Мостовика». Это еще одно парадоксальное российское явление, когда законные интересы правоохранителей конфликтуют с законными экономическими интересами региона. Закон должен защищать здравый смысл, а не противоречить ему.
- Циркулируют настойчивые слухи, что к банкротству «Мостовика» якобы причастен могущественный глава Сбербанка Герман Греф, можете прокомментировать эту версию?
Олег Смолин: Разумеется, что никаких публичных данных на этот счет не существует. Но Греф уже купил 20% «Мостовика» и активно лоббирует строительство моста в Крым именно «Мостовиком». Недавно на семинаре в Крыму Греф сказал, что главная проблема России – это не коррупция, взятки откаты, а неэффективное управление. Персоналии. Поэтому…
- Посадят ли Шишова?
Олег Смолин: Я не видел дела, но если угодно… Мой прогноз – если в деле Шишова есть политическая составляющая и если за всем этим процессом стоит серьезная фигура, то, возможно, посадят по-настоящему. Если это просто обычная работа правоохранителей, заинтересовавшихся работой «Мостовика», то будет условный срок или оправдательный приговор.
- Олег Шишов при бывшем губернаторе слыл абсолютно непотопляемым. Получается, лишившись «крыши», наш омский олигарх стал так уязвим?
Олег Смолин: В России бизнес сращивается с административными или правоохранительными структурами. И, разумеется, в случае с «Мостовиком» поддержка Полежаева была очень существенной. Теперь без этой поддержки, или, если угодно, «крыши», Шишов действительно стал уязвим.
- Почему губернатор Назаров не пытается спасти «Мостовик»?
Олег Смолин: Губернатор Назаров оказался, думаю, даже не по своей инициативе в очень сложных отношениях с руководителями силовых структур в регионе. После Меренкова и Гамбурга ему сложно как-то не то чтобы повлиять, а попытаться поискать некий компромисс с силовыми структурами. Вот в случае с «Мостовиком» Назаров, обжегшись на молоке, дует на воду.
- Если правоохранители будут и дальше «рыть» под Шишова, могут ли они дорыться до Полежаева, ведь в свое время они позиционировались, как в старой песне – «русский с китайцем – братья навек»?
Олег Смолин: Это уже из области гипотез, а я гипотез не сочиняю, все-таки не Исаак Ньютон. Но если дело Шишова – это вопрос политики, а не только чистой юриспруденции, то… все возможно. Хотя, как показывает российская правоприменительная практика, отставников у нас не трогают.
- Банкротство, скандал, уголовное преследование – и вдруг «Мостовик» преспокойно всплывает в другом регионе… С 80 млрд оборотного капитала и 1 млрд долга. Возможен такой фокус?
Олег Смолин: Надеюсь, что нет. Но самое плохое, что может произойти с этой некогда очень успешной компанией, – ее распродадут по частям.