Криптовалюты

Доллар - 92,13

Евро - 98,70

Тенге - 0,20

Интервью4432

Александр Баргман

Александр Баргман

Ментовские сериалы, насилие, «Камеди клаб» – вот в чем разврат. И оставьте в покое театры, они живут своей жизнью, не надо их трогать и тем более ограничивать. Что за «псевдоэстетизм» возник у нас в стране?!

Родился в Душанбе, В 1991 году был принят в труппу Александринского театра. К 35 годам сыграл значительную часть лучших мужских ролей мировой драматургии (дважды Гамлета). Лауреат и обладатель множества наград. Один из создателей и художественный руководитель Санкт-Петербургского «Такого театра», главный режиссер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. В 2012 году поставил в омском драмтеатре спектакль «Лжец» по Карло Гольдони. Сейчас ведет репетиции спектакля «На чемоданах» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина. Премьера назначена на январь 2015 года.

 

Почему вы остановили свой выбор именно на этой пьесе?

Омская труппа – труппа особенная, отборная, сильная, по-настоящему мыслящая в профессии, и после «Лжеца» остались определенные артисты, с которым я не успел поработать, но очень хотелось. Искал материал долго, и вдруг, как-то неведомыми тропами, вспомнил про Ханоха Левина, а по этому драматургу я давно хотел что-то сделать. Открыл интернет, поискал, что у него есть и прочел эту пьесу. И понял: это оно. Я рад, что на этот раз участвуют артисты старшего поколения, с которыми я мечтал поработать: Валерий Алексеев, Валерия Прокоп, Моисей Василиади. Для меня это пьеса трагикомична, а артисты драмы настолько натренированные и мощные, что для них острота в жанре – дело известное, они могут этим жонглировать.

С уверенностью скажу, что мы не ошиблись в выборе этой пьесы. Мой отъезд состоится 10 ноября. Надеюсь, что мы успеем собрать весь спектакль в комнате. Затем я уеду, вернусь 12 января, и мы сразу пойдем на выпуск. Премьера намечена на 31 января.

Учитывая, что вас так долго не будет, мозаика не распадется?

Есть опасность. Но мы все заинтересованы, чтобы она не распалась.

В чем сейчас загвоздка репетировать полноценно?

Дело в том, что сейчас в драме идет репетиционный период другого спектакля (Прим.ред.: "Казимир и Каролина" Эдена фон Хорвата, режиссер: Вячеслав Ямбор. Премьера: ноябрь 2014 года). Я только вылавливаю актеров (смеется). Подготовка планомерная невозможна, поскольку то одного артиста нет, то другого. И пьеса очень мозаичная, в ней около 30 маленьких картин и герои кочуют из картины в картину. Поэтому каждая репетиция уникальна. Но в этом театре у нас существует взаимная влюбленность с артистами, которые настолько в своей профессии, настолько сильны во всех возрастах и ампула.

Как сложно бывает настроиться с актерами на одну волну? Речь не об омской драме, а в принципе: как происходит слияние режиссера и неродной труппы.

Иногда столько усилий требуется, чтобы завоевать доверие артистов. У меня были трагические случаи, когда огромное количество энергии надо тратить, чтобы вытащить артиста из скорлупы и влюбить в свой замысел. В омской драме этого не происходит, здесь и так все готово.

Меня много в жизни подвергает в уныние, но пьеса такова и артисты таковы, что нам очень хорошо вместе. Есть некое предчувствие трагической клоунады. Мы понимаем, что мы играем, понимаем некий закон грустного цирка.

Расскажите: что за пьеса такая – «На чемоданах»?

В этой пьесе есть восемь похорон, 22 действующих лица, «медвежий угол», в котором люди умирают или который покидают. Это история нескольких семей, героев, которые пытаются сделать шаг за пределы этого «медвежьего угла», у кого-то получается, у кого-то нет в силу малодушия, трусости, боязни чего-то изменить. То, что происходит в пьесе, это попытки исхода: в лучший мир, на тот свет, в другую страну, где тоже не будет никакого счастья. Там масса юмора, потому что каждый персонаж очень острый. Это беспощадная пьеса, каждая из сцен невероятна остра. И я даже не знаю, в каком театре велся бы такой диалог, было бы такое понимание и доверие.

Есть совсем немного трупп такого уровня как омская драма, а может, и нет такого. Я не знаю, как это здесь произошло. Когда я прихожу на репетиции, а актеры знают текст и за 20 минут до начала уже костюмах – это не просто так. Есть такие театры, когда ждешь артиста полчаса, а он потом говорит что-то про пробки и на твоих глазах впервые вынимает текст. В омской драме есть культура театрального бытия. Артисты знают, где они работают и очень ценят это.

Раз мы поговорили об омских актерах, скажите пару слов и об омских театралах

Омская публика невероятная: театральная, воспитанная, теплая, отзывчивая, взыскательная и по-хорошему прикормленная. Здесь я не делаю никакой скидки, здесь нет провинции. В Санкт-Петербурге есть театры, которые можно назвать провинциальными по сравнению с Омском. Здесь воспитанный театральный зритель с большим сердцем и большим откликом. Никаких компромиссов.

Какие проблемы возникают перед современным театром?

Главная проблема – когда правительство и чиновничий аппарат навязывает театрам, как им жить. Недавно я с этим столкнулся. В Санкт-Петербурге, Комитет по культуре, к которому я отношусь с большим уважением, вдруг решает объединить под одной крышей несколько театров в одно объединение. И эти изменения проходят под флагом оптимизации. Сейчас, если вы откроете блог петербургского театрального журнала, и почитаете статьи, то увидите, что это просто уничтожение театров. Зачем соединять вместе эти несоединимые коллективы, у каждого из которых есть свой зритель? Причем предлагать им странное помещение не в центре Петербурга, где даже не сделан ремонт. В итоге, эти театры должны стать неким синклитом и им предлагается играть на сцене по очереди. Я не понимаю логики, для чего это делается. Я не понимаю закона оптимизации. Мы проходили это в 30- годах и театры просто умирали. Кстати, первым на этот закон откликнулись тюменцы: они объединили Филармонию, Тюменский драматический театр, Тобольский театр, Театр кукол и какой-то ДК. Сейчас это единая организация. Это бессмысленное хамство в Год культуры. Не поддержать, не создать ячейку для развития уникальных коллективов, а в один «салат» их сгрести и уничтожить. Такие перемены сказываются на здоровье людей, на их моральном состоянии, и главное – на невозможности творить. Почему это делается – не знаю. Отмываются деньги? Вряд ли. Сегодня, на мой взгляд, существует уже зримая война чиновничьего аппарата и театров, государственных и нет.

Кроме всего прочего, театральную культуру пытаются обескровить цензурой. Театрам прописывают, что они должны делать, а что нет.

Слова «должен» и «театр» несоединимы для меня. Театр ничего никому не должен. Режиссер и его команда – никто и пальцем не может коснуться их зоны. Законы, связанные с матом и курением, пуританские, не имеющие никакого отношения к воспитанию и образованию. Это мое мнение. Зачем трогать живые коллективы? Вы лучше перестаньте показывать по телевизору расчлененку и бездарные ментовские сериалы, которыми запичкана наша провинция. Менты, насилие, «Камеди клаб» – вот в чем разврат. Может лучше сделать 15 каналов культуры и заниматься ее продвижением, а не уничтожением? И оставьте в покое театры, они живут своей жизнью, не надо их трогать и тем более ограничивать. Что за «псевдоэстетизм» возник у нас в стране. Лучше бы пенсии подняли.

Давайте вернемся к «Лжецу», омский зритель полюбил этот спектакль, чувствуется, что он надолго укрепился на омской сцене. Что режиссеру необходимо вложить в работу, чтобы постановка быстро не изжила себя?

Есть спектакли, которые я закрывал, потому что они уже выдохлись. Есть спектакли – мои ошибки, где что-то не сложилось, и если бы эти спектакли не шли – я бы не жалел. У каждого спектакля своя жизнь. Спектакль не будет стареть, когда внутри него настоящая пьеса. А настоящая пьеса всегда современна. Омский «Лжец»  пусть живет (смеется).

Как создается долговечность? На уровне сговора, репетиций, когда появляется своя атмосфера. Мы проговариваем какие-то вещи, которые для нас важны. Или не проговариваем, а молчим, но не просто так, а про что-то. Это и держит спектакль. Когда я сам играю, то оставляю для себя какой-то коридор для импровизаций. Когда ставлю спектакль – стараюсь, чтобы не было «болтов», ничто не было закреплено намертво. Я хочу, чтобы мой артист дышал.

Вы являетесь не только главным режиссером Театра имени Комиссаржевской, но и руководителем «Такого театра». При вашей насыщенной жизни и постоянных гастролях, как успеваете с ним работать?

 «Такой театр» всегда переживает сложные времена. Поскольку мы не государственный театр и у нас нет финансирования, мы ставим спектакли, делаем фестивали и гастролируем на выигранные гранты. У нас по-прежнему нет своей сцены, мы играем на арендных условиях чужих площадок. Те деньги, которые зарабатывают артисты, нельзя называть деньгами, поэтому это театр для радости, для встреч. Но сейчас действительно стало сложнее, поскольку у меня возникла Коммисаржевка, где с весны я служу главным режиссером.

Мне очень повезло, я не думал, что буду режиссером. Да и не режиссер я, а сочинитель. Но очень рад, что мне удается этим заниматься. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска и Омской области

Опубликован график отключения горячей воды в Омске

Сегодня 13:46

980

Студенты базовой кафедры «Газпром нефти» смогут получить сразу две профессии

Сегодня 13:15

167

Алексей Чванов назначен заместителем председателя Сибирского банка Сбера

Сегодня 13:00

162

Стал известен список объектов под благоустройство в районах Омской области

Стал известен список объектов под благоустройство в районах Омской области

27 марта 2024 20:01

17687

Подтвердить подлинность профиля на «Авито» через Госуслуги стало еще проще

Подтвердить подлинность профиля на «Авито» через Госуслуги стало еще проще

17 апреля 2024 11:59

6697

В Омске стоимость проезда на маршрутке достигла 40 рублей

Сегодня 12:13

529

Виталий Хоценко выехал в населенные пункты Омской области с риском паводка

Сегодня 11:28

408

Омичи стали чаще пользоваться юридическими услугами онлайн

Сегодня 09:57

384

В Омске появился список жилых домов на снос для строительства нового микрорайона под глиссадой

Вчера 21:38

6654

В Омской области собирается в отставку председатель суда с 12-летним стажем

Вчера 21:31

1903

На каких дорогах Омска в 2024 году нанесут разметку термопластиком?

Вчера 21:21

1019

При благоустройстве в центре Омска вскрыли царскую кладку

Вчера 21:01

1557

Подрядчик по нанесению дорожной разметки термопластиком в Омске поделился планами

Вчера 20:03

996

Омский производитель меланжа запускает работу новой птицефабрики

Вчера 19:16

1150

Гороскоп от Елены Кочановой-Сорокиной на 26 апреля 2024 года

Вчера 19:00

1216

В Омской области на всех женщин оказалось слишком мало мужчин

Вчера 18:59

9143

Омская область «омолодила» свой стенд на выставке «Россия» в Москве

Вчера 17:52

1156

Мэр Омска Шелест сообщил о появлении мецената у гимназии № 139

Вчера 15:14

1271

Tele2 запустила удобную функцию для бизнес-клиентов, работающих в нескольких регионах

Вчера 15:09

1090

Минздрав назвал самые распространенные виды рака в Омской области в 2023 году

Вчера 14:29

1113

Назван источник пожара и черного дыма в северной промзоне Омска

Вчера 12:42

3597

Потомки ставят памятники упраздненным в СССР омским деревням

Потомки ставят памятники упраздненным в СССР омским деревням

05 января 2023 19:02

173224

Кто может приобрести запланированные к продаже АЗС «Юнигаз» в Омске?

Кто может приобрести запланированные к продаже АЗС «Юнигаз» в Омске?

28 февраля 2024 21:02

31365

В промзоне Омска произошел пожар со взрывами

Вчера 12:15

3247

Губернатор Виталий Хоценко провел заседание штаба по газификации Омской области

Вчера 12:05

1203

Западносибирские нефтетранспортники признаны лучшей социально эффективной организацией

Вчера 11:40

1108

В мэрии Омска принято громкое кадровое решение

Вчера 10:30

1256

«СуперОмск» поздравляет Наталью Старовойтову с днем рождения

Вчера 10:27

923

В Омске с 25 апреля выросла стоимость проезда на почти 40 маршрутах

Вчера 08:19

2005

Косметология «Евромед» переехала в новый корпус

Вчера 06:30

1251

«Стройбетон» омского застройщика Золотова дал рекордную прибыль

24 апреля 2024 21:27

1758

Омская кошка Аделла лишилась гниющей лапки в опарышах, но нашла дом и не считает себя инвалидом

24 апреля 2024 21:04

1763

Иртыш в Омске стал опускаться после рекордного подъема

24 апреля 2024 20:33

3930

Омскому «Омскоблводопроводу» заблокировали счета и хотят банкротить за налоги

24 апреля 2024 20:10

1819

Мэр Омска Шелест вывел подчиненных на уборку мешков с мусором после субботника

24 апреля 2024 19:33

2306

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Всплыла причина высадки тополей в Омске во времена СССР

Всплыла причина высадки тополей в Омске во времена СССР

08 марта 2024 20:10

32147

Появился график ремонта 477 дорог в Омске

Появился график ремонта 477 дорог в Омске

08 апреля 2024 11:57

12701