Сергей Баловин, художник, автор проекта «Натуральный обмен», возглавляет топ-5 людей, «которые отказались от денег и не умерли», по версии журнала Forbes.

Омск посетил известный художник-путешественник Сергей Баловин, возглавляющий топ-5 людей, «которые отказались от денег и не умерли», по версии журнала Forbes. Автор проекта «Натуральный обмен» рисует портреты всех желающих  в обмен на полезные вещи, одежду, авиабилеты или обед. От денег Баловин отказался пять лет назад и уже успел посетить 36 стран. Художник нарисовал более 5000 портретов, расплачиваясь ими за еду, жилье и перемещения. Сейчас молодой художник гостит в городах Сибири и Урала. В нашем городе Баловин рисовал омичей в кофейне Skuratov Coffee.

Расскажи, как ты к нам попал?

Сергей Баловин: Благодаря Василию Неверову (Прим. ред.: посол «Живого журнала» в Омске). Пару лет назад мы познакомились в Москве, Вася позвал меня в Омск. Не прошло и двух лет, и я здесь (смеется).

Ты постоянно в полосатой одежде. Откуда такая любовь к тельняшкам, это ведь продуманный стиль?

Сергей Баловин: Мне надарили довольно много одежды, и теперь она просто хранится: часть в Шанхае, часть в Воронеже. Удалось одеть многих своих друзей. А в тельняшке удобно, и это такой визуальный ход – узнаваемость.

И шляпа тоже?

Сергей Баловин: Ну да. Шляп уже штук 20 подаренных, они периодически теряются или просто меняются.

В этом году твоя конечная точка – Воронеж, будешь там отмечать Новый год?

Сергей Баловин: Да. Пару раз в год получается заезжать в родной город. Хотя, когда я в первый раз в 26 лет уехал в Китай, то отсутствовал целый год. В Россию вернуться не мог, иначе бы забрали в армию.

«Меня депортировали из Китая. Оказалось, что просрочен коридор въезда».

Когда ты едешь в новый город или страну, ты предварительно их изучаешь?

Сергей Баловин: Совсем нет, принципиально. Мне интересно приехать, совсем ничего не зная, даже про погоду. Хотя вот ехал в Сибирь из Таиланда, конечно, понимал, что тут холодно. Кинул клич «получи портрет» накануне в Бангкоке – подарили легкую одежду. Потом в Красноярске одели, в Новосибирске «доодели», и вот я уже полностью упакованный.

В каждом городе есть определенный культпоход?

Сергей Баловин: Нет. Я не очень люблю ставить задачи, посмотреть в каком-то городе достопримечательности. У меня нет цели – что-то посмотреть. Если мне подарили за портрет билет в музей – иду в музей.

А бывает такое, что где-то увидел рекламу события и загорелся пойти?

Сергей Баловин: Ну, я не зацикливаюсь на этом. Было раз – я увидел в Берлине рекламу концерта «Аукцыон». Как раз приехали ТВ-шники, и я предложил им нарисовать кого-то из группы для сюжета. Им идея понравилась, они связались с продюсерами, я нарисовал Олега Гаркушу и попал на концерт. Захотелось – и нашлось решение.

Часто рисовал каких-то известных людей?

Сергей Баловин: Бывало. Артемий Лебедев, Татьяна Веденеева из передачи «Спокойной ночи, малыши», певец Андрей Запорожец, топовые блогеры, министр финансов Швейцарии.

А где ты встретил министра?

Сергей Баловин: В последние полгода в Шанхае я по конкурсу попал в люксовую арт-резиденцию для художников. Это своего рода визитная карточка Швейцарии в Шанхае. И вот там я познакомился с министром финансов Швейцарии, вот так все просто.

«У меня нет цели – исчерпать список стран и объехать весь мир. Даже то, что «кругосветка» – это просто название для галочки. Если говорить умным языком – это исследование границ свободы».

Постоянные перелеты и переезды, они придают тебе энергии или, наоборот, отнимают?

Сергей Баловин: И так, и так. Я не могу долго сидеть на месте, если засиживаюсь – это сразу чувствуется, мне становится некомфортно. С другой стороны, когда много путешествуешь – устаешь и от этого. Нужен баланс: два месяца сидишь, два месяца путешествуешь.

Были места, где хотелось остаться?

Сергей Баловин: Шанхай. Но я понял, что проект дает возможность совершить путешествие вокруг света и нельзя ее упускать. Надо действовать, пока есть интерес, пока это ново и необычно и, в конце концов, пока никто не перетянул эту эстафету на себя.

Часто люди просят инструкций, как сделать то, что сделал ты?

Сергей Баловин: Часто. И люди хотят именно готовых инструкций. И им говорю: «Читайте блог, я там все написал». А блог читать не хотят. Как объяснить, что здесь нет рецептов? Можно просто сказать: «не надо бояться», но это только слова.

В чем главная «фишка»: отказаться от денег, путешествовать или рисовать портреты всем желающим?

Сергей Баловин: В свободе от ценника, от которого часто зависим художник. Если занимаешься искусством, приходится думать и о продаже, и о рынке. Или заниматься другой работой, а искусство превращать в хобби. Последнее для меня неприемлемо. В один момент я просто устал, что все существует по законам рынка, и отказался от него. 

Сейчас весь мир сходит с ума из-за скачков валюты. Как ты смотришь на эту суету?

Сергей Баловин: Все это грустно на самом деле. Я понимаю, что это не лучшим образом скажется на людях. Я в какой-то степени от этого защищен, на моем проекте и образе жизни перемены в экономике никак не отразятся. Но вот меня не радуют новости о политике, кажется, что все зашло слишком далеко, в России в частности.

Успеваешь следить за новостями?

Сергей Баловин: Да, особенно, когда на Украине началась эта история, я переживал, следил, потому что у меня много там друзей и даже родственников. Меня прекрасно там встречали, я объехал всю страну. Там просто взяли и стравили людей… Сейчас я перестал это читать. Даже с самыми страшными вещами рано или поздно начинаешь мириться.

А книги успеваешь читать?

Сергей Баловин: Тоже успеваю. Сейчас, правда, гораздо меньше, и так большой поток информации: события, люди. Ты с человеком общаешься, он тебе рассказывает полжизни, и таких людей очень много. Когда я сидел в Китае, много прослушал аудиокниг, в том числе и Достоевского, Бунина, Тургенева, Солженицина.

«Сейчас мне подарили книжку парня, который менял скрепку на остальные вещи. Интересная, маленькая книжечка».

Сергей Баловин: Люди разные – и внешне и внутренне. Мне проще в России, в Украине. В странах СНГ, где говорят по-русски. Просто о проекте больше информации на русском языке. За границей сложнее. Вообще у меня мнение о странах и городах очень субъективное, оно складывается от того, каких людей я там встретил и как встретили меня.

А есть страна, куда ты ни в коем случае не вернешься?

Сергей Баловин: Нет. Практически везде было хорошо. В Индии было непросто, но я не буду зарекаться, что не вернусь туда. Просто где-то было менее доброжелательно, где-то – более, кто-то встретил гостеприимно, кто-то – не очень. Европейцы похолоднее, в плане гостеприимства им есть чему поучиться у нас. Я часто сравниваю Россию с другими странами, понимаю, что мы где-то находимся посередине между Востоком и Западом, но ближе все-таки к Востоку.

Последние годы ты рисуешь только портреты?

Сергей Баловин: Практически да, хотя бывают исключения. Я делал в Китае остановку на три месяца, два из которых я писал серию, которая познакомит людей с моими путешествиями. Я решил сделать серию работ, каждая из которых будет посвящена отдельной стране. Это будут копии с фотографий, которые я делал на телефон. Если просто распечатать фото и сделать выставку – то получится обычный дорожный отчет. Мне стало забавно и интересно посмотреть, а воспримут ли всерьез, если я представлю это в виде живописных полотен. Ну и начал такую реалистическую серию – холст, масло. Всего я объездил 36 стран, значит, будет 36 работ, сделать успел около десяти. Скажем так, это из разряда: «Если вы думаете, что художник не умеет рисовать, то смотрите-ка, умеет».

Да, я читала критику в твой адрес. Что ты используешь один жанр, один метод и больше ничего не умеешь.

Сергей Баловин: Хорошо, что критика есть. Иногда и меня она побуждает задуматься, и порой делаю вывод, что люди правы в своих замечаниях. Недавно Татьяна Толстая в интервью с Познером сказала, что ей неинтересно современное искусство, потому что единственный его месседж в том, что искусства нет, оно умерло. Отчасти она права, но я бы не стал все под одну гребенку… Очень много «воды» стало в искусстве, но есть и интересные явления.

Часто кто-то хочет поехать с тобой?

Сергей Баловин: «Набиваются» в спутники часто, а вот едут немногие. Чаще пишут просто абстрактные предложения: «Давай я с тобой поеду». А зачем? Мне интересен спутник, который сможет меня чему-то научить, а не просто мне на хвост сядет. Тем более мне сразу приходится решать достаточно проблем, каждый раз сообщать, что я приеду не один, а значит это в два раза больше жилья. А если говорить спутнику, чтобы он сам справлялся – смысл ехать вдвоем? Был интересный опыт – ко мне приехал путешественник на велосипеде, Руслан Майборода, привез мне велосипед и мы поехали. Из Стамбула по Греции, Македонии, Албании и Черногории. Просто обозначили маршрут и поехали. Сначала, правда, хотели в Рим попасть, но решили, что там слишком туристические места и гораздо интереснее свернуть в Албанию и Македонию. Получилось интересно, для меня это было не столько путешествие в Грецию или Турцию, а путешествие в своего спутника человека. Он успешный бизнесмен, кстати.

Тебе одинаково комфортно и одному, и вдвоем, и в толпе?

Сергей Баловин: Ну да. Порой нужно одиночество, чтобы, например, блог написать. Но я быстро начинаю скучать без людей.

«Есть много людей, которых я люблю и с которыми стараюсь видеться».

Как ты справляешься с внезапными желаниями? Вот, например, сидишь вечером, что-то делаешь и внезапно захотелось сыра, как быть?

Сергей Баловин: Я стараюсь не циклиться на этом. В данном смысле да, моя свобода ограничена, я не могу сходить в магазин. Могу в блог написать: «захотелось чего-то за портрет».

А вообще деньги все-таки когда-нибудь берешь?

Сергей Баловин: Были моменты исключений, но не часто. Да и не требуется это.

А как со здоровьем?

Сергей Баловин: Видимо, когда ты путешествуешь, организм понимает, что нельзя болеть (смеется).

А если зуб заболел? Зубную боль же долго не вытерпеть.

Сергей Баловин: Еще до проекта у меня был целый курс стоматологии в обмен на портреты.  Причем, врачи сами предложили. Хотя недавно с зубами была проблема, я никому не предлагал обмен, а просто заплатил деньги, которые пришли необычным образом. Мне одновременно подарили авиабилет разные люди. Точнее, на один билет выделили сумму денег, и сразу нашлось, куда их пристроить. Я отношусь к этому легко – пришли деньги, значит, придется куда-то их потратить.

Ты очаровательный молодой человек, поклонницы часто пишут?

Сергей Баловин: Достаточно часто, но всех-то с собой не увезти (смеется).

Тебе можно оставлять заявки на сайте, через форму: «в обмен на портрет предлагают то и то». По какому принципу ты отбираешь приглашающих?  Вот несколько человек позвали тебя на обед или ужин, как выбрать?

Сергей Баловин: Смотрю по времени, смотрю, интересный ли человек, что написал о себе. Если просто заполнили форму и поставили галочки – отвечаю только общим посланием. Хочется же встретиться с интересными людьми.

А много заявок приходит, когда становится известно, что ты посетишь какой-то город?

Сергей Баловин: Когда как. В Омске пришло около 20 заявок, в Новосибирске было гораздо больше, там я рисовал нон-стоп. Как-то было 300 писем в день.

А в каких самых невероятных условиях тебе пришлось рисовать?

Сергей Баловин: Хм, интересный вопрос. Наверно в Грузии, я ходил по рынку и рисовал продавцов. Я ничего не просил взамен, просто дарил портреты, правда, мне старались подарить и  что-то в ответ.

Люблю группу Radiohead. Они немного депрессивные. Многие думают, что я весельчак, может, по-клоунски выгляжу со своим проектом... Но Radiohead более соответствует моему внутреннему миру.

Ты был преподавателем в Воронеже, сейчас не предлагают снова преподавать?

Сергей Баловин: Предлагают вести курс в академии искусств Воронежа. По типу тренинга, платный и не для профессионалов. Мне интересно преподавание, кроме того, это хорошая галочка в биографии. Надо придумать, что дать людям за три недели, что было бы интересно.

Я предполагаю, что ты бы говорил студентам о современном искусстве?

Сергей Баловин: Да, и, наверно, как найти себя в нем. Исходя из собственного опыта…

Перейти на полную версию сайта