Криптовалюты

Доллар - 101,61

Евро - 105,25

Тенге - 0,19

Интервью5145

Владимир Золотарь, художественный руководитель и главный режиссер ТЮЗа

Владимир Золотарь, художественный руководитель и главный режиссер ТЮЗа

Александр Румянцев

«Пушкина я пытаюсь опрокинуть в современность».

Год назад Владимир Золотарь вступил в Омске в должность главнокомандующего театром юного зрителя. Его появлению предшествовали скандалы и раскол в связи с увольнением Валентины Соколовой, занимавшей пост директора без малого 27 лет. Работники театра писали в Минкульт письма в защиту Соколовой, которая выступила против концессии театра. Пришествие Владимира Золотаря расценивали как заговор властей против дома Мельпомены. Однако опасения не подтвердились, и на данный момент театру не грозят ни концессия, ни прогнозируемый упадок. О ТЮЗе заговорили как о свободной творческой площадке, репертуар обновляется, а молодежь повалила в стены театра на… фотовыставки, читки пьес, живые трейлеры и вечерние посиделки среди актеров.

О реализации своей концепции развития театра Владимир Золотарь рассказал «СуперОмску».

Расскажите, как идет работа в рамках концепции? Как можно оценить успехи за прошедший первый год?

У меня всегда очень острое чувство неудовлетворенности. И мне кажется, что сделано очень мало в рамках этой концепции.

Давайте по порядку, главное – репертуар.

Мы выполняем все планы. Бывает, что репертуар живет, живет, и в один момент стареет практически весь, и вот именно в этот момент я пришел.

Как «работает» ваша идея с привлечением подростковой аудитории в театр?

С моего первого шага в этот театр и с моего заявления, что я намерен привлекать к разговору молодежь, меня предостерегали со всех сторон. Сейчас мне радостно, когда коллеги говорят: «Какой хороший молодежный спектакль «Отелло»», и вот это слово «молодежный» меня очень устраивает. Потому что был определенный риск, ведь за «Отелло» закрепился очень сильный статус взрослой драматургии. А для меня принципиален был подход к «Отелло» как к материалу для молодежи. Мне очень хотелось начать диалог с подростками с очень серьезной вещи, как бы не для них написанной. И «Маленькие трагедии» – это, прежде всего, разговор, рассчитанный на какую-то молодежную непредвзятость. Мне всегда дурно от этих разговоров: «Ой, это не Пушкин», потому что это выглядит глупо, пошло и цинично. Цинично по отношению к тем, кто над этим работал. Потому что создатели якобы «не Пушкина» читали текст и, скорее всего, более внимательно, чем вы, дорогие господа ценители.

У вас есть какие-то требования к зрителю, который приходит в театр?

Мое первое требование – быть в диалоге. Потому что большая часть современного зрителя к диалогу не готова. Хуже всего, что зритель приходит уже в своем монологе: «Ну, давайте, показывайте, я-то знаю, что такое Чехов. Покажите мне Чехова. Ну что это за Чехов?!». Человек, пребывающий в своем монологе, не готов ничего воспринять. Это то, с чем борется каждый нормальный, хороший театр. К сожалению, и в жизни так происходит: иллюзия диалога, когда человек не пообщался, а только высказался.

Работа с подростковой аудиторией невероятно сложна ввиду их возрастного протеста...

У меня всегда надежда, что молодежь более пластична внутренне, более креативна, и она, иногда сама того не понимая, гораздо более творчески подходит к восприятию театра. Это происходит в силу возраста, в силу того, что человек не устал от впечатлений, в силу того, что в некоем подсознании он себя пока не воспринимает истиной в последней инстанции. Где-то не хватает опыта жизненного и зрительского, но молодой зритель гораздо более радостно воспринимает любую неожиданность, а неожиданность – это пища театра, любая. Поэтому в «Маленьких трагедиях» как Александр Сергеевич на зуб пробует возможности драмы, так и я на зуб пробую эти пушкинские тексты: как они звучат сегодня, как они резонируют с современностью.

(Открытая репетиция спектакля «Маленькие трагедии»)

Театр – «сиюсекундное искусство»?

Да, я часто повторяю это наиглупейшее словосочетание. Театр, как никто иной, должен резонировать, а если этого не происходит, то, ребята, мы имеем тогда дело с какими-то музейными ценностями, а вовсе не театральными. Во что бы мы артиста ни одевали, даже в древнегреческую тогу, если он не является, по сути, нашим современником, то зачем нам это смотреть? Меня мало волнует проблема взаимоотношения Эллина с богами в четвертом веке до новой эры. Да меня вообще не волнует четвертый век до новой эры, я не историк и не археолог. Я современный человек, и я пытаюсь понять, что происходит сегодня. Если тень отца Гамлета рассматривается как пережиток средневековой Дании или средневековой Англии либо еще неизвестно чего – это меня тоже совершенно ничем не беспокоит. А когда понимаю, что тень отца – это груз предыдущего поколения, которое пытается нас всегда подстроить под себя, то меня это начинает волновать. Такая тема была актуальна тогда, сейчас и еще через 500 лет.

«Маленькие трагедии» тоже ждет современная трактовка?

Да, Пушкина я пытаюсь опрокинуть в современность. Я совершенно не согласен со школьной трактовкой, когда детям говорят, то трагедии якобы о страстях. У Пушкина все строится на совершенно неразрешимых конфликтах. Автор доводит все до предельных кризисов, когда сын готов убить отца, когда один творец готов убить другого. Это кризисы предельные, гораздо с большей полярностью, чем «плохое/хорошее». Тут сразу возникает тема для исследования «Как же мы так живем?».

Что нас ждет в весеннюю сессию?

Там готовится совсем молодежный репертуар. Начиная с «Битвы по средам» для старшеклассников и заканчивая историей про болельщиков хоккея. Я надеюсь, что все, о чем я сейчас вам говорю, постепенно приведет нового зрителя в театр. А зрителя давно пора обновить, вбить в головы старшеклассникам, студентам Омска, что есть театр, который для них работает и работает всерьез.

На это и направлены читки пьес и вечеринки, которые устраивал театр: «Ночь Шекспира», «Ай да Пушкин», «Воздух – Воздух»?

Это история, которой мне все время не хватает – наши акции, вечеринки, неформальное общение. С одной стороны, мы много чего сделали за этот год, с другой – это только начало движения того, о чем я говорил, – театра как открытого пространства. Чтобы постоянно функционировала возможность прийти в открытый театр и, помимо спектаклей, встретиться с выставками, дискуссиями, лекциями, читками пьес, мастер-классами и так далее. Сейчас мы запускали этакие пробные шары. Но пока не произойдет мощной революции в виде реконструкции, эти «шары» останутся эпизодическими. Чтобы присутствовала постоянная программа, нам по большому счету не хватает только пространства. Мы пытались начать историю с созданием арт-кафе, но пока приостановились, потому что это огромные затраты, а таких денег просто нет. Поэтому пока только разовые акции. Мы не может сидеть на одном месте и просто ждать реконструкции, потому что никто на сегодняшний день не скажет точно, когда она начнется. Дай бог, что к 2015 году будут подвижки в виде создания проекта, поиска инвестора и так далее. Вроде движение в эту сторону идет, но не вполне определенное.

(«Фотоспектакль. Пушкин. Трагедии. Все»)

Недавно прошел очередной вечер «Фотоспектакль. Пушкин. Трагедии. Все».

Скоро начнется второй и третий фотопроект. Разные истории и разные фотохудожники. Если сейчас Вадик Кириллов делал фотоспектакль, связанный с «Маленькими трагедиями», то с февраля начнется совсем другая история, совместная со студией 2D. Этот проект уже к театру не привязан, мы выступает только как выставочное пространство. Нам ведь надо с этим бессмысленным фойе что-то делать. Плюс Вадик затевает еще один фотопроект вокруг хоккейной истории.

То есть по идее любой идейный мыслитель может прийти к вам и предложить свой проект?

Мы открыты для любых предложений, а потом уже смотрим, интересно нам или нет – с художественной и организационной точек зрения. Чем больше мы открыты – тем лучше. Я в концепции писал, что школьная программа, это, конечно, хорошо, но, приходя в ТЮЗ, школьник и студент должен иметь возможность увидеть, прочитать, потрогать руками то, с чем он не встретится в школе или институте. Очень важно подтягивать любое современное искусство. Не дай бог, меня кто-то неправильно поймет: я всегда за выставки детских рисунков, которые проходят в театре, но те же выставки детских рисунков ребята видят в школах. А фотографии Вадика Кириллова они в школах не увидят, и фотографии других омских авторов они тоже в школе не встретят. А мы предоставляем и художникам площадку, и зрителям возможность увидеть то, на что они просто так не натолкнутся. С музыкантами та же история. Чтобы послушать кого-то, надо же узнать, кто это, пойти в клуб, послушать. А мы притаскиваем интересного музыканта и говорим: «Вот послушайте, такой парень есть у нас в городе, а вы и не подозревали». Очень важно создать художественное пространство, в противном случае детский театр получается узконаправленным. До сих пор приходится бороться с множеством стереотипов. Я много раз слышал: «Да ТЮЗ, да там разве есть что-то интересное? Это же детский театр». На самом деле мы называемся театром для детей и молодежи, но все считают, что это место только для детских утренников.

И как бороться с этими стереотипами?

Для начала зрителю нужно предлагать тот репертуар, который бы его влек, который бы, грубо говоря, заставил его пойти в театр самому. А детей гоняют до 5-6 класса. Даже не просто гоняют, а сгоняют, а то «двойки по литературе получат». Ты можешь поставить фантастический спектакль и не справишься с предубеждением, потому что дети придут уже без желания, готовясь «сидеть в телефоне». А это очень грустно и очень трудно.

Что насчет ТЮЗ-клуба? Он возродился и планируется с ним работа?

ТЮЗ-клуб возрожден, но проходит стадию комплектации. Только к концу сезона будет реально понятно, кто состоит в нем. Это ведь не просто клуб любителей театра, которые пользуются правами. На фоне прав всегда существуют и «обязанности». И потому речь идет о тех, кому театр интересен всерьез. Это не обязательно подростки, желающие в дальнейшем связать судьбу с театром, но в любом случае это должны быть люди, которые хотят чем-то помогать. Мы говорим о возможностях и волонтерской, и творческой помощи. Этот сезон – время формирования возрождающегося ТЮЗ-клуба. Время отфильтрует, но по мне пусть будет десять, даже пять человек, но это будут люди, которые готовы театру что-то отдавать, а не только брать.

Учитывая, как вы сложно входили в театр, как в итоге сложились отношения с труппой?

У нас абсолютное взаимное доверие. Это нормальный рабочий процесс, в котором нет ничего противоестественного, и нет отторжений – профессиональных или человеческих. На самом деле все достаточно комфортно, по крайней мере, для меня. Труппа все равно находится в стадии переформирования. В любом случае приход нового художественного руководителя – это всегда для труппы и радостная перемена, и стресс одновременно. Новые правила, новые лидеры, новые распределения. У кого-то рушатся планы, у кого-то открываются новые горизонты. В целом, болезненных ситуаций нет, никто не вступил в конфронтацию. Самое важное для меня, что все очень хотят работать и работать по-настоящему. И это прекрасно показывают читки, когда в них была задействована почти вся труппа театра, там было всего человек пять не занято по тем или иным причинам. И во всех наших вечеринках очень много инициативы именно от артистов.  

Это в общем, а как сходились с артистами в самом начале?

Когда в феврале я приехал после всех постановок и общался с труппой, то уже не чувствовал никакой конфронтации. Уже тогда было понятно, что все хотят работать и всем – что хорошо – понравились наши общие планы. Плюс я с каждым встречался индивидуально. Я всегда так вхожу в новый для себя театр: по-человечески схожусь с людьми, чтобы понять их мотивации или отсутствие мотиваций в профессии, пробую услышать какой-то их нерв. Мало ли что на сцене у кого сложилось или не сложилось, при личной беседе можно увидеть совершенно иное. Очень важно было почувствовать и общую энергию труппы.

Итак, резюмируйте, что нас ждет во второй половине сезона?

В феврале «Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений». Начало апреля – «Собиратель пуль», в 20-х числах апреля «Битвы по средам». Во второй половине мая история про хоккейных болельщиков. Уже дальше начнется работа над «Заводным апельсином». Год будет очень сложным, но очень насыщенным.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!