В рамках 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение» в киноцентре «Галактика» прошла творческая встреча омичей с Леонидом Якубовичем. На разговор был отведен ровно час, а после состоялся показ ленты «Дедушка твоей мечты» режиссера Александра Стриженова. Пока счастливые обладатели пригласительных смотрели фильм, Якубович встретился с омской прессой.
О любви
Сначала я любил две вещи, потом я полюбил три вещи, потом я стал любить четыре вещи. Я жутко любил море, потом я осатанело стал любить тайгу. Я хотел жить в тайге, но чтобы рядом было море. Потом я полюбил горы, и я решил, что должен жить в таком месте, где будет тайга, горы и море. А теперь я еще полюбил пустыню, из которой вернулся две недели назад. Это что-то феноменальное. Пустыня Агава в Израиле на границе с Мертвым морем.
О паломничестве
Когда мне предложили отправиться в это путешествие, я решил, что надо его пройти. То, что написано в библии, для меня это были буковки. А сейчас у меня снова на столе лежит Библия, и я совершенно по-другому все это читаю, потому что теперь знаю, как они шли. Я думаю, что каждый народ должен пройти свою легенду сам. Как мусульмане совершают хадж, и для них это святое дело. Это не путешествие и не легкая прогулка. Мы шли козьими тропами по 20 километров в день. Шли трое с половиной суток по жаре, без цивилизации, нас сопровождали три верблюда. Это многослойная история моего интереса. Во-первых, проверить дойду я или нет. Я был уверен, что не дойду. Во-вторых, я не понимал, зачем они вообще туда идут. Но за три с половиной дня эти совсем непростые люди НИ РАЗУ не заговорили о делах. Все разговоры об истории, Торе, Боге, Христе. Глубокий разговор, глубокий интерес. Трое с половиной суток я молчал. Это паломничество, без кавычек.
Об эмоциях
Я еще там, в пустыне, у меня не улеглось это. Я на самом деле не очень понимаю, что со мной произошло. Первые полдня у меня было большое желание повеситься на этом месте и застрелиться там же. Потому у меня что-то перевернулось в голове, я никогда не думал, что со мной это может так произойти, это называется просветление. Я пока оценить это не могу. Но то, что я не жалею, – это точно. Это такое погружение в неизведанный мне мир. Я не совсем верующий человек и уж совсем мало знающий теологию. Но на меня это произвело очень глубокое впечатление. Я преклоняюсь перед людьми, которые это придумали. Я не знаю, смогу ли я об этом написать… не знаю, почему… наверно, это что-то интимное, таинственное.
О «Поле Чудес»
Мы думали, что эта история закроется через полгода. Что не может она долго держаться в первоначальном варианте. И тогда мы перепридумали ситуацию – это стала программа не о том, во что играют, а о тех, кто играет. Все перевернулось с ног на голову. Дальше я не понимаю такой долговечности.
Я вижу участников за пять минут до начала и понятия не имею, о чем они могут говорить. Черт его знает, что может произойти во время съемок. Вы бы видели, что творится после. Все что-то привозят, накрывается стол. Я только успеваю сказать «съемка окончилась» и удираю тут же. Потому что все сидящие в зале, 300 человек, валятся с трибун и съедают, нет, сжирают наклейки, обертки, целлофановые пакетики, засовывая в карманы апельсины. Администрация только орет: «Пустите детей! Дайте детям хоть конфетки!»
О современности
Общее падение нравов, мы все стали друг к другу относиться плохо. Весь вопрос заключается не в том, кем ты работаешь, а сколько ты зарабатываешь. И никого собственно не интересует, в профессии ты вообще кто, что ты собой представляешь? Деньги есть – состоялся? Денег нет – иди отсюда, будь ты хоть великий ученый, писатель, токарь, литейщик. Обидно за актеров, которые получают удивительно нищенскую зарплату. Вернулись такие времена. Это было в средневековье, когда лицедейство считалось за презрительный труд. Когда собирали копеечки на площадях. Но ведь когда-то было и другое время – Евстигнеева, Леонова, Раневской. И было время, когда люди ходили в театр и переодевались, потому что это было событие. Но тогда и артисты не выходили на сцену в том, в чем ходили по улице.
О юбилеях
В этом году у меня четыре замечательных юбилея. Правда, они ко мне не имеют никакого отношения, но довольно приятные. 31 июля мне 70 лет. 25 лет программе «Поле чудес». В Троицу исполнится ровно 20 лет, как я самостоятельно первый раз в жизни поднялся в воздух на маленьком самолетике. И вот вышел первый фильм, снятый по моей повести, где я играю главную роль и я сопродюсер. Так что год хороший.
О 70-летии
Отмечать не буду. Думаю, как бы удрать, не знаю куда. Я как-то подумал, что мы такие красивые слова говорим, когда человек уходит. На кладбище послушать – потрясающе. Если бы мы при жизни такие слова говорили, то дольше бы жили. Вот люди ко мне на 70-летие придут и начнут говорить всякие хорошие слова, и тогда мне что – помирать? А что они тогда будут говорить на похоронах?
О дочери и ЕГЭ
Дочери 17 лет, она оканчивает школу, и мне на голову свалилось это ЕГЭ. Для меня это вообще что-то странное. Понимаете, эти три слова надо писать на заборе. Я залез в ЕГЭ, обалдел совершенно. Мне очень хочется поглядеть на людей, которые составляли эти вопросы. К примеру, смотрю литературу. Для того чтобы ответить на вопросы, толково ответить, я позвонил в Институт русского языка и литературы. У меня есть знакомый профессор, замечательная милая женщина. Она попросила перезвонить через 15 минут. Потом она в течение получаса мне объясняла, что имелось в виду. Я все равно ничего не понял. Но какими-то своими словами коряво объяснил дочери, что это, в общем, номер 4 – «короче, отстань от меня. Вот есть варианты 1, 2, 3, 4 – вот последний».
Варвара Леонидовна мечтают изучать языки, желают стать филологом. Она на английском говорит как на русском, еще взяла французский, мечта – испанский и в «арабику» хочет удариться. И мы сегодня выбираем, куда нам поступать.
О выборе профессии
В свое время я честно прошел в одном театральном вузе два тура, а в другом – один тур. Но отец меня очень попросил получить сначала специальность. И я поступил в институт электронного машиностроения. Я пожалел через два года. К тому времени у меня был небольшой стаж, я оканчивал вечернюю школу и в 15 лет пошел работать на завод, у меня был очень высокий разряд, я был электромонтажником по грузоподъемным устройствам. Но когда я пришел в Московский институт электронного машиностроения, через год выяснилось, что я ничего в этом не понимаю. Никто до сих пор не может мне объяснить, что такое электрический ток. Я понял, что мне надо уходить.
Александр Масляков и Никита Михалков
Меня восхищает личность Александра Маслякова. Это какой-то портрет Дориана Грея. Это что-то невероятное. Я его помню столько лет, и он всегда в хорошем настроении. Вокруг него вертится все. И я тому свидетель, и я подтверждаю и утверждаю, что огромный процент успеха этой истории – это он. Просто капитан корабля. Потрясающе.
Никита Сергеевич Михалков – деятель искусства, перед которым можно с преклонением… Немыслимо, чтобы бог столько надарил одному человеку. Это даже как-то обидно, честное слово, ну что такое. Другое дело, что я в большей степени люблю его как актера. Он очень хороший артист, без всякого сомнения, выдающийся. Можно долго спорить о его фильмах, ранние фильмы мне нравятся больше, чем теперешние. Что касается его общественной работы – я об этом мало что знаю. Меня вовсе не интересует, что о нем пишут. Но если поглядеть на круг его интересов, чем он занимается, и что бы о нем ни говорили, плохое или хорошее, давайте отдадим должное человеку, который ухитряется этим всем заниматься. При всем при этом ничего не завалив, меня это поражает до крайности, я бы потерялся давным-давно.
«Как я сбрил усы»
Это было один раз на гастролях, очень много лет тому назад. Никакого «Поля чудес» еще не существовало. Шло совещание, в большой комнате в люксе, а я в маленькой комнате брился. Решил подравнять усы и один стал короче другого. Я подровнял второй, он стал короче первого, в результате я превратился в Гитлера. У меня под носом образовались две такие штучки, я так испугался, что сбрил их. После чего у меня было ощущение, что я остался без трусов. Я стеснялся выходить на улицу, у меня было ощущение, что на меня все смотрят. Я сидел две недели дома, пока что-то не отросло. Больше я их не трогаю вообще.
Цитаты:
Я, к сожалению, не так начитан и не так эрудирован. От своей лени, кстати.
Если бы у нас человек выиграл миллион долларов, его возненавидели бы все.
Любая благотворительность – это таинство, иначе зачем?
В моей семье телевизор не смотрит дочь, я смотрю «Дискавери», а по ночам – фильмы по тарелке. Но моя передача – табу, навсегда.
Вот мы сняли фильм, а его в прокат не берут. Слишком хороший. Стрельбы нет, пальбы нет, секса нет. Добрая, милая сказка.
Во все праздники, все дни рождения и все религиозные праздники, человек 150-300 получают от меня именные стихотворные поздравления.
Моя жена Марина занимается тем, чем должна заниматься женщина, она – хозяйка.
КВН – это кусок жизни.
Ложечки я ворую, это знают все.