В Омске идет набор желающих стать членами Молодежного совета, приобщиться к муниципальной власти и понять самому, каково это – управлять городом и решать проблемы его жителей. О том, зачем Омску нужна молодежная власть, чего ждут начинающие политики и какие конкретно задачи им ставятся, «СуперОмску» рассказал вице-спикер Омского городского Совета Алексей Сокин.
- Расскажите, как появилась идея молодежного Совета?
- История Молодежного совета начинается с 2011 года — именно тогда, в декабре, было принято решение Омского городского Совета. Идея создания подобной организации поддерживалась мэрией Омска, депутаты горсовета также в этом участвовали. В итоге всей подготовки депутаты ОГС 5-го созыва, избравшись в марте 2012 года, на руках имели уже принятое решение депутатов 4-го созыва, доставшееся нам «в наследство». И нам нужно было его исполнять.
- А зачем городу нужен сам институт Молодежного совета?
- Первая наша задача — познакомить ребят с работой горсовета. Вторая задача сложнее — вот в советское время была определенная модель воспитания (октябренок, пионер, комсомолец и так далее), эта была очень интересная модель. Тогда выявляли, растили лидеров, а затем встраивали их на предприятия, включали в работу по научной, организаторской, партийной деятельности. Может быть, я ее идеализирую, но она действительно приносила собственные плоды. Сейчас каждый предоставлен сам себе, многие выпускники банально не знают, что им делать. Поэтому наша цель – познакомить ребят с политической жизнью именно на муниципальном уровне. То есть это такая своеобразная кадровая программа муниципалитета.
- Какие аспекты работы горсовета ребята должны будут узнать?
- Наша главная задача сейчас – это вовлечь молодежь в жизнь города именно на муниципальном уровне, познакомить молодых, активных, ответственных ребят с тем, как работают депутаты горсовета, как проходят те или иные решения, как они поступают в те или иные органы самоуправления, как вырабатываются компромиссные решения, согласованные с обществом, законодательством. Вот у нас есть такая идея в этом году — дать, допустим, группе ребят просьбу из народа, адресованную депутату. И пускай они ее проследят от самого момента написания человеком, проведут через все инстанции, вплоть до возвращения ответа, это значительно расширит их понимание муниципальной работы как таковой.
- У нас уже много лет есть горсовет, вот теперь развивается Молодежный совет. Почему «совет», а не «парламент» или «дума»?
- В стране есть множество вариантов — в Калининградской области существует молодежное правительство, то есть там при губернаторе есть целая команда молодых министров, которые дублируют «взрослое» правительство, то есть там пошли по пути исполнительной власти. Есть молодежные думы, парламенты — это всегда отражает суть проекта, привлекает к нему внимание, но и несколько политизирует, что не всегда оправдано. Именно поэтому горсовет отказался от такой формулировки, решил уйти от такой политической обозначенности, чтобы у молодых ребят не создавалась иллюзия, мол, «вот сейчас пойду в парламент, и там буду с шашкой наголо».
Мы решили, что политическим партиям не место в Молодежном совете. Также мы исключили удостоверения членов совета, дабы не было такой ситуации, когда молодой человек в автобусе кондуктору показывает, мол, «я член Молодежного совета». Важно, чтобы ребята, которые к нам придут, шли не за регалиями и статусами, а именно ради дела — у кого-то оно есть и реализуется, у кого-то – нет, поэтому он пока учится и смотрит.
- Что же тогда получат будущие члены Молодежного совета?
- Для кого-то все равно это статус — некоторые будут красной строкой вписывать в свое портфолио строчку «Член молодежного Совета созыва 2013/2015 года». Кто-то останется недоволен. Такие всегда есть. Однако тем, кто действительно будет работать, это даст бесценный опыт, это поможет продвинуться дальше. Здесь каждый сможет заниматься своим делом — вот один из наших ребят (работал с нами в прошлом году) настолько прикипел к Ленинскому округу, настолько себя хорошо показал, что сейчас работает в администрации округа. Это возможность начать работу, а как этой возможностью распорядиться – решают только сами ребята. В первую очередь, работа в совете поможет им определиться с будущим — кто-то влюбится в муниципальную работу и будет помогать людям, а кто-то поймет, что это не его, и он хочет заниматься бизнесом.
- Вы упомянули Ленинский округ. Есть какая-то территориальная привязка?
- Если они собираются выполнять проекты, которые имеют территориальную привязку, то это замечательно. Да, у нас такая система, что ребята, стремящиеся попасть в совет, передают их в округа. Да, конечно, хочется, чтобы они от какой-то территории пришли, и были за этой территорией закреплены. Если же не будет хватать по набору кандидатов или будут такие, которые хотят заниматься каким-то отдельным направлением, например, для всего города или университета, то это прекрасно. Можно ведь сделать так, как это у нас устроено в горсовете — 20 членов с привязкой к территории, а еще 20 — представители от какого-нибудь профсоюза или университета, от Нефтезавода или экологов, от Совета молодых ученых или от Молодой гвардии.
- И желающие попасть в совет есть?
- Да, нам, звонят и спрашивают, как попасть. С другой стороны, формальности вызывают у людей вопросы. Скажу сразу — все заявления в свободной форме. Единственное, про что забывают почти постоянно, так это про письменное разрешение на обработку своих персональных данных. Резюме составлять все умеют — пускай вписывают туда все, что угодно – от похвал и грамот до настоящих дел.
- Сколько вообще будет набираться членов в Молодежный совет?
- Мы набираем 40 ребят в совет, плюс 10 будет в резерве. Прием документов начинается уже с завтрашнего дня и продлится еще 20 дней. Вот в прошлом году, например, изначально к нам поступило свыше 400 заявлений. Из них на местах отобрали больше сотни. И хочу сказать в конце — у нас не идеально строится политика взаимодействия законодательной и исполнительной властей. И вот эта молодежь, которая пройдет через совет, – это те, кто, возможно, будет двигать омскую политику вперед не сейчас, но уже в 2025 году. И мы все за то, чтобы профессиональные политики были не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно для определения профессионалов и создана эта программа — ведь в ней обязательно кто-то разочаруется и найдет свой путь, а кто-то влюбится и дальше будет помогать людям.